Зарубежный опыт управления цифровой экономикой

Автор: Матниязов Р.Р.

Журнал: Экономика и социум @ekonomika-socium

Рубрика: Современные науки и образование

Статья в выпуске: 1-2 (92), 2022 года.

Бесплатный доступ

Зарубежный опыт управления развитием цифровой экономики представляет достаточно серьезный интерес, как в теоретическом, так и в практическом плане. Сегодня в большинстве развитых стран парадигмы создания и дальнейшего развития цифровой экономики значительно разнятся. Основные направления в сфере регулирования процессов автоматизации управления, которые появляются вместе со становлением и дальнейшим развитием цифровой экономики, лежат в новой системе цифрового управления, которая прямо зависит от законодательства.

Цифровая экономика, зарубежный опыт, развитие, парадигмы

Короткий адрес: https://sciup.org/140291015

IDR: 140291015

Текст научной статьи Зарубежный опыт управления цифровой экономикой

Цифровизация всех социально-экономических процессов сопровождается кардинальными изменениями в управлении. Одной из приоритетных задач является автоматизация управления, что требует соответствующего правового регулирования. В мире существует целый ряд направлений трансформации норм права в машиночитаемый вид: автоматическое изучение (генерация) онтологий права из текстового описания нормативных актов методами машинного обучения, ручное проектирование нормативных актов с помощью существующей онтологии, программирование конкретных правовых процессов без предоставления пользователю возможности работы с онтологией (например, юридическая экспертиза договора, автоматизация учета договорной работы, заполнение юридической документации), первичная оцифровка документов (предполагает формирование скан-копий документов, их хранение и использование в виде изображений страниц), формирование текстового цифрового документа, формирование машиночитаемого документа. Для подготовки управленцев, обладающих цифровыми навыками, позволяющими успешно решать новые профессиональные задачи, необходимо четкое понимание содержания цифровых инструментов управления с соответствующим нормативно – правовым обеспечением.

Единого подхода к толкованию сущности понятия «цифровая экономика» нет и сегодня. Государственные программы и стратегии развития и стимулирования цифровых технологий, цифровизации национальных экономик и промышленных отраслей к настоящему времени разработаны и реализуются во многих странах мира. В странах Евросоюза, по официальным данным Еврокомиссии, на март 2017 г., насчитывалось более 30 национальных и региональных инициатив по промышленной цифровизации (on digitising industry):

Анализ зарубежных практик законодательного регулирования цифровизации социальноэкономических явлений позволяет выделить базовые идеи регламентации сферы цифровой экономики на уровне законодательства:

  • •    принятие профильных законов;

  • •    регламентация апробации электронной системы взаимодействия и предоставления услуг;

  • •    направленность на широкое применение новейших технологических разработок в области цифровизации государственными организациями, частными компаниями и простыми гражданами;

  • •    регламентация возможностей взаимодействия между индивидами в цифровом пространстве.

Другой перспективной областью можно назвать промышленное производство. Основываясь на программе «Технологическое будущее Австралии – построение сильной, безопасной и всеохватывающей цифровой экономики» в промышленное производство начали активно внедрять разработки в сфере облачных технологий, трёхмерной печати и систему интернета вещей.

Сфера природо-использования (в первую очередь, по добыче полезных ископаемых) также имеет определённые векторы цифрового развития, а именно, внедрение автоматизированных разработок в сфере транспортировки добываемого сырья и повышение безопасности сотрудников за счёт использования автоматизированных добывающих комплексов.

Интерес представляет принятый в 2017 году в Великобритании закон «О цифровой экономике» – Digital Economy act of 2017[2]. Данный законопроект получил королевское согласие 27 апреля 2017 года и приобрел известность как Закон Соединенного Королевства о цифровой экономике 2017 года. Главными задачами этого закона являются:

  • •    разработка и апробация нормативной базы в сфере электронного взаимодействие в коммуникационной среде, а также – среде предоставления услуг различного рода;

  • •    борьба с незаконным контентом, который распространяется в глобальной сети;

  • •    защита интеллектуальной собственности в сфере электронного взаимодействия;

  • •    регуляция передачи данных в электронном формате;

  • •    разграничение полномочий коммуникационной службы (OFCOM)[2]. Главными нормативными идеями данного закона являются:

  • •    эффективная передача данных в цифровом пространстве между государственными образованиями на базе системы цифрового правительства;

  • •    блокировка пиратского контента техническими средствами;

  • •    оптимизация коммуникационного кодекса информационного взаимодействия за счёт улучшения работы технического обеспечения;

  • •    увеличение уровня ответственности в случае нарушения авторских прав.

Сегодня в Узбекистане, как и во всем мире, особое внимание уделяют автоматизации государственного управления с учетом машиночитаемого права. Восприятие человеком норм, выраженных с помощью формальных языков, необходимых для машиночитаемого права, становится востребованным за счет развития персональных помощников на основе технологий искусственного интеллекта. Автоматическое машинное обучения, обработка и интерпретация данных и систем визуализации информации – эти и многие другие факторы позволят современному управленцу освоить цифровые управленческие инструменты, имеющие соответствующее правовое регулирование. Развитие математической логики и формальных языков описания отношений, появление цифровых двойников и цифровой тени явлений реального мира, а также бурное развитие технологий искусственного интеллекта, в т.ч. технологий персональных помощников, способных упрощать сложные языковые конструкции без потери значимого для потребителя смысла позволяют рассматривать переход к применению норм права на формальных языках как условие успешного цифрового управления.

Таким образом, зарубежный опыт управления развитием цифровой экономики интересен, как в теоретическом, так и в практическом плане. Основные направления в сфере регулирования взаимодействия, появляющиеся вместе со становлением и дальнейшим развитием цифровой экономики, лежат как в новой системе цифрового управления, так и в сфере законодательства, что требует детального анализа полученных результатов для возможной трансляции положительного опыта в другие страны.

Статья научная