Законодательство Республики Башкортостан в сфере труда и занятости в международно-правовом измерении
Автор: Раянов М.Ф.
Журнал: Правовое государство: теория и практика @pravgos
Рубрика: Статьи
Статья в выпуске: 1 (35), 2014 года.
Бесплатный доступ
Возрастающее в условиях глобализации влияние международных норм на трудовое законодательство касается и правового регулирования, осуществляемого на уровне субъектов Российской Федерации. В статье анализируется соответствие международным нормам законодательства Республики Башкортостан в сфере труда и занятости, формулируются предложения по его развитию в соответствии с требованиями норм международного права.
Правовое государство, социальное государство, социальные права человека, достойный труд, занятость, международно-правовые стандарты
Короткий адрес: https://sciup.org/142233651
IDR: 142233651
Текст научной статьи Законодательство Республики Башкортостан в сфере труда и занятости в международно-правовом измерении
Реализация принципов правового и социального государства, закрепленных в Конституции Российской Федерации, защита социально-экономических прав человека и гражданина невозможны без эффективного правового регулирования и достойной социальной политики на уровне субъектов Российской Федерации. Особое значение в этой связи, на наш взгляд, следует придать реализации субъектами РФ имеющихся полномочий в правовом регулировании и исполнении в области трудовых отношений, а также содействия занятости населения, развития людских ресурсов региона, социальной защиты .
Общепризнанные принципы и нормы, касающиеся как регулирования трудовых отношений, так и политики занятости, развития людских ресурсов, социальной политики, устанавливаются международным правом и международными договорами Российской Федерации. Нельзя не отметить, что современный этап правового регулирования указанных отношений характеризируется универсализацией и глобализацией, рас- ширением влияния на национальное трудовое законодательство норм международного права. Известно, что указанные нормы вырабатывается на различных уровнях международного сотрудничества, отражаются в актах ООН и других международных организаций и концентрируются в актах специализированной Международной организации труда (МОТ).
Ясно, что развитие российского законодательства в сфере труда и занятости неотделимо от общемировых тенденций. Под воздействием глобализационных процессов сегодня можно прогнозировать дальнейшее усиление влияния международных трудовых норм на законодательство Российской Федерации.
Нам хотелось бы особо подчеркнуть, что указанные тенденции затрагивают и российские регионы. Более того, применительно к федеративным государствам, сегодня именно международные трудовые нормы будут оказывать значительное влияние на региональное законодательство в сфере труда, а также на коллективные договоры и соглашения. В

связи с этим, по нашему мнению, вопрос о соответствии не только российского законодательства в целом, но и законодательства и политики на уровне регионов международно-правовым стандартам, приобретает ярко выраженную актуальность.
Известно, что трудовым кодексом Российской Федерации к сфере законотворчества субъектов РФ отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не отнесенным к исключительным полномочиям Российской Федерации, а также принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством. Субъекты федерации имеют право принимать нормативные правовые акты, регулирующие права и гарантии работников, улучшающие положение работников по сравнению с федеральным законодательством за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В целом на основании норм Трудового кодекса Российской Федерации законодательство субъектов особое внимание уделяет проблемам в области социального партнерства, оплаты труда и дополнительных гарантий работников бюджетной сферы, а также в области охраны труда (в том числе и регулирование деятельности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области охраны труда).
В части правового регулирования субъектами Российской Федерации общественных отношений в сфере занятости, следует отметить, что помимо делегированных им полномочий Российской Федерации, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета (ст.7.1 Закона о занятости), предусмотрен широкий круг собственных полномочий субъекта Российской Федерации, осуществляемых за счет средств собственного бюджета (ст.7.1-1 Закона о занятости).
Сюда входит принятие нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения; обобщение практи- ки применения, анализ причин нарушений и подготовка предложений по совершенствованию законодательства о занятости населения в субъектах РФ; разработка и реализация региональных программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения; разработка и реализация мер активной политики занятости населения, дополнительных мероприятий в области содействия занятости населения; проведение мониторинга состояния и разработка прогнозных оценок рынка труда субъекта РФ. К полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены также некоторые вопросы осуществления надзора и контроля, а также оказание целого ряда государственных услуг в сфере занятости. Указанные вопросы находятся также в поле правового регулирования международными нормами.
Таким образом, существует серьезный перечень полномочий субъектов Российской Федерации в сфере труда и занятости, при реализации которых встает вопрос о соблюдении требований международно-правовых стандартов в этой области.
Оценивая состояние дел в этой области, следует сказать, что российское законодательство о труде, а также трудовое законодательство Республики Башкортостан, в целом, соответствуют международно-правовым нормам, приняты и действуют в русле ратифицированных Россией международных актов о труде. В Республике Башкортостан действует трехсторонняя программа (с участием Правительства Башкортостана, Федерации профсоюзов и объединения работодателей республики) «Достойный труд в Республике Башкортостан», разработанная на основе принципов концепции Достойного труда МОТ.
В то же время, в последние годы появился ряд исследований, в которых авторы указывают на имеющиеся коллизии и несоответствия российского законодательства международно-правовым нормам1. В духе этих высказанных замечаний хотелось бы и нам рассмотреть некоторые вопросы соответствия правового регулирования труда и занятости, осуществляемого в Республике Башкортостан, нормам международного права.
В частности, в вышеуказанных исследованиях отмечается прямое противоречие норм российского трудового права об ограничениях инспекции труда (ограничение проверок Федеральным законом ФЗ №294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля") нормам Конвенции №81 (принята в Женеве от 11.07.1947 Международной организацией труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле»). Ограничения проверок (плановая проверка может проводится раз в три года с предварительным уведомлением проверяемой организации, внеплановая -только с согласования органом прокуратуры) воспроизводится и на уровне Закона РБ №625-з «О порядке осуществления ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, на территории Республики Башкортостан». В то же время ст. 12 Конвенции №81 предусматривает право инспекции на беспрепятственный проход без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции, для осуществления любой проверки, контроля и расследования, которые они могут счесть необходимыми. Конвенция №81 ратифицирована Россией и прямое
1 См. например: Лютов H.JL Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования. М., 2012; Шестерякова И.В. Международные трудовые нормы и трудовое право России: их соотношение и коллизии. Автореферат диссертации на соискание степени доктора юридических наук. М., 2011.
2 Федеральный закон от 11.04.1998г. №58-ФЗ «О ратификации Конвенции 1947 года об инспекции труда и Протокола 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенции 1978 года о регулировании вопросов труда и Конвенции 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде» // СЗ РФ от 13.04.1998г.,'№15, ст.1698.
противоречие приведенной норме положений российского законодательства об ограничении проверок требует разрешения.
В исследованиях отмечается также и проблема качества социального партнерства в тех случаях, когда выясняется фактическая зависимость профсоюзной организации от администрации предприятия. Данная проблема до сих не решена в российском законодательстве о профсоюзах, что противоречит Конвенциям МОТ №№87 и 983, посвященным свободе объединения.
Существует проблема в области регулирования труда инвалидов. В ст.З Трудового кодекса РФ установлен запрет на любую дискриминацию в трудовых правах по обстоятельствам, не связанным с деловыми качествами работника. В то же время, Европейский комитет по социальным правам на основании п.2. ст. 15 (ратифицированного Россией) Хартии, касающейся трудовых прав инвалидов, указывает, что в национальном законодательстве должен содержаться прямой запрет дискриминации по признаку инвалидности, а также запрет увольнений в 4 связи с инвалидностью .
Далее, в международных нормах, большое значение уделяется возложению на работодателя обязанности по осуществлению так называемого «разумного приспособления» для обеспечения эффективного доступа инвалидов к занятости. В современном трудовом праве и праве социального обеспечения экономически и социально развитых стран понятие «разумное приспособление» понимается как обязательство внести определенные технические приспособления, позволяющие инвалиду на равных условиях с другими гражданами работать, учиться, пользо-
3 Конвенция 1948 г. Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию (№87) и Конвенция 1949 г. Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров (№98)//Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. T.I Женева: Международное бюро труда, 1991. С.859-864 и С.1010-1014.
-
4 Counci of Europe. Conclusions of the European Committee of Social Rights, 2003, Slovenia, p. 503.
ваться объектами социальной инфраструктуры.
Если с этих позиций посмотреть на состояние дел в Башкортостане, то в республике принята специальная программа «Доступная среда», в то же время в отношении работодателей, впрочем также как и в целом в России, внимание уделяется больше квотированию рабочих мест для инвалидов и вопросам социальной защиты, нежели обеспечению доступа инвалидов к равной занятости. Предусмотренная в ст.23 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» норма о создании инвалиду необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации, безусловно, очень значима, но также направлена больше на создание специализированного рабочего места. По нашему мнению, в дальнейшем развитии норм о труде лиц с ограниченными возможностями необходимо больше ориентироваться на Кодекс практики МОТ «Вопросы труда инвали-дов»5, в котором подробно перечисляются обязанности работодателей, органов власти и профсоюзных представителей в части адаптации рабочих мест и условий труда под нужды инвалидов.
Поскольку к сфере правотворчества субъектов РФ относится установление размеров оплаты труда региональных гражданских служащих, а также, учитывая возможность увеличения минимального размера оплаты труда региональными соглашениями, следует признать несоответствие установленного в Республике Башкортостан (как и в целом в России) минимального размера оплаты труда требованиям международных норм.
В ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.6, ратифицированного
-
5 См. перечень и тексты кодексов практики на сайте МОТ: ILO Codes of Practice: http://staging2. ilo.org/safework/normative/codes/langen/nextRow— 21/index.htm/
0 Пакт 1966 г. О гражданских и политических правах и Пакт 1966г. Об экономических, социальных и культурных правах//Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностран-
- Россией, предусмотрено право работников на заработную плату, обеспечивающую «удовлетворительное существование для них самих и их семей». В то же время, английское слово «decent» означает скорее «достойное» нежели «удовле-творительное»7. Это же слово (decent) использовано в п.1 ст.4 Европейской со- х
циальнои хартии , касающегося этого же вопроса (нератифицированного Россией). Под достойным, в свою очередь, понимается заработок не менее 60% от среднего по стране.
Указанное несоответствие, являясь в первую очередь следствием общеэкономической ситуации, все же имеет первостепенное значение в оценке реализации принципов достойного труда. Россия, превосходя по уровню ВВП на душу населения многие страны Восточной Европы, а также Китай, Турцию, Иран, в целом значительно отстает от них по размеру минимального размера оплаты труда.
Говоря об отношениях занятости, следует отметить оценочный характер международных норм, относящихся в большей степени к направленности политики государства в этой сфере. Указанная политика должна быть направлена на обеспечение права человека на свободный выбор работы, реализацию права каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается (ст. 6 Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах). Указанное, находясь во многом в зависимости от уровня экономического развития, также требует реализации таких задач как создание качественных ра- ными государствами. Вып. XXXII. М., 1976. С.3-26, 4458. '
-
7 В Полном англо-русском юридическом словаре, составленном А.С. Мамуляноми С.Ю. Кашкиным (М., 2006, С.223) слово “decent” переводится следующим образом: «приличный, благопристойный; порядочный; достаточный; изрядный».
-
8 см.: Федеральный закон от 3 июня 2009г. №101-ФЗ. «О ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной) от 3 мая 1996 года»//СЗ РФ 2009. №23. Ст. 2756.
4. С. 136-172. '
бочих мест, стимулирование предпринимательской деятельности, повышение трудовой мобильности.
Следует отметить, что не все международно-правовые стандарты могут однозначно быть внедрены в российское законодательство и не только по причинам экономического характера. Нецелесообразно установление равных прав для мигрантов на защиту от безработицы, как того требует принятая в рамках ООН Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и их семей 1990 г.9, в которой Россия не участвует, а также заимствование норм о заемном труде. В то же время, вектор дальнейшего развития законодательства в сфере труда и занятости в сторону более полного соответствия международным стандартам, в том числе и на региональном уровне, не может вызывать сомнений: законодательство в сфере труда и занятости, как в целом в России, так и в Республике Башкортостан должно развиваться в соответствии с требованиями норм международного права.
9 Советский журнал международного права. 1991. №3
Список литературы Законодательство Республики Башкортостан в сфере труда и занятости в международно-правовом измерении
- Конвенция 1948 г. Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию (№87) Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.I.-Женева: Международное бюро труда, 1991.
- Конвенция 1949 г. Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров (№98).Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919-1956. Т.I.-Женева: Международное бюро труда, 1991.
- Лютов Н.Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования. М., 2012.
- EDN: RBBNQB
- Мамулян А.С., Кашкин С.Ю. Полный англо-русский юридический словарь, М., 2006г.
- Пакт 1966 г. О гражданских и политических правах. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXXII. М., 1976.