Заметки о постструктуралистском анализе кино
Автор: Кирсанова Лидия Игнатьевна
Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv
Рубрика: Philosophia perennis
Статья в выпуске: 1 (39), 2017 года.
Бесплатный доступ
Кино обязывает смотреть, а не мыслить. Однако, мыслить необходимо, потому что человек не может оставаться без смысла. Специфика мыслить кино связана с преодолением нескольких трудностей: кино является перцептивным объектом, опытом мгновения, временем слишком быстрых перцепций, кино есть опыт становления единым смыслом того, что имеет поддержку не в разуме, а в жизненном мире живущего, интерпретация кино - принципиального открытый процесс как в прошлое, так и в будущее, истолкование опирается не на трасценденцию, а на опыт имманеннтного - миф, предание, легенду, воображаемое. Однако, единство мгновений перцепции обретает единство и смысл только в мысли. Современную культуру называют визуальной, поэтому все более тонкое прочтение элементов знаково-символической сети - кино, фотографии, рекламы, видео-арта включает зрителя в психосоциальную среду, которая доставляет удовольствие чтения, принуждает расшифровывать знаки, конструировать смысл. Попытки мыслить кино пока еще остаются фрагментарными, распределенными между разными науками - антропологией, семантикой, историей, философией, однако только в осмыслении совершается то, что мы называем смыслом, единством увиденного и помысленного.
Кино, прочтение, культурный смысл, философия, восприятие кино
Короткий адрес: https://sciup.org/170175688
IDR: 170175688
Список литературы Заметки о постструктуралистском анализе кино
- Барт Р. Камера lucidа. Комментарий к фотографии. М.: Ad Marginem, Москва,1997.
- Барт Р. Фото-шоки//Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс, 1989. С. 61-64.
- Делез Ж. Кино. Кино 1. Образ -движение. Кино 2. Образ -время. М.: Ad Marginem, 2004.
- Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента, Наука, 1999.
- Юберсфельд А. Из книги «Читать театр». Введение//Как всегда -об авангарде: Антология французского театрального авангарда. М.: ТПФ «Союзтеарт», 1992. С. 190-196.