Защита прав пожилых граждан в Кыргызской Республике: международные и конституционно-правовые основы государственной политики

Автор: Джумагулов А.М., Киселева А.А., Куканов И.К.

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Юридические науки

Статья в выпуске: 5 т.10, 2024 года.

Бесплатный доступ

Рассматриваются статистические данные, связанные с продолжительностью жизни населения Кыргызстана, международно-правовые и внутригосударственные правовые акты, определяющие основы государственной политики Кыргызской Республики в сфере защиты прав пожилых граждан.

Конституция, международное право, продолжительность жизни, международные стандарты прав человека, национальное право, права пожилых граждан

Короткий адрес: https://sciup.org/14130133

IDR: 14130133   |   DOI: 10.33619/2414-2948/102/69

Текст научной статьи Защита прав пожилых граждан в Кыргызской Республике: международные и конституционно-правовые основы государственной политики

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice

УДК 342.72/.73                                     

В ст. 1 Конституции Кыргызской Республики 2021 года наше государство позиционируется как «независимое, суверенное, демократическое, унитарное, правовое, светское и социальное государство» .

Термин «социальное» применительно к государству означает стратегический выбор государством политико-правовой социально ориентированной модели развития, в рамках которой государство должно способствовать в первую очередь самостоятельности и ответственности каждого индивида, а также направленно оказывать социальную помощь тем гражданам, которые не по своей вине не могут нести ответственность за собственное благополучие. В целом термин «социальное государство», как справедливо отмечают современные исследователи, должен трактоваться как «связанный с совместной жизнью в обществе», а право человека на свободу и равенство является единым естественным правом человека, находящимся в основании человеческого достоинства [1].

Социально ориентированная государственная политика закреплена как конституционный принцип, что устанавливает ответственность государства за ее реализацию. С 1980 года Департамент ООН по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ ООН) осуществляет исследования и публикует Индекс уровня продолжительности жизни (Life Expectancy Index), являющийся одним из ключевых показателей социальнодемографического развития стран — средней ожидаемой продолжительности жизни, который рассчитывается по методике Программы развития ООН (ПРООН) на основе статистических данных, получаемых от национальных институтов и международных организаций, которые аккумулируются в Отделе народонаселения ДЭСВ ООН. По последним опубликованным в марте 2022 г. данным Кыргызстан занимал 162 место в мире (из 236 позиций) со средней продолжительностью жизни — 70 лет, полагаем необходимым отметить, что по данному показателю страна хоть и ненамного, но опережает такие государства Евразии и Кавказа как Азербайджан (69,4 лет), Казахстан (69,4) Россию (69,4) и Туркменистан (69,3), но уступает Армении (72,0 лет – 133 место), Беларуси (72,4 лет — 128 место), Грузии (71,7 лет — 137 место), Таджикистану (71, 6 — 141 место) и Узбекистану (70,9 — 146 место) .

Согласно оценке отдела народонаселения ДЭСВ ООН население Кыргызстана по состоянию на 1.01.2024 г. «составляло 6 912 666 человек. За 2023 год население Кыргызстана увеличилось приблизительно на 113 345 человек. Учитывая, что население Кыргызстана в начале года оценивалось в 6 799 321 человек, годовой прирост составил 1.67%. Основные демографические показатели Кыргызстана за 2023 год: родившихся: 184 262 человек; умерших: 43 720 человек; естественный прирост населения: 140 542 человек. При этом имеется следующее распределение населения по возрасту: младше 15 лет — 29,3%; в возрасте от 15 до 65 лет — 65,4%; старше 64 лет — 5,3%.

По классификации ООН, государство считается «старым», если доля лиц старше 65 лет превышает 7%. Население Кыргызстана постепенно приближается к порогу старости — по прогнозу ООН, в Кыргызстане такая тенденция проявится примерно к 2030 году, когда доля пожилых людей в возрасте 65 лет и старше приблизится к 7%. Безусловно, вектор развития правовой системы задаётся конституционными ценностями. Эти ценности в Конституции Кыргызской Республики априори появились в большей мере благодаря международному праву, в том числе – Всеобщей декларации прав человека и международным пактам о правах, а также благодаря духовно-нравственным ценностям народа Кыргызстана. Кыргызстан присоединился к Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП), к Международному пакту о гражданских и политических правах (МПГПП) и Факультативному протоколу к нему одним постановлением парламента в 1994 году .

В ст. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах устанавливается: «Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пакте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства» . Как мы видим, разработчики пакта не включили запрет на дискриминацию по возрасту в перечень запретов, что отражает некую невнимательность вышеназванных разработчиков, а затем и лидеров государств-членов ООН на тот период времени к проблемам зашиты прав пожилых.

А. М. Солнцев и К. О. Кебурия делают вывод о том, что проблема прав пожилых людей ранее рассматривалась в рамках общей системы прав человека и чаще всего касательно аспектов медицинского и страхового обеспечения. На данный же момент эти проблемы выносятся из плоскости политической в сферу действия правового регулирования [2]. Ещё в 1948 г. Аргентина стала первым государством, предложившим создать международную декларацию, ориентированную на закрепление статуса пожилых людей, и хотя такой документ не был принят, это все же дало импульс развитию вопросов старения в рамках ООН [2]. В последующем, по мере роста проблем, в международном праве были приняты ряд документов. К международным актам в сфере защиты прав пожилых людей относятся: Венский международный план действий по проблемам старения 1982 года; Принципы ООН в отношении пожилых людей 1991 года; Деклaрация по проблемам старения, принятая резолюцией 47/5 Генеральной Ассамблеи ООН от 16 октября 1992 года; Мадридский международный план действий по проблемам старения 2002 года; Рекомендация МОТ №162 о пожилых трудящихся; План десятилетия здорового старения ООН и ВОЗ (2021–2030 гг.); и др. При этом, как мы видим, перечисленные акты имеют лишь рекомендательный характер.

Понятно, что пожилые люди являются уязвимой группой лиц, и не случайно Венский международный план действий по проблемам старение говорит о том, что, «хотя существует множество проблем и нужд, являющихся общими как для лиц пожилого возраста, так и для всего населения, некоторые из них отражают особый характер и потребности этой группы» . При этом План говорит о том, что пожилые люди имеют особые потребности (и, таким образом, особенно уязвимы) по следующим пунктам: здравоохранение, питание, жилищные условия, жилищные условия, семья, социальное благосостояние, гарантированный доход и занятость, образование. Само собой, что в силу объективных факторов обеспечивать свои потребности по перечисленным вопросам пожилым людям сложнее, чем трудоспособным.

ООН выделяется четыре основные группы проблем, которые особенно остро, и главное, повсеместно, стоят перед пожилыми людьми. Это: нищета и неадекватные условия жизни; дискриминация, связанная с возрастом; насилие и жестокость (как правило, со стороны лиц, осуществляющих уход за пожилыми людьми); недостаток специальных мер, структур и услуг .

Первая Конституция Кыргызской Республики 1993 года заложила новые основы правового регулирования защиты социальных прав пожилых людей, закрепила права граждан на гарантированное пенсионное обеспечение в старости, на социальную защиту и охрану здоровья старых людей, объявила заботу о пожилых родителях и близких моральной обязанностью трудоспособных детей и родственников, а народную традицию уважения к старшим — духовной и нравственной ценностью общества. Вопросы защиты социальных прав пожилых людей стали регулироваться гражданским, трудовым, пенсионным, медицинским и иным законодательством Кыргызской Республики.

В настоящее время в национальном праве Кыргызстана конституционные нормы в сфере защиты прав лиц пожилого возраста носят императивный характер, например, в целом ряде статей Конституции устанавливается, что: «Уважение и забота об отце, матери -священный долг детей» (ч. 2 ст. 20), «Почитание старших и уважение к младшим -священная традиция народа» (ч.1 ст.21), «Трудоспособные, совершеннолетние дети обязаны заботиться о родителях» (ч. 2 ст. 26), «в предусмотренных законом порядке и случаях гарантируется социальное обеспечение за счет государства в старости» .

Особо следует выделить ст. 24 в которой определено: «Никто не может подвергаться дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств. Лица, допустившие дискриминацию, несут ответственность в соответствии с законом» ..

Действует специальный нормативный акт — Закон ««О пожилых гражданах в Кыргызской Республике» от 26 июля 2011 года, который определяет «государственную политику в отношении пожилых граждан, направленную на создание им достойных условий, позволяющих вести полноценный образ жизни, участвовать в экономической и политической жизни общества, а также выполнять свои гражданские обязанности» .

Приоритетными направлениями государственной политики в отношении пожилых граждан объявлены «повышение качества услуг здравоохранения и социальной поддержки, а также обеспечение доступа к информации и образованию, спорту и культуре в Кыргызской Республике» .

В законе установлены 10 принципов на которых основывается государственная политика в отношении пожилых, среди которых, по нашему мнению, особое значение в современных реалиях обретают: «предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания с учетом гарантированных государственных минимальных социальных стандартов жизнедеятельности и индивидуальных потребностей граждан пожилого возраста; соблюдение гражданских прав и уважение достоинства пожилых граждан; создание равных возможностей для самореализации пожилых граждан, в том числе в получении образования; искоренение негативного отношения и дискриминации в отношении пожилых граждан» .

В настоящее время в стране реализуются План мероприятий по повышению качества жизни пожилых граждан в Кыргызской Республике на 2019-2025 годы, Матрица индикаторов мониторинга и оценки названного Плана и Финансовый план, утвержденные постановлением Правительства КР от 30 августа 2019 года .

По нашему мнению, в Кыргызской Республике в настоящее время особую актуальность имеют проблемы государственной правовой политики в сфере защиты следующих специальных прав пожилых: на охрану здоровья и медицинскую помощь; на социальное обеспечение и социальную защиту; на трудовую деятельность, т.е. право на равные возможности и равные условия в том, что касается занятости и профессии, без дискриминации по признаку возраста; на защиту от нищеты и социального отторжения.

Национальная система защиты прав пожилых граждан продолжает формироваться и опирается на общепризнанные международные стандарты. Реализация нашим государством идей и принципов, закреплённых в международных стандартах прав человека постепенно перестает быть лишь декларацией, обретает конкретику, преодолевается в рамках формирования правовой культуры ментальность «фиктивности» и «вторичности» прав человека. Современная социально-демографическая ситуация и положение лиц пожилого возраста в Кыргызстане имеют характер острой проблемы и требуют мобилизации усилий государства и общества в рамках целенаправленной социальной государственной политики в отношении пожилых граждан.

Список литературы Защита прав пожилых граждан в Кыргызской Республике: международные и конституционно-правовые основы государственной политики

  • Фабрициус Ф. Права человека и европейская политика. М.: МГУ, 1995. С.53-54.
  • Солнцев А. М., Кебурия К. О. К вопросу о создании международного договора о правах пожилых людей // Социальное и пенсионное право. 2013. №2. С. 45-53. EDN: QBOFLH
Статья научная