«Живая история» в туристических маршрутах
Автор: Тинякова Елена Александровна
Журнал: Сервис plus @servis-plus
Рубрика: Туризм
Статья в выпуске: 1 т.10, 2016 года.
Бесплатный доступ
Исследование посвящено такой линии современного понимания истории, как создание «живой исто- рии» в современных музейных комплексах, воссоздание прошлых исторических событий в макси- мальной документальной приближенности ко времени их протекания. Этот путь понимания исто- рии был подсказан многими нерешенными проблемами прошлых трактовок и авторских мнений, и лишенные человеческого фактора документы архивов тоже не смогли подняться до объективных выводов. Время поставило вопрос об учете психологического фактора для трактовки исторических событий. Объектом исследования стало изучение краеведческих, этнографических музеев, которые либо в специальных отделах, либо в музейных комплексах стимулируют посетителей и, конечно, ис- следователей моделировать жизнь исторического прошлого [4]. Двери музеев открываются, исто- рия выходит в текущую жизнь, только, безусловно, в ограниченном пространстве. Складываются новые научные направления - исторический туризм, поддерживающий политическую культуру, с одной стороны, и историческая психология, непосредственно работающая на качество историче- ских исследований, проникновение в человеческий фактор исторического процесса - с другой. Отли- чие исторического туризма от традиционного краеведения в том, что краеведение придерживается локальности исторической информации, характерной для данного региона. А исторический туризм выстраивает связи, которые стремятся к целостности отечественной истории. Безусловно, на- ряду с туристическими местами исторического содержания большое значение имеет также все более популярная историческая реконструкция событий элементами анимации и театрализации, а переходным «мостиком» к реконструкции исторических событий стали панорамные комплексы, которые тоже включаются в туристические маршруты. Актуальность поставленной темы иссле- дования состоит в том, что для политической культуры россиян (а она базируется прежде всего на историческом знании) необходимо не только книжное знание истории, но и истории в действии - сюда относится туризм исторической тематики и драматизация исторических событий.
История, отечество, трактовки истории, человеческий фактор, воссоздание истории, стремление к истинности, документальность, архив, туристические маршруты, моделирование истории
Короткий адрес: https://sciup.org/140210338
IDR: 140210338 | DOI: 10.12737/17479
Текст научной статьи «Живая история» в туристических маршрутах
В пространстве туризма1 можно выделить следующие основные тематические линии: природа и экология, исторический контекст регионов и исторические события всероссийского масштаба, особо выделяются революция 1917 г., гражданская война и Великая Отечественная война, художественная тематика, традиционная культура России в вариантности русского этноса, а также культура других народов и народностей, история сельского хозяйства и промышленности с учетом периодизации экономического развития России [6; с. 28–38]. В дальнейшем автор уделит особое внимание исторической тематике в туристических маршрутах, а именно – личностному восприятию посетителя представленного исторического контекста. Такой подход можно назвать «живая история» в местах туризма. Под «живой историей» понимается организация про- странства исторического содержания, чтобы посетитель мог совершить какие-то действия в стиле прошлой исторической эпохи, поработать с представленными предметами, одеть историческую одежду, одним словом, «временно пожить» в смоделированном пространстве. В имитации исторического пространства, особенно под открытым небом, все экспонируемое увязывается вместе, посетитель лучше видит взаимосвязь экспонатов друг с другом. Идея такой экспозиции музейного типа была предложена швейцарским ученым, жившим в Дании, Шарлем де Бонстеттеном [8]. В Королевском городском парке Северной Зеландии (Дания) в 1790 г. были собраны крестьянские постройки с полным внутренним интерьером. Суть этой идеи была в том, чтобы устранить музейные стены, тогда ощущение жизни прошлого становилось ярче, посетитель как бы погружался в мир исторического прошлого, его историческое сознание начинало работать ярче: все вокруг было, как в прошлом [13]. До этого музейное дело уже имело опыт сохранения мемориальных домов великих людей.
Идея музеев под открытым небом отличалась от мемориальных домов тем, что воссоздавался кусочек мира прошлого, который звал людей к ощущению другого прошлого мира: музейная экспозиция строилась, не базируясь на объектах, связанных с известной личностью из прошлой эпохи, а основываясь на организации предметной среды по канонам исторического прошлого, вне зависимости от какой-либо одной, пусть даже знаменитой, личности [15]. Однако музеи, посвященные историческим личностям, тоже весьма полезны для сохранения истории, ведь чаще всего они аккумулируют самое значительное из того исторического периода, к которому относятся. С середины XIX в. идея музеев под открытым небом стала очень популярной в Европе, однако имела явно этнографическую ориентацию [8; 16].
Музейное дело решало задачу сохранения традиционной культуры, которая стала все больше и больше поддаваться воздействию промышленного давления: кустарные промыслы, национально яркие виды трудовой деятельности не выдерживали конкуренции с промышленностью; национальная одежда стала усиленно заменяться развитием моды. А ведь именно традиционная культура является основой духовного стержня нации. В XXI веке музеи под открытым небом смотрятся и воспринимаются как национальные и исторические сувениры из прошлого.
Маршруты по музейным комплексам тематики русской традиционной культуры в России становятся все более популярными. Хотя в России это музейное направление стало развиваться значительно позже, чем в Европе, потому что у нас в стране в 1950–1980 гг. не приветствовалось развитие этнографии, эта наука была своего рода репрессирована [10; c. 94]. Туристский интерес к музейным комплексам этнографической тематики в России только набирает силу [3]. Более того, в ХХ в. трудно было сохранить оригинальные этнографические предметы, многое было уничтожено в период коллективизации [9]. При «раскулачивании» первым предметом, который отбирали, был самовар. Однако вещи традиционной культуры уникальны в своем роде, как и сама культура. В качестве примера приведем микро-музеи чайников и утюгов в г. Переяславле Ярославской обл.
Музеи под открытым небом выполняют две основные функции: культурологическую и историческую. При выполнении первой функции они хранят национальные истоки, а при выполнении второй – корректируют социальный и политический менталитет. В настоящей статье был поставлен вопрос о месте исторического туризма в целом, в том числе в форме музеев под открытым небом. Поэтому далее будет рассматриваться именно историческое содержание музеев под открытым небом [4]. Само здание музея как дома-хранилища, где подобраны исторические материалы и документы, не рассматривается: он является местом простого монтажа. Ценность воссоздания кусочка исторической реальности в том, что человек становится как бы исследователем воссозданного исторического места; экспонаты музея-здания дают исторический материал уже в самом факте, а в музее под открытым небом человек может немного пожить в этом пространстве. В европейской истории музееведения под открытым небом на протяжении XIX в. были введены восковые фигуры, а уже к концу XIX в. восковые фигуры начали заменяться живыми людьми, их можно назвать историческими актерами [18; 19]. В России опыт восковых фигур не имел особой популярности, однако есть удачные воплощения этой идеи в Москве, Санкт-Петрбурге, Уфе. Россия – одна из стран, где влияние традиционной культуры на общее культурное пространство очень велико. Однако есть некоторый парадокс в том, что европейская традиционная культура создала гораздо больше этнографических музеев, а русское пространство культуры больше базируется на традиционной культуре. Это особенность русского менталитета, поэтому автор статьи стремится поставить эту особенность на службу восприятия и интерпретации истории, а именно рассмотреть, как исторические факты сохранялись в народном сознании, где может стираться историческая хроникальная и документальная точность, но сохраняется смысловая суть исторической идеи. В русской традиционной культуре историческое содержание больше всего отражалось в песенном фольклоре, а обрядовая часть традиционной культуры больше выполняла функцию формирования человека, его устойчивости к историческим событиям. Все обряды русской традиционной культуры очень сильно ориентированы на природу, то есть экологичны по сути. Поэтому, согласно исследованиям Е.Н. Мастеницы [5], российские музеи под открытым небом сродни природным заповедникам.
В этнографических музеях инсценируются народные обряды, есть много сюжетных экспозиций, есть дифференциация по возрастным категориям с явным перевесом на ранний детский возраст. Инсценировка народных обрядов – яркая черта особенности российских музеев под открытым небом. Хорошим примером может служить Новгородский государственный музей-заповедник Витославлицы. Его создание началось в 1964 г. Этот год был поворотным в переориентации советской культуры на сохранение русской традиционной культуры. С этого времени началось собирание сохранившегося фольклора.
В современном музейном пространстве России можно выделить следующие типы музеев под открытым небом [6] (разделяя мнение исследователя Мастеницы Е.Н. и добавляя мнение автора статьи): бутафорские этнографические комплексы (они появились раньше других); оригинальные этнографические пространства без драматизации народных обрядов и с драматизацией (этот тип становится все более популярным, и он наиболее привлекателен для туризма); исторические места археологического прошлого [12]; сохранение частично разрушенных построений прошлого [11]. Под Пермью находится единственный в России музей политических репрессий ГУЛАГ «Пермь-36», где сохранились и реконструированы постройки исправительно-трудовой колонии для репрессированных по политическим причинам. Эта трагическая тема русской истории тоже начинает ярче проявляться: так, в Москве есть бункер Сталина.
Особого внимания заслуживает тема Великой Отечественной войны; к сожалению, военная доблесть русской армии во время Первой мировой войны недостаточно освещалась в исторических источниках из-за революции 1917 г., поэтому часть предметов времен Первой мировой войны находится за границей либо потеряна. Для увековечения памяти о победе в Великой Отечественной войне лидирует тип музеев: экспозиция военной техники под открытым небом [7], либо пространство, связанное с прошлыми, охраняется без особого наполнения какими-то историческими предметами. Примером может служить Прохоровское поле под Курском как память о грандиозном танковом сражении. Уже упомянутая в статье Е.Н. Мастеница, специалист по музееведению, предлагает сблизить понятие «музей» и «заповедник» [5].
Условия создания музеев под открытым небом в европейской части России и в Сибири неравные и в предметной сфере, и по человеческому фактору. Много предметов старины было вывезено в Сибирь во время коллективизации, большая часть крестьян средней зажиточности и единоличников была или вывезена в Сибирь, или уехала сама, а эти люди в большей степени были носителями русской традиционной культуры, чем бедняки.
Особое место среди российских музеев под открытым небом занимают музеи народных промыслов. Например, музей ткачества в поселке Са-морядово в Курской области, Музей соледобычи в поселке городского типа Ахтубинского района Астраханской области Нижний Баскунчак. Металлообрабатывающий промысел более был сосредоточен на Севере России – в Карельском Поморье, Заонежье, Олонецких землях. В этом регионе и сейчас есть остатки былых промыслов, в том числе как музейные реконструкции. Для сохранения народных художественных промыслов есть два пути: цеховые комнаты в закрытом помещении и народные промыслы на открытом воздухе.
В.В. Тихонов предлагает такую классификацию музеев под открытым воздухом: по периодизации, по административно-территориальной принадлежности, по объему музеефицирован-ной территории, по способу формирования, по типу памятников, по экспозиционным принципам, по содержанию экспозиций, по принципам отбора материала экспозиций [10]. Мы придерживаемся классификации, которая больше ориентирована на работу с историческим материалом: историческое время события, значимость события для общего пространства российской истории, бутафорское или оригинальное исполнение, сопровождается ли представленный фрагмент истории книжным фондом, насколько можно моделировать исторические действия в музее, насыщенность пространства музея предметной средой; расположенность музея в рамках города [2] или в удаленном месте (последний фактор более значим для организации туризма).
Деятельность музеев под открытым небом должна освещаться в специальных изданиях – путеводителях по историческим местам, в которых бы содержалась и соответствующая историческая информация, тогда издание может быть использовано в преподавании истории. Еще один важный фактор обращения к историческим музеям под открытым небом состоит в том, что в их историческом пространстве преподаватель может давать студентам исследовательские задачи, выяснение какого-либо факта, причем задание может быть на изучение какой-либо исторической детали. Такая методическая установка будет повышать интерес к предмету, а учащийся будет стараться сам найти знание, то есть не получать готовые ответы из книг по истории, а выстроить хотя бы небольшой фрагмент исторического текста. Студенты могут привлекаться и в качестве экскурсоводов исторических музеев под открытым небом. Такое отношение к истории может располагать к дискуссиям. Более того, на фоне исторического текста музея под открытым небом интересно организовать ролевую игру. И учащиеся в контексте выбранного исторического события будут более приближены к изучаемому историческому периоду.
В заключение отметим важную сторону исторического знания, открываемую музеями под открытым небом: исторические события и факты выходят на уровень психологии истории как на уровне исторических личностей (один из ярких примеров – музей «Бункер Сталина»).
Список литературы «Живая история» в туристических маршрутах
- Ермолин Е.А. Русское историческое краеведение как инстанция культурной памяти: история и миф//Ярославский педагогический вестник. № 2. Т. 1 (Культурология), 2015. С. 98-106.
- Змеул А.А. Музеи в культурном пространстве города. Автореф. канд. ист. наук. М., 2004.
- Калякина А.В. Адаптация российских музеев к новым социально-экономическим условиям 1990-е годы. Автореф. … канд. ист. наук. М., 2003.
- Лукиева Е.Б. Историческое краеведение. Учебное пособие. Томск: Томский политехнический университет. 2003.
- Мастеница Е.Н. Эволюция музеев под открытым небом и туризм: отражение проблемы в курсе «Музейные заповедники»//Музей и туризм: подготовка кадров. Опыт и перспективы. Сб. материалов Всероссийской научно-практ. конф., 19-21 апр. 2004 г., посвящ. 15-летию кафедры и 10-летию факультета музееведения и экскурсоведения СПБГУКИ. СПб: СПбГУКИ, 2005. С. 28-38.
- Мастеница Е.Н. Проблемы типологии музеев и особенности ее изучения в курсе «Музейные заповедники». СПб.: СПпбГУКИ, 1999. С. 66-70.
- Региональный опыт: под Калининградом создадут музей военной техники под открытым небом (17 января 2013 г.), URL b-port.com/index/item/95619.html (дата обращения: 12.11.2015).
- Соснин С.А. Создание музеев под открытым небом. Отечественные и зарубежные примеры. Электронные ресурсы Сибирского федерального университета. URL pandia.ru/text/78/605/33958.php (дата обращения: 12.11.2015).
- Тихонов В.В. Особенности музеефикации архитектурно-этнографических комплексов Предбайкалья. Автореф. … канд. ист. наук. Кемерово, 2004.
- Тихонов В.В. Перспективы развития этнографических музеев под открытым небом в Иркутской области.//Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Вып. № 22-2. 2013. (cyberleninka).
- Этнический музей под открытым небом (Сахалин).URL http://www.votpusk.ru/news. asp?msg=347448#ixzz3rISo5MPb (дата обращения 12.11.2015).
- Фадеева Т. Крымские пещерные города и крипты. Бизнес-Информ, 2012. 224 с.
- Шмелев В. Музеи под открытым небом: очерки истории возникновения и развития. Киев: Наукова думка, 1983.
- Adelhart Zippelius. Handbuch der Europäiscyen Freilichtmuseen. Köln, 1974.
- Confer J.C., Kerstler D.L. Past perfect: Exploration of heritage tourism.//Park and recreations. 2000. № 2. P. 28-38.
- Chaykowski F. Muzea na wolnym powietkru w Europie. Sanok, 1984.
- edward P: Alexander. Arthur Hazelius and Skansen: The Open Air Museum//Museum Masters, Their Museums and Their Influence. Neshville, Tenn.: American Asosiation for State and Local History, 1983. P. 239-276.
- Hitchcock m. Tourist Trap.//Museum Journal. 1998. № 6. P. 37-39.
- Hobbey S. Friendly faces.//Museum Journal. 1986. № 6. P. 32-33.