“Всем травам мати” (фольклорно-этнографический комментарий к образу плакун-травы в поэзии А. Блока и Н. Клюева)

Автор: Криничная Н.А.

Журнал: Проблемы исторической поэтики @poetica-pro

Статья в выпуске: т.5, 1998 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается образ «плакун-травы» в фольклоре и в поэзии А. Блока и Н. Клюева, который является сакральным символом, олицетворением смерти, атрибутом похоронной обрядности. В народно-поэтических представлениях «плакун-траве» приписывается способность давать утешение скорбящим, оберегать грань между мирами, земным и потусторонним, между жизнью и смертью, сиюминутным и вечным.

Фольклор, образ, язычество, христианство, ремисценция, а. блок, н. клюев

Короткий адрес: https://sciup.org/14749096

IDR: 14749096

Список литературы “Всем травам мати” (фольклорно-этнографический комментарий к образу плакун-травы в поэзии А. Блока и Н. Клюева)

  • Самолечение простого народа по травникам//Олонецкие губернские ведомости. 1884. № 41. С. 396.
  • О народных травниках в Олонецкой губернии//Олонецкие губернские ведомости. 1896. № 33. С. 2.
  • Якушкин. Народные сказания о кладах, разбойниках, колдунах и их действиях//Москвитянин. 1844. Ч. VI. № 12. Смесь. С. 41, 42.
  • Калеки перехожие: Сб. стихов и исследование П. Бессонова. М., 1861. Вып. 2. № 80. С. 291.
  • Аверинцев С. С. Иоанн Богослов//Мифы народов мира. М., 1980. Т. 1. С. 551.
  • Соколова В. К. Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов. М., 1979. С. 188.
  • Сахаров И. Сказания русского народа о семейной жизни своих предков. СПб., 1836. Ч. 1. С. 124, 125.
  • Послание архиепископа Геннадия Новгородского епископу Нифонту Суздальскому//Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV -начала XVI века. М.; Л., 1955. С. 313.
  • Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 196-199
  • Криничная Н. А. Русская народная историческая проза: Вопросы генезиса и структуры. Л., 1987. С. 109-118.
Статья научная