Вузовские исследования как условие экономического прогресса и алгоритм отработки базовых навыков

Автор: Рубан Д. А.

Журнал: Вестник Прикамского социального института.

Рубрика: Наука и образование

Статья в выпуске: 3 (87), 2020 года.

Бесплатный доступ

Будучи концентраторами интеллектуального капитала, связанного с исследовательской деятельностью, университеты способны сформировать благоприятное условие для экономического прогресса. В настоящей работе проводится концептуальный анализ данного условия. Критически оценивается распространенное представление о том, что университеты должны выполнять заказ со стороны бизнес-среды. Оно видится несостоятельным по причинам превосходства академического форсайта над экономическим. Показано, что для обеспечения экономического прогресса интеллектуальный капитал, накопленный за счет исследовательской деятельности, должен использоваться для определения направлений долгосрочного развития экономики и соответствующей ориентации представителей бизнес-сообщества через образовательные процессы и консалтинг. Это возможно при высоком качестве проводимых исследований. Требуется улучшение подготовки начинающих ученых, чему может послужить в том числе предлагаемый алгоритм отработки базовых навыков, связанных с публикационной активностью.

Еще

Бизнес, инновационная экономика, научная деятельность, университеты, форсайт

Короткий адрес: https://sciup.org/14126960

IDR: 14126960

Текст научной статьи Вузовские исследования как условие экономического прогресса и алгоритм отработки базовых навыков

D. A. Ruban

K. G. Razumovsky Moscow State University of Technologies and Management (The First Cossack University), Moscow, Russia

UNIVERSITY RESEARCH AS CONDITION OF ECONOMIC PROGRESS AND BASIC SKILLS DEVELOPMENT ALGORITHM

Обеспечение безопасности России в аспектах геополитики и устойчивости развития тесно связано с успешностью ее экономики. Прогресс последней, в свою очередь, детерминируется научным потенциалом как на национальном, так и на региональном уровнях, что аргументировано, в частности, в статьях Е. А. Носачевской [3; 4]. Большую популярность получили представления о так называемой «тройной спирали», объединяющей университеты, предприятия (бизнес-среду в целом) и государство. Они появились в 1990–2000-х годах [6; 7], а затем многократно дополнялись и заново интерпретировались, в том числе и применительно к конкретным ситуациям и национальным системам [9–11]. В России исследовательский интерес к экономическим функциям научной сферы высок. В качестве примера можно привести недавние работы В. А. Бондаренко и Н. В. Гузенко [1], Е. П. Гармашовой [2] и М. В. Шкуратовой [5]. Как зарубежные, так и отечественные ученые обращают внимание на многоплановость реализации этих функций, равно как и на неоднозначность соответствующих им процессов в научной сфере и бизнес-среде.

В общественном понимании широко укоренилось упрощенное представление, восходящее корнями к идеям плановой экономики времен бывшего СССР, согласно которому вузовские исследования призваны удовлетворять потребности экономики, а готовящиеся университетами кадры должны отвечать некоторым требованиям со стороны предприятий и организаций. Целью настоящей работы является критическое рассмотрение этого представления путем концептуального анализа. Одновременно с этим даются рекомендации относительно развития базовых исследовательских навыков у начинающих ученых, которые бы отвечали действительным экономическим интересам страны.

Прежде всего стоит принять во внимание тот факт, что именно университеты являются центрами концентрации интеллектуального капитала (экономическое выражение научного потенциала), связанного не только с его непосредственными носителями, но также с наличием инфраструктуры, поддерживающей его в активном состоянии. При этом проведение научных исследований выполняет две взаимосвязанные функции. С одной стороны, они способствуют генерации новых порций этого капитала. С другой стороны, исследования используют этот капитал. Акцент стоит делать на вузовских исследованиях по причине того, что в международной организации научной среды именно они играют ведущую роль, а также с учетом распределения интеллектуального капитала в ходе образовательной деятельности.

С учетом сказанного выше важность университетов для экономического прогресса неоспорима. Однако принципиально важно понимать, как это условие реализуется. Если университет выполняет заказ хозяйствующих субъектов в плане генерации, трансфера и внедрения инноваций или же подготовки специалистов с определенной квалификацией, то в таком случае его научный потенциал оказывается в зависимости от неинтеллектуального спроса. Как следствие, расширение этого потенциала замедляется (такого рода спрос не может стимулировать действительно прорывной научный поиск), а использование происходит лишь частично (в границах видения заказчика). Иными словами, академический (научный, вузовский) форсайт оказывается в зависимости от экономического форсайта, при этом первый определяется высокоинтеллектуальной деятельностью, а второй — практическим опытом, привязанным к текущему состоянию экономики (под форсайтом понимается способность долгосрочного прогнозирования, сопряженная с постановкой на повестку дня действительно актуальных вопросов и соответствующей конфигурацией деятельности). Говоря образно, это можно описать как зависимость будущего от настоящего или даже прошлого. Нелогичность такого положения дел очевидна. В действительности оно приводит к недоиспользованию ресурсов университетской науки и неудовлетворенности бизнес-среды по причине того, что последняя сама не формирует спроса на идеи, продукты, проекты, которые могут быть получены с использованием интеллектуального капитала. Более того, снижается эффективность распространения интеллектуального капитала через обучение студентов, так как не обладающие им хозяйствующие субъекты часто формируют требования к уровню выпускников вузов существенно ниже, чем те в действительности получают или могли бы получить.

Подобного рода теоретические рассуждения ставят вопрос об экономическом форсайте. Недооценивать его вряд ли возможно. При этом стоит понимать, что он основан или на предпринимательском опыте и видении, или на профессиональном прогнозировании, выполненном внутри бизнес-среды. В первом случае он оказывается случайным и связанным с довольно субъективными интерпретациями. Во втором случае он носит научный характер, однако потенциал для такого прогнозирования в вузах по определению больше, чем в бизнес-структурах. В любом случае усложнение бизнес-процессов в условиях экономического прогресса, ориентированного на инновации, происходит гораздо более быстрыми темпами и до более высокого уровня, чем те, что соответствуют опоре на массовое (!) использование экономического форсайта.

Сказанное выше говорит о концептуальной несостоятельности представления о том, что вузовские исследования должны сводиться к удовлетворению потребностей экономики. Однако это не означает, что первые не являются условием прогресса второй. Напротив, это условие значимо, так как наличие любого капитала, в том числе интеллектуального, формирует предпосылку для экономического роста. Предполагается, что данное условие должно реализовываться следующим образом. Хотя университеты, безусловно, должны реагировать на запрос со стороны хозяйствующих субъектов и решать ставящиеся ими практические задачи, они сами призваны быть флагманами экономики, влияя на этот запрос, делая его более «продвинутым». Это возможно сделать за счет подготовки молодых специалистов, а также переобучения и консультирования представителей бизнес-среды и государственных служащих в контексте академического форсайта. Это означает также, что запрос к вузам со стороны хозяйствующих субъектов должен касаться не только определенных идей, технологий или кадров с конкретными компетенциями, но и консалтинга, основанного на научном потенциале.

Видится уместным отметить недавнюю программную статью Г. Фишера [8], в которой обосновывается необходимость открытости университетских работников, в частности преподавателей экономических дисциплин, бизнес-сообществу. Именно эта открытость обеспечивает нормальное функционирование вышеотмеченной «тройной спирали». Она не только обозначает магистральное направление для встраивания вузов в современные экономические системы (этим направлением является вышеупомянутый консалтинг), но и решает некоторые конкретные задачи, в частности повышает качество самой исследовательской работы [8], способствуя генерации интеллектуального капитала.

Однако помимо открытости и вообще готовности стать флагманами экономического прогресса вузам следует обладать действительно значимым научным потенциалом, который может реально оцениваться как интеллектуальный капитал. Исследования и полученные по их завершении результаты должны характеризоваться высоким качеством, судить о котором можно по их соответствию общепринятым в мировой практике критериям. К числу таковых относятся, в частности, показатели публикационной и патентной активности. Если говорить об исследованиях конкретно экономической направленности, то оценить их качество можно именно через различные количественные и качественные параметры публикуемых по их результатам работ. При этом важно понимать, что ценность имеет не столько научная статья сама по себе, пусть даже опубликованная в одном из наиболее престижных международных журналов, сколько положенное в ее основу исследование (но и последнее не может считаться завершенным без опубликования результатов).

Реализация в России национального проекта «Наука» призвана нормализовать состояние отечественной научной сферы в целом и исследовательской деятельности в частности. Задачи, решаемые в рамках этой инициативы1, позволят увеличить размер интеллектуального капитала, включая ту его составляющую, что сконцентрирована в вузах. Более того, реализация национальных проектов требует использования научного подхода [4], что опосредованно стимулирует исследовательскую активность. При этом совершенно справедливо акцент делается на привлечение в российскую науку молодых специалистов. Необходимо понимать, что выполнению исследований высокого качества (международного уровня) они должны обучаться, что подразумевает наличие ранее сформированного научного потенциала. Если последний в достаточной мере велик в некоторых естественных и точных науках (химия, физика и т. п.), то его размер гораздо более ограничен в ряде других наук, в том числе социально-гуманитарных. Более того, данный потенциал неоднородно распределен в академическом пространстве страны, концентрируясь в одних вузах и пребывая в дефиците в других. Уместно отметить, что в химии, физике и подобных науках важную роль играет лабораторная организация исследовательской работы, и в таком случае начинающий ученый может приобрести базовые навыки, становясь членом стабильного коллектива и участвуя в его деятельности. Однако в таких социально-гуманитарных науках, как экономика, философия, или естественных науках, как геология, география, лабораторный подход или вовсе отсутствует, или не играет ведущей роли (за рядом исключений). Как следствие, сама научная среда не подталкивает начинающего ученого по пути самосовершенствования. В любом случае с учетом вышеотмеченной гетерогенности отечественного научного потенциала видится важной выработка четких алгоритмов отработки базовых навыков у будущих ученых, что позволит им проводить высококачественные исследования с одновременным наращиванием научного потенциала и интеллектуального капитала, столь важных для экономического прогресса страны.

Стоит признать, что для будущих ученых наиболее принципиальны, с одной стороны, приобщение к мировой и национальной науке, ознакомление с ее новейшими достижениями для оптимального выбора тематики собственных исследований, а с другой — осознание важности публикационной активности. И то и другое предполагает умение работать с научной литературой, прежде всего с ведущими отечественными и международными журналами. Основываясь на собственном опыте, автор предлагает простой алгоритм отработки базовых навыков у студентов (любой ступени обучения — от бакалавриата до аспирантуры), ориентированных на построение научной карьеры. Данный алгоритм не является универсальным, так как охватывает только определенный набор навыков, связанных с публикационной активностью. Он включает в себя пять коротких этапов, на каждом из которых студент выполняет технические задания (самостоятельно, но с обязательным контролем преподавателем после каждого этапа).

Содержание предлагаемого алгоритма таково:

  • 1.    Работа с ведущими отечественными изданиями (с помощью системы Научной электронной библиотеки студент подбирает 10–15 релевантных источников (статей в научных журналах из числа опубликованных за последние три года) по произвольно заданной, но вполне конкретной теме, определяет их индексируемость в системе РИНЦ, вхождение журналов в перечень ВАК РФ и оформляет ссылки на них согласно общепринятым нормам).

  • 2.    Работа с ведущими зарубежными изданиями (с помощью информационной системы ScienceDirect издательства Elsevier студент подбирает 2–3 научных журнала для возможной публикации статьи по той же теме с оценкой перспектив опубликования в контек-

  • сте содержания наиболее свежих выпусков выбранных журналов; грамотно оформляет ссылки на 5–10 аналогичных статей из этих журналов). На этом этапе студент также получает основную информацию о роли публикационной активности в современной науке (например, с использованием обобщающей видеолекции1).
  • 3.    Структурирование статей (основываясь на примерах статей из ведущих отечественных и зарубежных журналов, студент составляет подробный план статьи по ранее предложенной теме, соотнося ее разделы с блоками информации, которые могут предполагаться для такой статьи).

  • 4.    Иллюстрирование статей (основываясь на тех же примерах, студент формирует список рисунков и таблиц, которые могли бы быть включены в предполагаемую статью по ранее выбранной теме). На этом этапе преподаватель подробно поясняет процедуру последовательной подготовки научной работы для последующей подачи в журнал.

  • 5.    Тематическая работа (ориентируясь на содержание выпусков ведущих отечественных и международных журналов, студент предлагает 3–5 перспективных тематик для проведения исследований, обосновывая их перспективность и реализуемость; выбор каждой из них критически анализируется далее совместно с преподавателем).

В заключение можно сделать три общих вывода. Во-первых, вузовские исследования, определяя интеллектуальный капитал, выступают в качестве значимого условия экономического прогресса, так как создают основу для применения академического форсайта. Во-вторых, именно вузовская наука должна определять направления этого прогресса, активно влияя на запрос со стороны хозяйствующих субъектов. В-третьих, начинающие ученые нуждаются в соответствующей подготовке с отработкой базовых навыков, необходимых для проведения высококачественных исследований мирового уровня.

Данная работа носит исключительно концептуальный характер. Однако установление приоритетов научного и экономического развития требует согласования именно общего видения их взаимодействия. Признание того, что любые качественные исследования приумножают интеллектуальный капитал, который может быть использован для экономического прогресса, ставит вопрос о системе подготовки вузовских кадров и, в частности, формировании подходов к их обучению основам научной деятельности на современном уровне. Весь этот комплекс проблем по своей сути является концептуальным и требует соответствующего обсуждения и в дальнейшем.

Список литературы Вузовские исследования как условие экономического прогресса и алгоритм отработки базовых навыков

  • Бондаренко В. А., Гузенко Н. В. Вопросы достаточности финансирования научных исследований в России в аспекте нацеленности экономики на инновационное развитие // Финансовые исследования. 2020. № 2. С. 171–178.
  • Гармашова Е. П. Теоретические основы определения основных направлений развития университетов // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. 2020. № 2. С. 198–207.
  • Носачевская Е. А. Роль науки в функционировании экономических процессов // Известия Юго-Западного государственного университета. 2013. № 6-2. С. 53–55.
  • Носачевская Е. А. Об актуальных вопросах научного обеспечения развития региональной экономики в контексте реализации национальных проектов // Экономика устойчивого развития. 2019. № 1. С. 210–213.
  • Шкуратова М. В. Предпринимательский университет и рынок труда: компетентностный аспект взаимодействия // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020. № 6-1. С. 202–208.
  • Etzkowitz H. Triple helix clusters: Boundary permeability at university-industry-government interfaces as a regional innovation strategy // Environment and Planning C: Government and Policy. 2012. Vol. 30. P. 766–779.
  • Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: From National Systems and “mode 2” to a Triple Helix of university-industry-government relations // Research Policy. 2000. Vol. 29. P. 109–123.
  • Fisher G. Why every business professor should write practitioner-focused articles // Business Horizons. 2020. Vol. 63. P. 417–419.
  • Mascarenhas C., Marques C., Ferreira J. J. One for all and all for one: Collaboration and cooperation in Triple Helix Knowledge Cocreation // International Regional Science Review. 2020. Vol. 43. P. 316–343.
  • Organizing practices of university, industry and government that facilitate (or impede) the transition to a hybrid triple helix model of innovation / D. Sarpong, A. AbdRazak, E. Alexander, D. Meissner // Technological Forecasting and Social Change. 2017. Vol. 123. P. 142–152.
  • Thune T. The training of “Triple Helix Workers”? Doctoral students in University-Industry-Government Collaborations // Minerva. 2010. Vol. 48. P. 463–483.
Еще
Статья научная