Взаимодействие родителей и психолого-медико-педагогической комиссии как важный фактор эффективности инклюзивного образования: результаты общероссийского мониторинга
Автор: Вакорина Людмила Юрьевна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 12, 2018 года.
Бесплатный доступ
Психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК) - механизм, который можно считать частью инклюзивного образования. Однако, как любой механизм, ПМПК несовершенен: наиболее частая трудность, с которой сталкиваются комиссии, - взаимодействие с родителями, а именно несогласие родителей с рекомендациями ПМПК, предоставление родителями неполного или некорректного комплекта документов, неуважительное отношение родителей к ПМПК, неуважительное отношение членов ПМПК к родителям, что ведет к взаимным жалобам ПМПК и родителей. Именно поэтому в рамках статьи сделан акцент на данную проблему. Приведены результаты общероссийского мониторинга центральных и территориальных ПМПК, а также представителей органов исполнительной власти субъектов РФ по данному срезу, которые позволили описать масштаб проблемной ситуации и предложить несколько направлений решений.
Психолого-медико-педагогическая комиссия, инклюзивное образование, родители, дети с овз, мониторинг
Короткий адрес: https://sciup.org/149133118
IDR: 149133118 | DOI: 10.24158/spp.2018.12.10
Текст научной статьи Взаимодействие родителей и психолого-медико-педагогической комиссии как важный фактор эффективности инклюзивного образования: результаты общероссийского мониторинга
Психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК) на настоящий момент являются механизмом, который призван проводить обследование детей и выносить рекомендации по необходимому формату обучения конкретного ребенка. Деятельность комиссий организуется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» [1].
Адаптированная система образования, которая позволяет эффективно интегрировать системы общего и специального образования, получила законодательное закрепление в Саламанк-ской декларации, принятой на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в 1994 г. В декларации содержится обращение к правительствам всех стран «принять в форме закона или политической декларации принцип инклюзивного образования, заключающийся в том, что все дети поступают в обычные школы, если только не имеется серьезных причин, заставляющих поступать иначе» [2]. Говоря о ПМПК в контексте инклюзивного образования, можно назвать их своеобразным арбитром в сложных ситуациях между родителями и школами. Так, можно отметить, что запросы на услуги инклюзивного образования происходят в основном от родителей, которые находят обучение своих детей в конкурентных условиях сложным: рост жалоб на дислексию, аутизм и синдром дефицита внимания и гиперактивности возникает среди родителей, учителя чаще жалуются на расстройства поведения [3, p. 276]. Несмотря на то что заключения ПМПК не являются обязательными к исполнению, конфликты между родителями и комиссией значимо осложняют всю деятельность ПМПК.
Институт проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета в рамках федерального проекта в 2015 г. провел исследование деятельности центральных и территориальных ПМПК России [4, с. 128]. Согласно полученным данным, основная причина конфликтов как в центральных, так и в территориальных ПМПК - несогласие родителей с рекомендациями ПМПК, на втором месте - предоставление родителями неполного или некорректного комплекта документов. Конфликты по этому поводу возникают в половине центральных ПМПК и в каждой пятой территориальной комиссии (центральные - 48 %, территориальные - 19). Третья причина - неуважительное отношение родителей к ПМПК. Однако следует отметить, что эти данные получены от самих ПМПК - родители, вероятно, имеют свою точку зрения на этот вопрос.
Весной 2018 г. автором было проведено исследование в рамках госзадания «Разработка комплексного научно-методического обеспечения мониторинга деятельности центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий в субъектах Российской Федерации и его проведение» (№ 28.12629.2018/12.1).
В статье представлена информация, полученная в ходе опроса трех категорий работников ПМПК:
-
1) представители органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление в сфере образования: 80 регионов РФ (кроме Приморского края, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Севастополя, Калужской области, Чеченской Республики);
-
2) председатели центральных ПМПК (далее - ЦПМПК): 83 региона РФ (кроме Севастополя, Чукотского АО);
-
3) председатели территориальных ПМПК (далее - ТПМПК). Представлены данные по 73 регионам РФ (кроме Дагестана, Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Ингушетии, Бурятии, Башкортостана, Адыгеи, Алтая, Ивановской и Калининградской областей, Москвы, Ненецкого АО). Опрошены по 2 ТПМПК каждого субъекта, кроме Республики Тыва, Астраханской, Курганской, Липецкой областей и Севастополя, где опрошены по 1 ТПМПК.
В силу актуальности проблемы взаимодействия с родителями приведем основные результаты по данной проблеме.
Согласно ответам на вопрос: «Укажите количество жалоб на действия ПМПК, поступивших в Ваше ведомство от родителей за последний год» - 27,5 % представителей органов исполнительной власти сообщили, что такие жалобы поступали. Больше всего жалоб было в ПМПК Челябинской области (7) и Красноярского края (6). Следует отметить, что почти во всех регионах, где поступали жалобы, уровень удовлетворенных жалоб составляет 100 %. Исключение - Удмуртская Республика, где уровень удовлетворенных жалоб равен 50 %.
Оценки удовлетворенности родителей (законных представителей) услугами, предоставляемыми ПМПК, выглядят следующим образом:
-
- родители (законные представители) детей с ОВЗ: ЦПМПК - 4,4 балла из 5, ТПМПК -4,3 балла из 5;
-
- родители (законные представители) детей-инвалидов: ЦПМПК - 4,5 балла из 5, ТПМПК -4,4 балла из 5;
-
- родители (законные представители) детей с девиантным поведением: ЦПМПК -4,2 балла из 5, ТПМПК - 3,8 балла из 5;
-
- законные представители детей-сирот: ЦПМПК - 4,5 балла из 5, ТПМПК - 4,2 балла из 5.
По мнению председателей ПМПК, больше остальных удовлетворены родители детей-инвалидов и представители детей-сирот, меньше удовлетворены родители детей с девиантным поведением.
Конфликтные ситуации между родителями (законными представителями) детей и членами комиссии не возникали в каждой пятой ЦПМПК, в остальных случаях они возникали крайне редко (единичные случаи). Конфликтные ситуации между родителями (законными представителями) детей и членами комиссии не возникали в 38,8 % случаев ТПМПК, в 61,2 % они были крайне редки, в 2,9 % случаев указан вариант ответа «реже, чем при обследовании каждого 5-го ребенка», 1,4 % ответов - «при обследовании каждого 3-го ребенка», по 0,7 % выбора получили варианты «при обследовании каждого 5-го ребенка», «при обследовании каждого 2-го ребенка» и «при обследовании каждого 4-го ребенка».
Основные причины конфликтов, возникающих между родителями (законными представителями) детей и членами ПМПК, - это несогласие с рекомендациями ПМПК (68,1 % ответов ЦПМПК и 61,7 - ТПМПК), предоставление родителями неполного или некорректного комплекта документов (25,2 - ЦПМПК и 45,7 - ТПМПК), неуважительное отношение родителей к ПМПК (5,9 - ЦПМПК и 8,6 - ТПМПК), неуважительное отношение членов ПМПК к родителям фиксируется только среди ТПМПК (1,2 % ответов). 25,9 % ответов ЦПМПК и 17,9 ТПМПК свидетельствуют о том, что конфликтов не возникает. 5,2 % ответов ЦПМПК и 3,2 - ТПМПК составили другие варианты ответов (см. рисунок 1).
ПМПК проводит мониторинг выполнения образовательной организацией рекомендаций, выданных ПМПК, в 70 % субъектов РФ и 78 % ТПМПК.
Несогласие с рекомендациями ПМПК
Предоставление родителями неполного или некорректного комплекта документов
Неуважительное отношение родителей к ПМПК
Неуважительное отношение членов ПМПК к родителям
Конфликтов с родителями не было
Другое

Примечание. Сумма значений по показателям не равна 100 %, так как возможно было выбрать несколько вариантов ответа.
Рисунок 1 – Основные причины конфликтов, возникающих между родителями (законными представителями) детей и членами ПМПК, % выборов
Неготовность родителей принять рекомендации ПМПК является самой распространенной трудностью для ТПМПК и находится в топе проблем для ЦПМПК, но считается не такой значимой представителями органов исполнительной власти в сфере образования, что можно объяснить отсутствием у них реального контакта с родителями (см. рисунок 2).
Недостаточное материально-техническое оснащение
Маленькая зарплата специалистов
Нехватка специалистов для работы в ПМПК
Недостаточное финансирование деятельности ПМПК
Отсутствие единых требований к организации документооборота ПМПК
Отсутствие механизма взаимодействия медицинских работников в деятельности ПМПК
Неясное разделение полномочий между ПМПК, бюро медико-социальной экспертизы и судебнопсихиатрической экспертизой
Отсутствие поддержки со стороны органов управления образования
Неготовность образовательных организаций к принятию на обучение ребенка с ОВЗ, имеющего рекомендации ПМПК
Неготовность родителей принять рекомендации ПМПК
Неудовлетворительное состояние законодательной базы, регулирующей деятельность ПМПК
Другое

Представители органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования
■ЦПМПК еТПМПК
Примечание. Сумма значений по показателям не равна 100 %, так как возможно было выбрать несколько вариантов ответа.
Рисунок 2 – Трудности в деятельности ПМПК, % выборов
Участникам исследования был задан вопрос с просьбой обозначить основные изменения, которые могли бы способствовать повышению эффективности деятельности ПМПК. Большинство представителей органов исполнительной власти субъектов РФ считают, что необходимо сформировать адекватную законодательную базу, регулирующую деятельность ПМПК (62 % ответов), на втором месте по популярности введение единого стандарта требований к организации документооборота ПМПК (53,2), далее – необходимость подготовить школы к принятию детей с ОВЗ (40,5), необходимость обеспечения взаимодействия с учреждениями здравоохранения на высшем уровне (26,6), необходимость улучшения материально-технического оснащения ПМПК и повышения финансирования деятельности ПМПК (по 22,8 %), далее по популярности необходимость повышения зарплат специалистов ПМПК (20,3), требование повысить авторитет ПМПК в обществе и сформировать соответствующий позитивный образ (16,5). Каждый десятый ответ связан с требованием законодательно оформить четкое разделение полномочий между ПМПК, БМСЭ (бюро медико-социальной экспертизы) и СПЭ (судебно-психологической экспертизой). Таким образом, мы видим, что большинство рекомендаций хоть и не связаны напрямую с взаимодействием с родителями, но в каждой указанной категории косвенно можно проследить эту проблему, начиная от формирования адекватной законодательной базы и заканчивая авторитетом ПМПК в обществе. Поэтому кажется логичным в данном контексте сосредоточиться на:
– повышении авторитета деятельности как ПМПК, так и входящих в них специалистов;
– целенаправленном информировании родителей, обращающихся в ПМПК, о правах, которыми они обладают (в том числе о возможности присутствовать на заседании комиссии);
– видеофиксировании каждого заседания комиссии для разрешения споров, которые могут возникнуть;
– усилении направления деятельности ПМПК по работе с детьми с девиантным поведением.
Ссылки:
Список литературы Взаимодействие родителей и психолого-медико-педагогической комиссии как важный фактор эффективности инклюзивного образования: результаты общероссийского мониторинга
- Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ от 20 сент. 2013 г. № 1082. Доступ из справ-правовой системы «КонсультантПлюс»
- Саламанкская декларация лиц с особыми потребностями, принятая Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество [Электронный ресурс]. Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 г. // Пермский региональный правозащитный центр. URL: http://www.prpc.ru/ds/ds_02.shtml (дата обращения: 28.12.2018).
- Tomlinson S. Is a Sociology of Special and Inclusive Education Possible? // Educational Review. 2015. Vol. 67, iss. 3. P. 273-281. DOI: 10.1080/00131911.2015.1021764
- Алехина С.В. Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 125-131.