Взаимосвязь эмоций и интеллекта у подростков в норме и при психических заболеваниях

Автор: Дементьева Людмила

Журнал: Сибирский вестник психиатрии и наркологии @svpin

Рубрика: Детско-подростковая психиатрия

Статья в выпуске: 1 (76), 2013 года.

Бесплатный доступ

На материале 175 подростков в возрасте от 15 до 18 лет проанализированы особенности общего и эмоционального интеллекта у пациентов с формирующимися органическими непсихотическими расстройствами и шизотипическим расстройством личности в сравнении с их здоровыми сверстниками. Если структура эмоционального интеллекта в норме относительно гармонична, то при органическом расстройстве эмоциональный интеллект развит лучше, чем общий, а у лиц с шизотипическим расстройством структура всех видов интеллекта характеризуется искажением иерархии входящих компонентов.

Подростковый возраст, интеллект, эмоциональный интеллект, шизотипическое расстройство, органическое расстройство

Короткий адрес: https://sciup.org/142100781

IDR: 142100781

Текст научной статьи Взаимосвязь эмоций и интеллекта у подростков в норме и при психических заболеваниях

ГБОУ ВПО Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н. И. Пирогова 117997, Москва, ул. Островитянова, д. 1

ФГБУ «Научный центр психического здоровья» РАМН

115522, Москва, Каширское шоссе, д. 34

На материале 175 подростков в возрасте от 15 до 18 лет проанализированы особенности общего и эмоционального интеллекта у пациентов с формирующимися органическими непсихотическими расстройствами и шизотипическим расстройством личности в сравнении с их здоровыми сверстниками. Если структура эмоционального интеллекта в норме относительно гармонична, то при органическом расстройстве эмоциональный интеллект развит лучше, чем общий, а у лиц с шизотипическим расстройством структура всех видов интеллекта характеризуется искажением иерархии входящих компонентов. Ключевые слова : подростковый возраст, интеллект, эмоциональный интеллект, шизотипическое расстройство, органическое расстройство.

INTERRELATIONSHIP OF EMOTIONS AND INTELLIGENCE IN ADOLESCENTS IN NORM AND MENTAL DISEASES. Dementyeva L. A. N. I. Pirogov’s Russian National Medical University. 117997, Moscow, Ostrovityanov’s Street, 1. «Men-tal Health Research Center of RAMSci». 115522, Moscow, Kashirskoe Shosse, 34. The peculiarities of general and emotional intelligence are analyzed on the material of 175 adolescents aged 15 to 18 years. These are patients with organic and schizotypal disorder in comparison with their healthy peers. The structure of emotional intelligence in the norm is harmonious. Emotional intelligence is developed better than the general at patients with formed organic disorder. The structure of both intelligences is characterized by distortion of entering components in formed schizotypal disorder. Key words : adolescent, intelligence, emotional intelligence, schizotypal disorder, organic disorder.

Введение. Подростковый возраст – это период становления личности [5], биопсихосоци-ального кризиса, для которого характерны эмоциональная неустойчивость, резкие перепады настроения, внезапные вспышки агрессии и другие, нередко маломотивированные с точки зрения взрослых, реакции, в том числе активного и пассивного протеста [1, 3]. При этом к концу подросткового возраста по мере взросления индивидуума интеллект все более успешно осуществляет функцию регулятора эмоций. Подросток осваивает управление своими аффективными порывами и обучается адекватно реагировать на те или иные ситуации, предлагаемые социумом. Аффективная устремленность помогает формированию новых социальных мотивов, перестройке уже имеющихся в более сложную иерархическую систему [4]. Созревающая личность познает и совершенствует способы коммуникаций как со взрослыми, так и со сверстниками, в особенности с представителями противоположного пола, делает выбор своей будущей профессии. Эти процессы являются необходимыми предпосылками для социального функционирования во всех сферах взрослой жизни. Однако в тех случаях, когда подросток страдает каким-либо психическим заболеванием, нестойкое в этом возрасте динамическое равновесие эмоций и интеллекта может нарушаться [2].

Цель исследования : сравнительный анализ взаимного влияния эмоциональных реакций и интеллектуального развития в подростковом возрасте в норме и при формирующихся шизотипическом личностном расстройстве и органическом расстройстве, так как эти формы психического нездоровья наиболее часты в данной возрастной категории.

Материалы и методы. Исследование, проведенное на базе психиатрической клинической больницы № 15 Москвы и общеобразовательных школ Москвы, было направлено на выявление характера взаимовлияния эмоций и интеллекта у подростков в норме и при психической патологии. Материалом исследования послужили данные обследования 175 подростков в возрасте от 15 до 18 лет. Из них 105 (30 девушек, 75 юношей) составили учащиеся общеобразовательных школ, не имеющие психической патологии, и 70 подростков, обращавшихся за амбулаторной или стационарной психиатрической помощью. В группе больных 50 % (10 девушек, 25 юношей) имели формирующееся шизотипическое расстройство личности (F21.8), ещё 50 % – органические непсихотические расстройства (10 девушек, 25 юношей) (F06.6– F06.8) Диагностика проведена психиатрами в соответствии с критериями МКБ-10 и верифицирована научными сотрудниками отдела по изучению проблем подростковой психиатрии ФГБУ «НЦПЗ» РАМН. По половому признаку обе группы специально подбирались таким образом, чтобы соотношение юношей к девушкам составило 2,5 к 1. Это отражает распределение по полу в группе пациентов, обратившихся за помощью к психиатру. Все исследуемые были обследованы с помощью теста Векслера [7], направленного на оценку количественных и качественных показателей интеллектуального развития, и теста эмоционального интеллекта Мэйера, Сэловея, Карузо [6], описывающего особенности эмоционального реагирования подростков и характер взаимосвязи эмоций и интеллекта. Выбор этих методик дал возможность провести как количественный, так глубокий качественный анализ эмоциональной и интеллектуальной сфер обследованных подростков.

Результаты и обсуждение. Для понимания характерных особенностей отклонения в развитии взаимосвязи эмоций и интеллекта при психической патологии необходимо предварительно проанализировать его характер в норме.

Взаимосвязь эмоций и интеллекта у здоровых подростков. Исследуемые подростки, составившие группу нормы, были распределены по уровню развития интеллекта на 3 равные по численности подгруппы. Первую составили подростки, чьи показатели общего интеллекта по тесту Векслера варьировали от 80 до 90 баллов, что соответствует низкой интеллектуальной норме. В эту подгруппу вошли 20 учащихся массовых общеобразовательных средних школ и 15 подростков, поступивших на срочную службу в армию за месяц до исследования. Вторая подгруппа была представлена подростками, чьи показатели общего интеллекта находились в пределах от 90 до 110 баллов, что соответствует средней норме развития интеллекта. В нее вошли учащиеся массовых общеобразовательных средних школ. Третью подгруппу составили лица, чей уровень интеллекта составлял 110–147 баллов по тесту Векслера – высокая норма интеллектуального развития. В нее вошли как учащиеся массовых общеобразовательных средних школ (10 чел.), так и ученики физико-математического лицея № 1580 при МГТУ им. Н. Э. Баумана (25 чел.).

Подростки первой подгруппы часто обнаруживали трудности в обучении и стойкие проблемы поведения. Большинство молодых людей практически не имели профессиональных планов и при выборе специальности полностью опирались на мнение родителей. Адекватно оценивая свои интеллектуальные способности, они не стремились к получению высшего образования, а предполагали получить какую-либо несложную профессию (повар, маляр, плотник). Средний показатель общего интеллекта в этой подгруппе составил 84 балла, причем показатель вербального (среднее значение – 83 балла) интеллекта оказался несколько ниже невербального (среднее значение – 89 баллов), разброс же по параметрам отдельных субтестов являлся незначительным. В отличие от общего интеллекта, эмоциональный отличался заметным отставанием формирования в сравнении с нормативными данными. В среднем он составлял 47 баллов, минимальное же значение, отмечаемое в группе – 35 баллов. Причем в процессе работы был выявлен значительный разброс в компонентах эмоционального интеллекта. Так, более развитыми оказались параметры «распознавание эмоций» (среднее значение – 49 баллов) и «понимание эмоций» (среднее значение – 55 баллов), тогда как «помощь мышлению» (среднее значение – 40 баллов) и «регуляция эмоций» (среднее значение – 36 баллов) недостаточно сформированы. Становится понятным, что эмоциональная неустойчивость, характерная для данного возраста, усугубляется слабостью развития регулирующей функции интеллекта. Кроме того, если эмоциональные переживания захватывают таких подростков, то интеллектуальный анализ ими сложившейся ситуации дополнительно затрудняется. В результате в этой группе выявлено слабое усвоение социальных норм, часто возникают нарушения поведения, как в домашних условиях, так и в условиях макросоциума.

Подростки, образовавшие вторую подгруппу, имели хорошую и высокую успеваемость в средней общеобразовательной школе. Они имели конкретные планы в отношении дальнейшего обучения и получения высшего профессионального образования. Только у 6 % из них отмечались трудности социальной адаптации в виде стойких нарушений правил поведения во время пребывания в школе. Средний показатель общего интеллекта в данной подгруппе составил 100 баллов. При этом у большинства невербальный интеллект (среднее значение – 103 балла) был развит несколько лучше, чем вербальный (среднее значение – 98 баллов), но значительного разброса по показателям отдельных субтестов не отмечалось. Эмоциональный интеллект был развит в той же мере, что и общий (100 баллов составил средний показатель общего эмоционального интеллекта). Однако, в отличие от равномерно сформированного общего интеллекта, выявлена некоторая рассогласованность компонентов эмоционального интеллекта: при хорошем развитии таких параметров, как «понимание эмоций» ( среднее значение – 107 баллов), «распознавание эмоций» (среднее значение – 108 баллов) и «помощь мышлению» (среднее значение – 105 баллов), отмечается явное отставание в развитии параметра «регуляция эмоций» (среднее значение – 82 балла). Это может объяснить бурное проявление аффективных реакций, свойственное подростковому возрасту. Однако в ситуации взаимодействия со сверстниками и педагогами в школе их выраженность меньше, чем в общении с людьми старшего возраста вне социальных учреждений

(в особенности с родителями), что может быть обусловлено адекватной возрасту сформиро-ванностью социальных установок.

Подростки третьей подгруппы отличались высокой успеваемостью и соответствующим им уровнем социальных амбиций, нацеленностью на будущие профессиональные успехи. Все испытуемые этой подгруппы были намерены учиться в престижных вузах страны (МГУ им. М. В. Ломоносова и МГТУ им. Н. Э. Баумана), при этом подавляющее большинство из них стремились к техническим и естественнонаучным специальностям. Общий показатель интеллекта у этих подростков соответствует высокому уровню интеллекта (среднее значение – 130 баллов). Минимальное значение общего интеллекта в группе составило 116 баллов, а максимальное – 147 баллов. Вербальный интеллект, как и у других подростков группы нормы, ниже (среднее значение – 126 баллов), чем невербальный (среднее значение – 134 балла). В целом разброс по субтестам оказался невысок, но особенно хорошо была сформирована зрительно-пространственная координация, что может быть обусловлено тренировкой, связанной с углубленным изучением физики и математики (или врожденным потенциалом?). Эмоциональный интеллект также был хорошо развит (среднее значение – 104 балла), однако его уровень, по сравнению с общим интеллектом, несколько ниже. Такая рассогласованность может говорить о том, что, развивая собственные интеллектуальные способности, эти подростки меньше уделяют внимания эмоциям и социальному взаимодействию. Кроме того, в структуре эмоционального интеллекта выявляется неоднородность его составляющих. При высоком развитии компонентов «распознавание эмоций» (среднее значение – 113 баллов) и «понимание эмоций» (среднее значение – 117 баллов) отмечается недостаточность созревания «регуляции эмоций» (среднее значение – 89 баллов). Становится очевидным, что, несмотря на высокое развитие общего интеллекта, у подростков не сформировано умение регулировать свои эмоциональные реакции, как и у остальных подростков группы нормы, но подростки с высокими показателями регулируют проявления своих эмоциональных переживаний несколько лучше, чем их сверстники, обладающие средним уровнем интеллекта.

Исходя из полученных результатов, взаимосвязь эмоций и интеллекта у здоровых подростков имеет ряд особенностей. В структуре общего интеллекта у всех подростков группы нормы не отмечается большого разброса в уровне сформированности его отдельных компонентов, однако можно отметить лучшее развитие невербальной составляющей по сравнению с вербальной. Эмоциональный интеллект в юно- шеском возрасте в целом развит хуже, чем общий интеллект, причем выраженность его составляющих схожа вне зависимости от уровня развития интеллекта. Наиболее слабо формируется такой компонент, как регуляция своих эмоциональных переживаний. Это может находить отражение в социальном взаимодействии и проявляться в агрессии и других спонтанных эмоциональных реакциях. Наиболее сбалансированным взаимодействием эмоций и интеллекта обладают подростки со средним развитием интеллекта, тогда как их сверстники с высоким и низким уровнями интеллекта имеют значительные различия в степени сформирован-ности общего и эмоционального интеллекта. Эта дисгармония может быть фактором риска формирования психической патологии.

Взаимосвязь эмоций и интеллекта у подростков с психическими заболеваниями. Подростки, страдающие органическими непсихотическими расстройствами, характеризуются низкой успешностью в обучении, связанной, с одной стороны, с нарушением динамического компонента психических процессов в виде утомляемости, с другой стороны – с ослаблением произвольного познания нового. У таких подростков часты нарушения социальной компетентности, проявляющиеся в виде снижения качества социально-психологического взаимодействия и эмоционального отстранения от возможных неудач либо в аффективной рас-торможенности, приводящей к вспышкам агрессии и другим нарушениям поведения. Общий интеллект у этих пациентов находится на уровне низкой нормы и составляет 87 баллов (среднее значение по группе), причем невербальный (среднее значение – 91 балл) развит лучше, чем вербальный (среднее значение – 85 баллов), что также соотносится с показателями группы нормы. Уровень эмоционального интеллекта оказался ниже, чем общего – 61 балл (среднее значение по группе). При этом такие его параметры, как «распознавание эмоций» (среднее значение – 72 балла) и «понимание эмоций» (среднее значение – 69 баллов), сформированы гораздо лучше, чем «управление эмоциями» (среднее значение – 59 баллов). Такое распределение компонентов эмоционального интеллекта соответствует результатам, полученным у здоровых подростков. Кроме того, надо отметить, что при сравнении пациентов с органическим расстройством и их здоровых сверстников с аналогичным уровнем развития общего интеллекта, у первых выявляется большая эмоциональная компетентность. Это может быть обусловлено формированием в определенной степени диссимулятивно-го/рентного поведения в ситуации получения медицинской помощи в условиях стационара, желанием произвести на медицинский персо- нал максимально благоприятное впечатление. Частично роль, вероятно, играет сам характер нетяжелой органической патологии, определяющей возникновение когнитивных нарушений, несколько снижающих предпосылки формирования общего интеллекта, но не влияющей на эмоциональные свойства личности. Кроме того, не исключено влияние предпочтительных для подростков с органическими непсихотическими расстройствами гиперкомпенсаторных стратегий совладания, используемых ими при возникновении ощущения социальной неус-пешности.

В группе подростков с формирующимся шизотипическим расстройством личности также, как и у пациентов с органическим расстройством, наблюдаются низкие показатели успеваемости. Однако причина этому иная: искажение мотивационной направленности. Часто такие пациенты преуспевают в каком-либо одном узком учебном направлении, представляющем для них интерес, тогда как остальные оказываются слабо или совсем не усвоенными. Средний показатель общего интеллекта соответствует среднему уровню и составляет 111 баллов (среднее значение по группе), при этом максимальное значение в группе 126 баллов. В отличие от группы нормы вербальный интеллект (среднее значение – 128 баллов) развит лучше, чем невербальный (среднее значение – 112 баллов). Эмоциональный интеллект также соответствует среднему уровню (среднее значение – 103 балла), однако его внутренняя структура значительно отличается от таковой в норме. Наиболее высоко развит компонент «помощь мышлению» (среднее значение – 117 баллов). Это указывает на то, что эмоции имеют значимое влияние на интеллект, определяя структуру мотивационного компонента мышления. Напротив, регуляция эмоций с помощью мышления значительно снижена (среднее значение параметра «управление эмоциями» – 79 баллов).

Заключение. При психической патологии в подростковом возрасте характер взаимодействия эмоций и интеллекта заметно отличается от выявляемого для общей популяции. Если при формирующемся органическом расстройстве отмечается лучшее развитие эмоциональной компетентности по сравнению с их здоровыми сверстниками, имеющими аналогичный уровень развития общего интеллекта, то при формирующемся шизотипическом расстройстве личности эмоции влияют на мотивационные процессы гораздо больше, чем интеллектуальная составляющая на эмоции. Кроме того, можно отметить, что структура общего и эмо- ционального интеллекта при шизотипическом расстройстве личности значительно отличается от таковой в норме и характеризуется искажением иерархии входящих компонентов, тогда как при органическом расстройстве структура соответствует норме.

Полученные результаты могут быть использованы как один из дополнительных диагностических критериев для всестороннего обследования подростков с психической патологией, в особенности для пациентов с формирующимся шизотипическим расстройством личности. Полученные данные могут оказаться значимыми при построении прогноза (в том числе профессионального) и для разработки максимально эффективного комплекса психокоррекционных мероприятий для больных подросткового возраста как в условиях стационара, так и при оказании им амбулаторной помощи.

Статья научная