Жанр благопожелания (й0рэл) в калмыцкой поэзии XX - начала XXI в.: праздник зул

Автор: Ханинова Римма Михайловна

Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu

Рубрика: Проблемы калмыцкой филологии

Статья в выпуске: 1 (64), 2023 года.

Бесплатный доступ

Среди калмыцких народных благопожеланий календарные обрядовые пожелания занимают определенное место, связанное с образом жизни кочевников, их мировоззрением, верованиями, культурой, средой обитания, бытом. Наиболее известны йорялы-благопожелания: встреча зимы / Нового года (Зул), встреча весны - Цаhан Сар (Белый Месяц), реже - встреча лета Үрс Сар (Урюс Сар). В ряде фольклорных сборников разных лет опубликованы такие тексты в оригинале, иногда с параллельным русским переводом. Ранее йорялы входили в ритуал того или иного праздника, со временем они стали исполняться и самостоятельно. Наряду с этими древними благопожеланиями продолжают создаваться и новые образцы календарных йорялов, представленные в сборниках и книгах. Возрождение буддизма в Калмыкии в конце прошлого столетия привело к активному функционированию как указанных фольклорных жанров, так и восстановлению обычаев и ритуалов данных праздников в той или иной степени, в том числе на республиканском уровне. Атеистическая политика советского государства повлияла на авторские жанры благопожеланий по такой обрядовой теме в калмыцкой поэзии прошлого века. Немногие образцы появились в 1980-1990-х гг., адресованные в основном двум праздникам - Зул и Цаган Сар. Эта тенденция характерна и для начала нового столетия, несмотря на снятие запретов и возвращение культурного наследия. К жанру календарных благопожеланий обычно обращались поэты старшего поколения как в прошлом, так и в настоящем. Их тексты, с одной стороны, по форме и содержанию приближены к фольклорной традиции, но в трансформированном виде, с другой стороны, являют сюжетный план, личностный дискурс, стилевое своеобразие. Есть традиционные маркеры Зула: почитание огня, солнца, семьи, культ предков, богов, природы, молитва, а также прибавление возраста.

Еще

Календарные обрядовые благопожелания, калмыцкие народные праздники, зул, калмыцкая поэзия, фольклорная традиция, трансформация и синтез жанров

Короткий адрес: https://sciup.org/149142776

IDR: 149142776   |   DOI: 10.54770/20729316-2023-1-323

Список литературы Жанр благопожелания (й0рэл) в калмыцкой поэзии XX - начала XXI в.: праздник зул

  • Бакаева Э. Зул или Новый год у калмыков // Мандала. 1993. № 2. С. 13-14.
  • Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1994. 128 с.
  • Бакаева Э.П. Буддизм в Калмыкии (первая половина XX - начало XXI в.). Историко-этнографическое исследование. Элиста: КалмНЦ РАН, 2022. 384 с.
  • Бакаева Э.П. Календарные праздники калмыков: проблемы соотношения древних верований и ламаизма (XIX - начало XX вв.) // Вопросы истории ламаизма в Калмыкии: сб. статей / отв. ред. Н.Л. Жуковская. Элиста: КНИИИФЭ, 1987. С. 71-87.
  • Басангова Т.Г. Вербальный компонент праздника Цаган Сар («Белый Месяц») у калмыков // Новые исследования Тувы. 2015. № 1. С. 50-59.
  • Бардаханова С.С. Благопожелания в фольклоре монголоязычных народов // Мир Центральной Азии-3: сб. науч. ст. / науч. ред. Б.В. Базаров, отв. ред. Е.В. Сундуева. Улан-Удэ; Иркутск: Оттиск, 2012. С. 634-636.
  • Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. Пословицы, загадки, благопожелания. Улан-Удэ: Бурят. кн. изд-во, 1982. 208 с.
  • Болдырева И.М., Горяева Б.Б. Благопожелания-йорелы в устной традиции калмыков 1960-1970-х гг. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 3 (69). Ч. 2. С. 14-17.
  • Борджанова Т.Г. Магическая поэзия калмыков: исследование и материалы. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1999. 182 с.
  • Борджанова Т.Г. Обрядовая поэзия калмыков (система жанров, поэтика). Элиста: Калм. кн. изд-во, 2007. 592 с.
  • Борлыкова Б.Х., Меняев Б.В., Менгкай Б., Басанова Т.В. Фольклор хошутов Калмыкии и Синьцзяна: публикации и исследования // IV Международный научный форум «Сетевое востоковедение: культурные ценности Востока в орбите современных научных исследований», 17-18 декабря 2020 г.: материалы. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2020. С. 213-215.
  • Бурыкин А.А. Календарный 12-летний животный цикл в фольклоре калмыков и других народов Азии // Монголоведение. 2020. № 4. Т. 12. С. 679-691.
  • ДампиловаЛ.С. Теоним Хайрхан в тюрко-монгольской мифологии // Томский журнал ЛИНГ и АНТР. 2020. № 2 (28). С. 118-126.
  • Жижян Э. Краткий русско-калмыцкий словарь «Угин эрк». Элиста: Джан-гар, 1995. 190 с.
  • Лиджиев М.А. Традиционный жанр йорял и его трансформация в калмыцкой поэзии // Молодежь в науке: сборник научных трудов молодых ученых. КИГИ РАН. Вып. I. Элиста: Джангар, 2004. С. 52-57.
  • Лиджиев М.А., Очирова Н.Ч., Дякиева Б.Б., Шарапова Н.Н., Болдырева В.В. Репрезентация фольклорных традиций в современной калмыцкой литературе: на материале благопожеланий // Сборник научных трудов II Международной научной конференции «Социальные и культурные трансформации в контексте современного глобализма», посвященной 85-летию профессора Х.И. Ибрагимова (г. Грозный, 14-15 июня 2019 г.). Томск: СибИздатСервис, 2019. С. 635-640.
  • Овалов Э.Б. Благопожелания (йорелы) - жанр калмыцкого фольклора: вопросы систематизации и публикации // Калмыцкий фольклор: проблемы издания. Элиста: Респуб. типогр. Комитета по делам издательств, полиграфии и книжной торговли Совета Министров Калмыцкой АССР, 1985. С. 109-125.
  • Осорин У. Мифы, легенды и предания синьцзянских ойратов и калмыков: сравнительно-сопоставительный анализ. Элиста: КИГИ РАН, 2015. 188 с.
  • Очирова Э.Б. Йорял в сборнике М. Хонинова «Байрин дуд» // Вестник КИГИ РАН. 2011. № 2. С. 142-145.
  • Петрова М.П. Мир поэзии Риммы Ханиновой // Теегин герл. 2002. № 6. С. 108-120.
  • Сампилдэндэв Х. Жанр благопожеланий в монгольском фольклоре // Специфика жанров в литературах Центральной и Восточной Азии. Современность и классическое наследие. М.: Наука, 1985. С. 54-67.
  • Сарангаева Ж.Н. Лингвокультурологический и лингвопереводческий аспекты английского перевода (на материале стихотворения Риммы Ханиновой «Зул») // Вестник Калмыцкого университета. 2022. № 4 (56). С. 124-130.
  • Хабунова Е.Э. Калмыцкая свадебная обрядовая поэзия. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1998. 224 с.
  • (а) Ханинова Р.М. Жанр йорял в калмыцкой поэзии ХХ века (по материалам газетной периодики 1930-х-1940-х гг.) // Oriental Studies. 2022. № 2. Т. 15. С. 397-413.
  • (b) Ханинова Р.М. Жанр йорял в лирике Санджи Каляева // Актуальные проблемы диалектологии языков народов России. Сборник материалов XIX Международной научной конференции (г. Уфа, 2-3 июня 2022 г.). Уфа: Институт истории, языка и литературы УФИЦ РАН, 2022. С. 340-342.
  • (а) Ханинова Р.М., Очирова Э.Б. Йорял в стихотворении М. Хонинова «Три ответа» // Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов и студентов Калмыцкого государственного университета. Элиста: Изд-во Калм. ун-та, 2011. С. 84-86.
  • (b) Ханинова Р.М., Очирова Э.Б. Йорял новорожденному в поэме Михаила Хонинова «Сказание о калмычке» // Современная филология: теория и практика: материалы VI международной научно-практической конференции, г. Москва, 30-31 декабря 2011 г. М.: Изд-во «Спецкнига», 2011. С. 368-372.
  • Хорлоо П. Монгол ардын ероал. Улаанбаатар: Шинжлэх Ухааны Акаде-мийн хэвлэл, 1969. 150 с.
Еще
Статья научная