Загадка Эдипа: ноги, всадник и оживающая статуя
Автор: Пимонов Владимир Иванович
Рубрика: Филологические науки
Статья в выпуске: 72 т.22, 2020 года.
Бесплатный доступ
Объект статьи: Статья посвящена структуре и значению загадки Сфинги в мифе об Эдипе. Предмет статьи: Автор описывает структурное и семантическое тождество между загадкой Сфинги и образом Эдипа, основанное на общем мотиве «ног». Загадка Сфинги и ответ на нее Эдипа рассматриваются как единый текст, который заключает в себе одновременно как иносказательное описание стадий жизни «человека», так и буквальное описание фигуры «всадника», одного из центральных мотивов мифа об Эдипе. Этот мотив пронизывает структуру мифа и повествование о трагической судьбе героя. Цель исследования: Автор показывает, что мотив всадника возникает в загадке в результате соединения двух объектов разных классов: «двуногого» существа (ребенка, то есть человека) с «четвероногим» (животном, например, лошади) посредством предиката движения ὀχούμενον (причастной формы глагола ὀχέω), спектр значений которого включает «езду верхом» и «транспортировку», например, на спине лошади. Структура загадки Сфинги, основанная на соединении «двуногого» (человека) и «четвероногого» (животного) в единую фигуру всадника, воспроизводится на разных уровнях мифа. Нарастая и варьируясь по ходу развития сюжета, сквозной мотив всадника, завуалированный в загадке, находит выражение в фигуре «Лаия на колеснице», «Исмены на коне» и, наконец, кульминирует в конце жизнеописания Эдипа в образе статуи Колона-всадника. Методология работы: применены методы лингвистического и структурно-семантического анализа. Результаты: Показано, что в кентаврическом образе всадника, закамуфлированном в тексте загадки с помощью соединения характеристик «двуногого» (человека) и «четвероногого» (животного), как в микрокосме отражен весь универсум мифа и его главных персонажей - Эдипа и Сфинги. Разбор общих свойств конной статуи Колона и фигуры Сфинги показывает, что мотив всадника сопряжен с мотивом оживающей статуи, которая характеризуется «голосом». Область применения результатов: литературоведение, структурная поэтика, мифологические исследования, классическая филология. Вывод: Кентаврический мотив «всадника» (как соединения «человека» и «животного»), спрятанный в загадке Сфинги, пронизывает весь сюжет мифа об Эдипе и становится предвестием падения и позора трагического героя, который, совершив отцеубийство и инцест, нарушает границу, отделяющую человека от животного. И символически превращается в получеловека, полузверя. В финале тот же мотив звучит в образе конной статуи Колона, символизирующей Посейдона, бога лошадей и хранителя священной земли, где Эдип находит свое последнее пристанище после долгого путешествия от осквернения до ритуального очищения. Сквозной мотив «всадника» высвечивает драму Эдипа, в основе которой загадка неопределенности границ между человеком, зверем и богом.
Эдип, сфинга, загадка, ноги, всадник, статуя, мотив, миф, структура, семантика, предвестие
Короткий адрес: https://sciup.org/148314381
IDR: 148314381 | DOI: 10.37313/2413-9645-2020-22-72-97-103
Список литературы Загадка Эдипа: ноги, всадник и оживающая статуя
- Segal, Charles. Sophocles' Oedipus. Oedipus Tyrannus: Tragic Heroism and the Limits of Knowledge. - New York 1993. - 187 p. - P. 56-57.
- Griffith, R. D. Theatre of Apollo. Montreal & Kingston. 1996. - С. 78-81.
- Catenaccio, Claire. Oedipuds Tyrannus: The Riddle of the Feet // The Classical Outlook. - Summer 2012. - Vol. 89/ - Number 4. - Pp. 102-107. - Р. 102.
- Леви-Строс, Клод. Структурная антропология. - М.: Академический проект 2008. - 555 с. - С. 248-251.
- Аполлодор. Мифологическая библиотека. - М.: АСТ. Астрель, 2004. - 352 с. - С. 83.
- Apollodorus. The Library. With an English translation by James George Frazer. - London Heidemann 1921. - 476 p. - P. 348.
- Rush Rehm, 2002. The Play of Space: Spatial Transformation in Greek Tragedy. Rush Rehm. Princeton University Press 2002. - 448 p. - P. 232.
- Connell, Jane. The Silence of the Sphinx: Oedipal Error and the Recovered Answer to the Riddle. - Fragmentum. -N. 38. - Vol. 2. - Laboratorio Corpus: UFSM, Jul./ Set. - 2013. - P. 32.
- Шкловский, В. Роман тайн. О теории прозы. - М.: Федерация,1929. - 268 с. - С. 143.
- Untying the Knot. The Riddles and Other Enigmatic Modes. ed. Galit Hasan-Rokem and David Shulman. - Oxford University Press, 1996. - 328 p. - P. 265.
- Storytracking: Texts, Storis and Histories in Central Australia. Sam D. Gill. - Oxford University Press, 1998. - p. 304. - P. 108.
- Пимонов В.И. Загадка Сфинги в мифе об Эдипе: мотив лошади как предвестие судьбы героя // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2020. - Т. 22, № 70. - С. 62-74.
- Елизаренкова, Т. Я., Топоров, В. Н. О ведийской загадке типа Brahmodya // Из работ московского семиотического круга. - М.: 1997. - 896 с. - С. 315.
- Иванов, Вяч. Вс. Структура индоевропейских загадок-кеннингов // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 3. - С. 91.
- Иванов Вяч. Вс. Ibid. - С. 92.
- Walter Kaufmann. The Riddle of Oedipus: Tragedy and Philosophy / Tragedy and Philosophy. Doubleday and Company 1968, 480 p. P.210.
- Еврипид. Финикиянки. Перевод И.Анненского // В журнале: «Мир Божий», С.-Петербург. - Апрель- 1898. -С. 4.
- Фрейденберг, О. М. Миф и литература древности. - М.: Восточная литература, 1998. - 800 с. - С. 467.
- Nagy, Gregory. The Ancient Greek Hero in 24 Hours. - Cambridge, MA: Harvard University Press, 2013. - 713 р. -Hour 18. - P. 503 - 504.
- Slattery, D. P., Slater, G. Varieties of Mythic Experience: Essays on Religion, Psyche and Culture. - Daimom Verlag, 2008, California. - Р. 171.
- Jebb, Richard. Sophocles: The Plays and Fragments, with critical notes, commentary, and translation in English prose. Part II: The Oedipus Coloneus. Sir Richard C. Jebb. - Cambridge. Cambridge University Press. 1899. - P. 65.
- Wiles, David. Tragedy in Athens: Performance Space and Theatrical Meaning. - Cambridge University Press, 1997. - Р. 148.
- Clemens, J., Heron, N., Murray, A. The Work of Georgio Agamben. Law, Literature, Life. Edinburgh Univerity press 2008. - 212 p. - P. 10.
- Ziolkowski, Theodore. Talking Statues? The Modern Language Review. - Vol. 110. - No. 4 (October 2015). - Р. 946-968.
- Пиндар, Вакхилид. Оды. Фрагменты. Издание подготовил М.Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1980. - 504 c. - С. 40 - 43.
- Иванов, Вяч. Вс. Устное народное творчество, канонический текст и новейшая литература // Избранные труды по семиотике и истории культуры. Том 3. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 816 с. - С. 114.
- Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997. 448 с. - С. 223.
- Chesi, Giulia Maria. Humanimality and Hyper-determination in Sophocles' Oedipus Plays. - Skene. Journal of Theatre and Drama Studies. - Vol. 5. No 1. (2019). - P. 5 - 22.
- Segal, Charles. Tragedy and Civilization: An Interpretation of Sophocles. - University of Oklahoma Press, 1981. -505 p. - P. 207.