Значение Нюрнбергского процесса для правовой регламентации обеспечения права на защиту в рамках производства по уголовным делам
Автор: Зенов Виктор Егорович
Журнал: Евразийская адвокатура @eurasian-advocacy
Рубрика: Исторический опыт
Статья в выпуске: 3 (28), 2017 года.
Бесплатный доступ
Цель: Исследование роли Нюрнбергского процесса в правовой регламентации обеспечения права на защиту. Методология: Использовались историко-правовой и формально-юридический методы. Результаты: Установлено, что Нюрнбергский процесс оказал значительное влияние на формирование и развитие принятых после его проведения правовых актов и норм, регламентирующих обеспечение права на защиту в уголовном судопроизводстве. Новизна/оригинальность/ценность: Статья обладает определенной научной ценностью, поскольку в ней рассмотрена актуальная правовая проблема.
Нюрнбергский процесс, право на защиту, уголовное судопроизводство
Короткий адрес: https://sciup.org/140225067
IDR: 140225067
Текст научной статьи Значение Нюрнбергского процесса для правовой регламентации обеспечения права на защиту в рамках производства по уголовным делам
Нюрнбергский процесс проходил с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 года в Международном военном трибунале. Изучение материалов по истории Нюрнбергского процесса показывает, что задолго до него, 19 октября 1942 г., советское правительство выпустило заявление «Об ответственности гитлеровских захватчиков и их сообщников за злодеяния, совершаемые ими в оккупированных странах Европы», в котором было сказано о необходимости учреждения Международного военного трибунала для расследования военных преступлений и осуществления этой процедуры в соответствии с выработанными для этих целей правовыми нормами. Эта позиция советского руководства поначалу не встретила понимания у других руководителей стран антигитлеровской коалиции, и если позиция СССР с самого начала заключалась в необходимости суда, произведенного по всем существующим на тот момент правилам уголовного судопроизводства, то для британского премьер-министра Уинстона Черчилля и ряда американских политиков такая позиция на ранних этапах была неприемлема.
В том же 1942 г. Уинстон Черчилль заявил о необходимости казни без суда всей нацистской верхушки. Отметим, что подобную позицию Черчилль озвучивал и позднее. В марте 1943 г.
госсекретарь США Кордуэлл Хэлл на обеде в присутствии посла Великобритании в США лорда Галифакса заявил, что лично он предпочел бы физическое уничтожение всего нацистского руководства. 10 июля 1944 г. американский генерал Дуайт Эйзенхауэр заявил о необходимости уничтожения высокопоставленных нацистов «при попытке к бегству».
Главным аргументом, который противопоставляла советская сторона этим настроениям западных политиков и общества, была необходимость именно правового разрешения сложившейся коллизии. Именно правовое решение проблемы военных преступников освобождало союзников от возможных обвинений в тривиальной политической мести в отношении своих военных врагов. К счастью, позиция советского правительства была услышана союзниками и принята за основу.
Соглашение о создании Международного военного трибунала и его устава было выработано СССР, США, Великобританией и Францией в ходе лондонской конференции, проходившей с 26 июня по 8 августа 1945 года. Совместно разработанный документ отразил согласованную позицию всех 23 стран – участниц конференции, а принципы устава утверждены Генеральной Ас- самблеей ООН как общепризнанные в борьбе с преступлениями против человечества.
Устав Международного военного трибунала [1], принятый 8 августа 1945 г., в значительной степени предопределил основные тенденции в развитии прав лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и профессиональных прав адвокатов-защитников, оказывающих им юридическую помощь, которые впоследствии были отражены в действующих ныне источниках международного права. Кроме того, ряд профессиональных прав адвокатов-защитников, которые были предоставлены им Уставом, впоследствии был заимствован законодательством большинства государств Европы.
В соответствии с п. «d» ст. 16 Устава в целях обеспечения справедливого судопроизводства было установлено, что «подсудимый имеет право защищаться на суде лично или при помощи защитника».
В Уставе также содержались нормы, предусматривающие участие профессионального защитника в работе Трибунала и его основные полномочия. Так, в ч. 2 ст. 23 Устава определено: «Функции защитника могут выполняться по ходатайству подсудимого любым адвокатом, имеющим право выступать на суде в его родной стране, или любым другим лицом, которое будет специально уполномочено на это трибуналом». Особо следует отметить положения п. «е» ст. 16, пп. «d» и «g» ст. 24 Устава, согласно которым сторона защиты имеет право представлять доказательства, заявлять ходатайства, подвергать перекрестному допросу любого свидетеля.
Таким образом, несмотря на совершенные подсудимыми преступления против человечности, мира, основные принципы уголовного судопроизводства (а именно законность, осуществление правосудия только судом, равенство всех участников судебного процесса перед законом и судом, независимость судей и подчинение их только закону, обеспечение доказанности вины, состязательность сторон и свобода в предоставлении суду своих доказательств и в доказывании перед судом их убедительности, обеспечение обвиняемым права на защиту, гласность судебного процесса) были соблюдены в деятельности Международного трибунала.
Следует отметить, что сторона защиты в ходе Нюрнбергского процесса активно пользовалась предоставленными ей правами: всего в суде было заслушано 116 свидетелей, из них по индивидуальным делам: 33 – вызванных обвинителями и 61 человек – защитниками, а документальных до- казательств обеими сторонами представлено более 4 тысяч.
Нюрнбергский процесс, подтвержденные, развитые и выработанные в его ходе принципы (прежде всего, принцип уголовной ответственности физических лиц вне зависимости от должностного положения) и основополагающие критерии тягчайших международных преступлений дали ощутимый импульс развитию международного гуманитарного права, международного правозащитного права, международного уголовного права. Эти принципы были подкреплены решениями только начавшей свою работу Генеральной Ассамблеи ООН: резолюциями A/RES/95 (I) от 11 декабря 1946 г. и A/RES/177 (II) от 21 ноября 1947 г.
На основе этих резолюций уже в 1948 г. была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, а впоследствии, в 1973 г., – Конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него.
Устав Международного трибунала оказал влияние и на содержание Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и Международных пактов о правах человека 1966 г.
10 декабря 1948 г. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 217А(III) была провозглашена Всеобщая декларация прав человека [2], в нормах которой есть указание на то, что Декларацией предоставляются все возможности для своей защиты обвиняемому по уголовным делам (ч. 1 ст. 11).
В контексте рассматриваемой проблематики нельзя не отметить и Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (4 ноября 1950 г.). В Конвенции содержится указание на то, что каждый обвиняемый имеет как минимум следующие права: право иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты (п. «b» ч. 3 ст. 6); право защищать себя лично или через посредство выбранного самим обвиняемым защитника (п. «c» ч. 3 ст. 6); право допрашивать показывающих против него свидетелей или право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, а также право на вызов и допрос свидетелей со стороны обвиняемого на тех же условиях, что и свидетелей стороны обвинения (п. «d» ч. 3 ст. 6); право считаться невиновным, пока виновность не будет доказана в соответствии с законом (ч. 2 ст. 6); право на справедливое публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (ч. 1 ст. 6). На основе приведенных выше правовых норм в Европе стала формироваться система решений Европейского суда по правам человека, носящая прецедентный характер [3].
Таким образом, Нюрнбергский процесс оказал значительное влияние на формирование и развитие правовых норм, регламентирующих обеспечение права на защиту в уголовном судопроизводстве.
Список литературы Значение Нюрнбергского процесса для правовой регламентации обеспечения права на защиту в рамках производства по уголовным делам
- http://www.law.edu.ru/norm/norm.asp?normID=1244713
- Вестник Федеральной палаты адвокатов РФ. 2009. № 3 (25). С. 69-75.
- Рагулин А.В., Шакиров Т.Р. Международно-правовые основы института профессиональных прав адвоката-защитника//Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Уфа, 2015. С. 202-207.