Жизнь в науке и наука жизни Александра Шмука. Рец. на книгу: Еремеева А. Н., Шеуджен А. Х. Александр Александрович Шмук. Майкоп: Полиграф-Юг, 2020. 190 с. ISBN 978-5-7992-0922-3
Автор: Харченко Петр Николаевич
Журнал: Наследие веков @heritage-magazine
Рубрика: Рецензии и ревю
Статья в выпуске: 4 (24), 2020 года.
Бесплатный доступ
Рецензируется книга доктора биологических наук, академика РАН А.Х. Шеуджена и доктора исторических наук А.Н. Еремеевой, посвященная жизни и творчеству известного советского агрохимика и биохимика, ака-демика ВАСХНИЛ Александра Александровича Шмука (1886-1945). Анализ отечественной и зарубежной литературы, научных и общественно-политических периодических изданий первой половины ХХ века, материалов девяти центральных и региональных архивов позволил авторам произвести реконструкцию биографии ученого, рассмотреть ее в контексте политических и экономических трансформаций в обществе.
Александр александрович шмук, биография, научная и педагогическая деятельность, институт табаководства, кубанский сельскохозяйственный институт, научные открытия, агрохимия, биохимия
Короткий адрес: https://sciup.org/170174877
IDR: 170174877 | DOI: 10.36343/SB.2020.24.4.009
Текст научной статьи Жизнь в науке и наука жизни Александра Шмука. Рец. на книгу: Еремеева А. Н., Шеуджен А. Х. Александр Александрович Шмук. Майкоп: Полиграф-Юг, 2020. 190 с. ISBN 978-5-7992-0922-3

Авторы рецензируемого труда — доктор биологических наук, академик РАН А. Х. Ше-уджен и доктор исторических наук А. Н. Еремеева — известные исследователи истории научной интеллигенции, в том числе региональной. Их предшествующие работы ([1], [3] и др.) дают представление о формировании научного сообщества Кубани, деятельности научных и образовательных учреждений, отдельных ученых. Главный персонаж данной книги — агрохимик и биохимик, действительный член Всесоюзной сельскохозяйственной академии им. В. И. Ленина Александр Александрович Шмук (1886–1945) — впервые показан «крупным планом».
Анализ отечественной и зарубежной литературы, научных и общественнополитических периодических изданий первой половины ХХ в., материалов девяти центральных и региональных архивов (среди которых Архив РАН, Государственный архив Российской Федерации, Российский государствен- ный архив экономики, Государственный архив Краснодарского края, Государственный архив Ростовской области и др.), личных архивных собраний, документов, хранящихся во Всероссийском НИИ табака, махорки и табачных изделий, в музее Кубанского аграрного университета, данных устной истории позволил авторам произвести полноценную реконструкцию биографии ученого. Тщательному рассмотрению подверглись деловая переписка, отчеты, протоколы заседаний научных и образовательных учреждений, фотоматериалы, автобиографии и анкеты А. А. Шмука, воспоминания, письма, в том числе переписка героя книги с Д. Н. Прянишниковым, К. К. Ге-дройцем, Н. И. Вавиловым, А. А. Яриловым, зарубежными коллегами, студентами. В фокусе внимания оказались научные труды А. А. Шму-ка, а также вышедшие из-под его пера служебные записки, очерки истории Института табаководства и химического отдела, отчеты о командировках, среди которых особенно интересен отчет об участии ученого в Конгрессе почвоведов в США.
По крупицам собрана информация о московском детстве и отрочестве А. А. Шмука, его студенческих годах в стенах Александрийского и Московского сельскохозяйственных институтов, начале научно-педагогической деятельности. Показана роль учителей — Н. В. Цингера, Н. Я. Демьянова, А. Г. Доя-ренко и Д. Н. Прянишникова — в выборе научной специализации.
Особое внимание уделено краснодарскому периоду жизни А. А. Шмука — длительному и наиболее плодотворному (глава 2). Описаны обстоятельства военных и революционных лет, вынудившие молодого ученого — москвича по рождению и образованию — покинуть Москву, «скитания по югу» — работа в Ставрополе, Ростове-на-Дону и, наконец, переезд в 1921 г. в Краснодар.
Авторы подробно описали городской научный и образовательный ландшафт в начале 1920-х гг., роль интеллектуальной миграции революционных лет в его формировании, основные научные центры и вузы, главным образом те, с которыми связана профессиональная деятельность А. А. Шмука. Тяжелая экономическая ситуация (страна только-только пе- решла к нэпу), продовольственные трудности обусловили работу молодого ученого сразу в нескольких учреждениях. Вскоре выбор был сделан в пользу двух — Института табаководства и Кубанского сельскохозяйственного института (КСХИ), где А. А. Шмук проработал до окончательного переезда в Москву в 1937 г.
Раздел об А. А. Шмуке — профессоре и заведующем кафедрой агрохимии изложен в контексте вузовского строительства на Юге России, борьбы КСХИ за выживание, в которой Александр Александрович активно участвовал. Приведены фрагменты протоколов заседания Совета, воспоминания студентов. Имеется сюжет о несостоявшемся переезде в Ленинград по приглашению Н. И. Вавилова и отмечены причины, побудившие молодого перспективного ученого остаться в Краснодаре [2, с. 49–50]. Кафедра агрохимии, основанная А. А. Шмуком в КСХИ, по сей день существует в Кубанском государственном аграрном университете им. И. Т. Трубилина, являющемся преемником КСХИ. Символично, что кафедрой ныне заведует один из соавторов книги — А. Х. Шеуджен.
Александр Александрович Шмук проявил себя на Кубани как незаурядный организатор науки. Под его руководством Институт табаководства стал признанным форпостом научных исследований в области выращивания и биохимии табака и махорки, технологии их переработки, а также агрохимии почв, центром пропаганды агрономических знаний. Параллельно с директорством ученый возглавлял химический отдел Института. Впервые публикуемые воспоминания сотрудников этого отдела, хранящиеся в Российском государственном архиве экономики, дают возможность понять не только научный и организаторский потенциал, но и личностные качества А. А. Шмука. Колоритны отрывки из газетных статей — самого ученого и текстов нем. Анализируя труды А. А. Шмука 1920-х гг., в том числе посвященные исследованию режима нитратов в почвах, авторы показывают пример успешного сочетания административной и научной деятельности.
Биография А. А. Шмука свидетельствует о том, что, даже живя в провинции, можно было добиться международного признания.
В разделе, посвященном международной деятельности ученого, воспроизведены механизмы международного сотрудничества Института табаководства с зарубежными учреждениями. Цитируются письма директору Института из США, Японии и других стран. Данные контакты, наряду с инициативами советского государства, способствовали регулярному обмену книгами и опытными образцами семян. В итоге краснодарские ученые были осведомлены о научных новинках; их труды публиковались или реферировались в зарубежных журналах.
Значительное место уделено участию А. А. Шмука в Первом международном конгрессе почвоведов в США (1927 г.). На основе публикаций в журналах «Бюллетени почвоведа», «Природа», «Plant Physiology» и других, материалов архивного фонда А. А. Ярилова, детального отчета А. А. Шмука, его переписки с аспирантом М. И. Поляковым (будущим преемником на посту заведующего кафедрой агрохимии) даны описания пути за океан через Германию, Великобританию, Францию, самого Конгресса в Вашингтоне и последующей поездки по аграрным штатам США и Канады в поезде «Педология». Участие в Конгрессе дало возможность еще более расширить и упрочить международные контакты, обменяться новейшими наработками, воочию познакомиться с передовой агротехнологией.
В разделе «На марше первых пятилеток» рассматривается деятельность А. А. Шмука, добровольно сложившего с себя обязанности директора Института в пользу интенсивных занятий наукой. Авторы на наглядных примерах доказали, что А. А. Шмук адаптировал «собственные научные интересы к решению актуальных в годы первых пятилеток задач реконструкции промышленности и сельского хозяйства, достижения экономической независимости СССР» [2, с. 101] и стал авторитетным экспертом в своей области.
Охарактеризованы труды А. А. Шмука по химии табака. Особенно важным показателем для качественной характеристики табака оказалось углеводно-белковое соотношение, получившее название «число Шмука». Отмечается большое научно-практическое значение изучения органических кислот та- бака, выделение и идентификация лимонной кислоты, приведшие в итоге А. А. Шмука к изобретению получения лимонной кислоты из табачно-махорочного сырья. Учитывая, что до этого потребность страны в лимонной кислоте (использовавшейся в пищевой и фармацевтической промышленности) удовлетворялась только экспортом, государство оперативно профинансировало завершение испытаний в Краснодаре и строительство специализированного завода в пригороде Москвы. По методу А. А. Шмука в заводских условиях стали получать не только лимонную, но и яблочную кислоту [2, с. 118, 122]. В 1934 г. ученый получил степень доктора сельскохозяйственных наук без защиты диссертации, а в 1935 г. стал действительным членом Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина. В это время А. А. Шмук уже фактически жил «на два города». В книге задокументирован «прощальный аккорд» в виде празднования в Краснодаре в конце 1936 г. 50-летия ученого и 25-летия его научной деятельности.
Возвращению в Москву и последним годам жизни А. А. Шмука посвящена третья глава. Показана его успешная адаптация в столичном научном сообществе (в Институте генетики АН СССР и в Институте биохимии АН СССР), выделены направления научной деятельности в рассматриваемый период — изучение закономерностей образования химических веществ в растениях и наследственных изменений химического состава; выявление химической природы веществ, влияющих на процессы клеточного деления у растений, и аналогов этих явлений, связанных с действием канцерогенных веществ; установление изменений состава растений, происходящих при их транс- плантации; исследования в области витаминов [2, с. 131].
Деятельность ученого в годы Великой Отечественной войны доказывает, что этнический немец А. А. Шмук был искренним патриотом советской страны. Поиски оптимальных способов добычи лимонной кислоты (ставшей особенно востребованной в военные годы) продолжались им несмотря на тяжелую болезнь, о чем свидетельствуют впервые опубликованные в книге письма ученого Наркому пищевой промышленности. В 1942 г. А. А. Шмук заслуженно был награжден Сталинской премией и орденом Трудового Красного Знамени.
В заключении книги осмысливается роль и место А. А. Шмука в науке, судьба его научного наследия. В приложении дан библиографический список трудов ученого.
Книга проиллюстрирована фотографиями, в том числе редкими. Здесь хотелось бы видеть подробные аннотации коллективных снимков. При переиздании авторам рекомендуется по возможности описать всех персонажей.
В целом рецензируемое издание о судьбе ученого в контексте социально-политических и экономических трансформаций заслуживает высокой оценки. Как правильно отмечают авторы, «развитие данной тематики перспективно в познавательном плане и с точки зрения возрождения интереса к науке, популяризации естественнонаучного знания» [2, с. 5]. Можно еще добавить, что подобные исследования способствуют возрождению престижа профессии ученого, формируют гордость за отечественные научные достижения, тот самый патриотизм, о «дефиците» которого так много сейчас говорится с самых высоких трибун.
Список литературы Жизнь в науке и наука жизни Александра Шмука. Рец. на книгу: Еремеева А. Н., Шеуджен А. Х. Александр Александрович Шмук. Майкоп: Полиграф-Юг, 2020. 190 с. ISBN 978-5-7992-0922-3
- Еремеева А. Н. Научная жизнь и научное сообщество Кубани в XX веке: очерки истории. Краснодар: Кубанькино, 2006.
- Еремеева А. Н., Шеуджен А. Х. Александр Александрович Шмук. Майкоп: ООО "Полиграф -ЮГ", 2020.
- Шеуджен А. Х. Кафедра агрохимии Кубанского госагроуниверситета в потоке времени. - Краснодар: КубГАУ, 2009.