Значимость образовательной политики Китая в эпоху глобализма
Автор: Цзин К.
Журнал: Теория и практика общественного развития @teoria-practica
Рубрика: Социология
Статья в выпуске: 7, 2024 года.
Бесплатный доступ
Китай является ярким примером того, как грамотно реализованная образовательная политика может изменить страну до неузнаваемости за кратчайший срок. Еще 40 лет назад показатели грамотности в КНР были очень низки, однако на сегодняшний день система образования Китая является одной из крупнейших в мире. Выделение особенностей успешной государственной политики, произведенное в статье, позволяет выработать рекомендации для реализации реформ образования в других странах. Качественный метод исследования источников позволил установить основы и последствия концепции «трех политик» и других аспектов современного образования Китая. Как показано в статье, реализуемая внутренняя политика позволила национальным вузам стать достойными конкурентами ведущим университетам мира, а успех применяемых ими стратегий обучения способствует активному внедрению технологий и стандартов в глобальное образовательное пространство. Однако автор отмечает, что в комплексе с уже существующими достижениями необходима также и дальнейшая проработка мер по повышению эффективности процесса обучения в стране.
Кнр, образовательная политика, реформы образования, принцип справедливости, цифровизация, государственные программы, международное сотрудничество
Короткий адрес: https://sciup.org/149146032
IDR: 149146032 | DOI: 10.24158/tipor.2024.7.11
Текст научной статьи Значимость образовательной политики Китая в эпоху глобализма
Введение . Образование сегодня имеет огромное значение как в контексте личностного роста индивидов, так и для экономического развития всего общества. На индивидуальном уровне оно дает людям возможность реализовать свой потенциал, расширить горизонты и улучшить качество жизни. Люди, получившие качественное образование, как правило, имеют больше возможностей для карьерного роста и достижения финансовой стабильности. Оно выступает движущей силой экономического развития общества в целом, поэтому является приоритетным направлением государственной политики (Геворкян, 2005).
Важную роль образование играет и в китайском обществе. Сегодня в КНР создана крупнейшая система, состоящая из более чем 519 тыс. учебных заведений, 291 млн учащихся и 19 млн педагогов (Кнобель и др., 2011: 20). В стране делается акцент на доступности и качестве
учебной подготовки, а успехи Китая в этой сфере вызывают все больший интерес со стороны международного сообщества.
Однако еще 40 лет назад КНР испытывала колоссальные трудности в сфере образования, каждый третий гражданин страны был неграмотным, и на 10 000 человек приходилось всего 68 специалистов с высшим образованием. Главной причиной стремительного перелома ситуации исследователи считают грамотное проведение государственных реформ образовательной системы, включающих введение стандартизированных экзаменов и обязательного девятилетнего обучения для всех детей (Wang, 2023).
Теперь же, в эпоху глобальной цифровизации, КНР переживает активный переход к экономике знаний и технологий. Прошлый опыт показывает значимость управления развитием сферы образования в период изменений, и правительство Китая отчетливо понимает, что высококвалифицированная рабочая сила является ключом к новому экономическому подъему. Именно поэтому увеличивается количество государственных инвестиций в образование: согласно докладу Всероссийской академии внешней торговли за 2021 г., они составили 4 % от общего внутреннего валового продукта (ВВП) Китая в этот период1.
Как отмечают исследователи (Дэн, 2021), последовательное улучшение системы образования в Китае невозможно без долгосрочного планирования на государственном уровне, поэтому для выявления тенденций развития не только образовательной сферы, но и китайского общества в целом необходимо изучение проводимой сегодня политики.
Сказанное определяет цель данной статьи, которая заключается в выделении основных аспектов государственной деятельности по поддержке и развитию образовательной системы КНР в настоящее время.
Материалы и методы исследования . В ходе работы был применен качественный метод исследования, заключающийся в теоретическом анализе и обобщении литературных источников, статистических данных об образовании в Китае. Тематические публикации с фокусом на КНР были отобраны по ключевым словам «образовательная политика Китая», «китайская система образования», «развитие образовательной системы». Научные работы и данные старше 10 лет не рассматривались в целях поддержания актуальности изученных сведений.
Результаты и обсуждение . Китай сегодня активно внедряет политику образовательной справедливости, актуальной задачей которой является обеспечение равного доступа к качественному обучению всех граждан независимо от их социального происхождения или места жительства (Фролова, 2018). Правительство поддерживает программы и инициативы, направленные на улучшение инфраструктуры образования, подготовку учителей и обеспечение ресурсов для школ в менее развитых центральных и западных регионах страны, уделяя особое внимание интеграции национальных меньшинств.
В начале 2000-х гг. средняя продолжительность обучения в столице Китая составляла 10 лет, а в бедных и мало развитых регионах – только 6, показатели финансирования при этом различались более чем в 12 раз. Настоящей катастрофой можно считать то, что многие школьники бросали учебу ради обеспечения своих семей, так и не преодолевая ступень основного образования. Для решения этой проблемы государством были запущены социальные программы поддержки уязвимых групп населения и жителей сельских регионов. На сегодняшний день в результате принятых мер всеобщее базовое образование имеют 99 % граждан страны (Маслов, 2020: 4).
Для достижения образовательной справедливости и равенства в современном Китае активно используется концепция «трех политик». Она представляет собой комплекс национальных программ, направленных на повышение качества и доступности образования для всех слоев населения.
Первой из них является политика «двойного сокращения», известная в Китае как « 双减 » (shuāngjiǎn). Она была введена правительством страны с целью снижения академической и эмоциональной нагрузки на учащихся начальных и средних образовательных учреждений. В последние годы китайские школьники столкнулись с чрезмерным количеством интенсивных учебных и внеучебных занятий. Согласно политике «двойного сокращения», уменьшение повышенной академической нагрузки может привести к снижению уровня стресса и улучшению психологического здоровья учащихся2.
В рамках данной концепции были определены и некоторые ограничения на использование частных образовательных и репетиторских услуг, что также способствует уменьшению социального неравенства, ведь свободный доступ к платному дополнительному образованию у богатых слоев населения создавал завышенную конкуренцию при поступлении в высшие учебные заведения Китая.
Второй из «трех политик» является механизм совместного воспитания детей в семье, школе и обществе, основанный на концепции трехстороннего воздействия. Она подчеркивает важность взаимосвязи между тремя сторонами общественной жизни для обеспечения гармоничного развития ребенка. Семья считается первичной и основной средой для воспитания несовершеннолетнего. Родители играют главную роль в передаче ребенку культурных и моральных ценностей, а также в обеспечении ему эмоциональной поддержки и психологической стабильности. Школы дают возможность получения структурированного образования и способствуют социализации детей. Общественные институты, такие как клубы, спортивные секции и культурные организации, предоставляют собой дополнительные площадки для развития интересов и навыков несовершеннолетних.
Воспитание подрастающего поколения с обозначенных позиций способствует гармоничному развитию личности ребенка, учитывая его эмоциональные, социальные, физические и интеллектуальные потребности. Взаимодействие семьи, школы и общества расширяет ресурсы и возможности обучения и воспитания, предоставляя детям более широкий спектр знаний и навыков. Школа и общество дополняют семейное воспитание, создавая условия для социализации и адаптации молодежи к действующим нормам.
Система совместного воспитания обеспечивает дополнительную поддержку и контроль за развитием ребенка, что также способствует предупреждению девиантного поведения. Несовершеннолетний учится быть ответственным и активным членом общества, поскольку разные стороны воспитательного процесса, ориентированного на него, демонстрируют и поощряют социальную ответственность и гражданскую активность.
Последней составляющей программы «трех политик» является «Национальный план отличных учителей». Данная инициатива направлена на поддержку молодых учителей и преподавателей, создание инновационных форм повышения квалификации педагогов и улучшение качества образовательных услуг как закономерный итог всего перечисленного.
Отдельное внимание в рамках реализации плана уделяется совершенствованию профессиональных навыков учителей в сельской местности и бедных районах страны. Так, более 60 % участников программы являются преподавателями из центральных и западных регионов Китая (Чжан, 2021). Обучение провинциальных педагогов в рамках «Национального плана отличных учителей» позволяет сократить разрыв в качестве образования между крупными городами и селами, способствует соблюдению принципа справедливости, заложенного в основу образовательной политики страны.
Помимо прочего, Китай сегодня активно стремится повысить свою международную конкурентоспособность. Правительство фокусируется на развитии STEM-образования, поощряет исследования и разработки в этой области, поддерживает международные академические обмены и сотрудничество. Например, колледжем Чжаотун и Оксфордским университетом реализуется практика выдачи двойных дипломов об образовании, а в рамках содействия языковому обмену по программе «Teaching in China» в 2023 г. в Китай были приглашены более 18 000 иностранных преподавателей английского языка. Международное сотрудничество предстает важной составляющей китайской образовательной политики как способ повышения квалификации собственных кадров и обеспечения информационного обмена в области научных исследований.
В целом, получение зарубежного образования является довольно распространённой практикой для студентов из Китая1. Повышенная конкуренция при сдаче национального экзамена «Га-окао» и дороговизна платного образования в стране вынуждают китайских молодых людей получать образование в иностранных вузах. Этот фактор напрямую способствует развитию международного опыта и обмена, и, чтобы не допустить оттока кадров, КНР активно реализует политику трудоустройства выпускников иностранных высших учебных заведений. На рис. 1 представлены самые популярные среди китайских студентов государства получения высшего образования.
Новые вызовы для системы образования создает и меняющаяся демографическая ситуация в Китае, обусловленная развертывающимся процессом старения населения. Он порождает необходимость в поддержке образования для пожилых людей и их адаптации к меняющимся потребностям рынка труда. В связи с этим правительство активно внедряет политику, направленную на распространение непрерывного образования, которое представляется эффективным способом повышения квалификации возрастных работников и роста производительности их труда (Ли, 2020: 198). Так, с 1981 г. в Китае действует ассоциация образования взрослых, основным видом ее деятельности является выполнение функций и задач системы непрерывного обучения этой категории граждан, ее оценка и мониторинг. При этом значимым достижением Китая в сфере образования стало то, что доля населения, проходящего подготовку в высших учебных заведениях вне зависимости от возраста, увеличилась с 1,4 % в 1978 г. до 20 % к 2020 г. (Карлсен, 2020). Непрерывное образование становится ключевой сферой государственной поддержки в подготовке учителей, врачей, работников высокотехнологичных производств.
350 000
300 000
250 000
200 000
150 000
100 000
50 000
США Австралия Великобритания Россия
Рисунок 1 – Число студентов из Китая в разных странах, 2023 г.1
Figure 1 – Number of Students from China in Different Countries, 2023
Вектор образовательной политики КНР определяется и цифровой трансформацией общества последних лет. По данным международной консалтинговой компании McKinsey, уже к 2030 г. 30 % рабочих могут остаться без профессии или вынуждены будут сменить сферу деятельности на фоне автоматизации производства2. Снижение надобности в физических навыках неизбежно повысит спрос на технические профессии и освоение новых технологий, а вместе с этим и на непрерывное обучение и профессиональную переподготовку для поддержки сотрудников.
Следуя за мировыми тенденциями, Китай активно внедряет новые технологии в образование, поощряя онлайн-обучение, использование специальных приложений и платформ. Ученики осваивают навыки пользования цифровыми инструментами с раннего возраста, что позволяет им быстрее и качественнее адаптироваться к изменяющимся условиям рынка труда в будущем.
Количество активных пользователей на образовательных онлайн-платформах возрастает с каждым годом: для сравнения, в 2019 г. оно составляло 241,6 млн чел., а в 2020 г. – уже 301 млн чел.3 Общий рынок цифрового обучения в Китае по своему формату делится на два типа:
-
1. Программы для самостоятельного изучения материалов без взаимодействия с педагогом. Чаще всего процесс обучения по данному формату строится через базы знаний, мобильные приложения или онлайн-курсы. Примером такой платформы может стать ZhangyueiReader.
-
2. Технология совместного обучения, предполагающая взаимодействие с преподавателем и другими пользователями в онлайн-режиме. К реализуемым продуктам такого типа относится, например, DingTalk.
Более того, во время очного образовательного процесса в Китае используются технологии адаптивного обучения, построенные на работе искусственного интеллекта. Они позволяют персонализировать обучение в соответствии с нуждами каждого студента, повышают его заинтересованность и уровень активности на занятии. Они интенсивно внедряются не только в густонаселенных регионах страны, но и на сельских территориях, где проводится подключение школ к государственным образовательным платформам. Принципы равенства доступа, непрерывности и информатизации образования сочетаются в реализации китайской системы онлайн-обучения, позволяющей гражданам получить даже университетскую степень, находясь в отдалении от вуза.
Повышение технологичности образовательного процесса обеспечивает удовлетворенность студентов обучением и выгодно выделяет китайские вузы на международной арене: согласно рейтингу QS, в 2024 г. сразу несколько китайских университетов вошли в мировой топ-1004. Вместе с тем в стране существует и активно реализуется государственный проект «Дважды первые», нацеленный на то, чтобы к 2030 г. эти университеты попали уже в топ-15 мирового рейтинга. Для этого активно поддерживается исследовательская деятельность студентов, расширяются корпоративные связи для трудоустройства выпускников.
В стране также развиваются инновационные хабы, способствующие интеграции науки и образования. Среди них ведущий – «Чжунгуаньцунь», созданный еще в 1950 г. в Хайдяне. В нем сосредоточены более 200 научно-исследовательских институтов, а также более 200 национальных и иностранных компаний. Предполагается, что к 2035 г. проект станет прямым конкурентом калифорнийской Кремниевой долины и неоспоримым лидером в развитии инновационных технологий, таких как искусственный интеллект, редактирование генома и робототехника.
Благодаря проводимой политике система образования в Китае с каждым годом становится все обширнее и качественнее. По итогам 13-го пятилетнего плана социально-экономического развития, действовавшего с 2016 по 2020 гг., были выполнены все задачи углубления реформы образования, поставленные ранее, в ряд которых входят: информатизация, развитие непрерывного обучения, повышение квалификации педагогического состава и иные (Гурулева, 2022). Реализуемые сегодня проекты также способствуют выполнению целей, поставленных на период до 2025 г., среди них: раскрытие преимуществ дистанционных технологий, обучения в течение всей жизни, стандартизация системы дополнительного образования.
Заключение . На сегодняшний день Китай является одной из ведущих экономических и политических держав мира, оказывающей все большее влияние на международную систему образования. За последние 50 лет страна совершила колоссальный рывок в этой сфере, увеличив показатели грамотности населения, среднюю продолжительность обучения и значительно улучшив его качество. Китайские студенты регулярно показывают высокие результаты в рамках международного тестирования и проверки знаний, а исследователи достигают новых высот в технических областях. Наглядные успехи вдохновляют другие страны на изучение продуктивных практик образования Китая и использование наработанного им опыта.
Несмотря на это, КНР все еще испытывает трудности в реализации обучающих программ за счет возникновения новых вызовов как в мировом, так и национальном масштабе. Теперь, достигнув высоких количественных показателей в сфере образования, Китай стремится сместить фокус своего внимания на улучшение качества предоставляемых услуг, основы для чего уже заложены проводимой политикой. Однако наличие в ней несовершенств противопоставляется постоянным усилиям правительства и всех социальных органов по содействию китайскому образованию в продолжении не только экстенсивного, но и качественного развития.
В связи с этим дальнейшие исследования по обозначенной нами тематике могут быть посвящены разработке более эффективных мер образовательной политики в КНР и определению вопросов, решение которых необходимо для реализации следующего пятилетнего цикла социального развития страны.
Список литературы Значимость образовательной политики Китая в эпоху глобализма
- Геворкян Е.Н. Рынок образовательных ресурсов: аспекты модернизации. М., 2005. 360 с. EDN: QUTGRV
- Гурулева Т.Л. Система образования Китая в 2016-2020 гг. и задачи ее развития до 2025 г. // Китай в год проведения XX съезда КПК. М., 2022. С. 98-110. DOI: 10.48647/ICCA.2022.68.57.011 EDN: CWPIMQ
- Дэн Т. Тенденции развития и основные направления модернизации системы высшего образования в Китае в начале XXI в. // Педагогический журнал. 2021. Т. 11, № 5-1. С. 383-392. DOI: 10.34670/AR.2021.92.37.043 EDN: WJRHDV
- Карлсен А. Обеспечение возможности обучения на протяжении всей жизни для всех в Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане: опыт отдельных стран и рекомендации по вопросам политики. Париж, 2020. 63 с.
- Кнобель А.Ю., Соколов И.А., Худько Е.В. Влияние государственных расходов на качество общего образования в России. М., 2011. 161 с.
- Маслов А.А. Китай 2020. Пандемия, общество и глобальные альтернативы. М., 2020. 368 с.
- Фролова О.Е. Субъективное понимание концепта "справедливость" // Человек: образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2018. № 3 (34). С. 154-169. EDN: YLSHML
- Чжан Л. "Национальная программа переподготовки учителей начальной и средней школы Китая": китайский опыт успешной реализации национальной программы обучения // Современное педагогическое образование. 2021. № 3. С. 18-23. EDN: CITYFS
- 李L.教育13亿 中华人民共和国前副总理李岚清谈中国教育改革与发展十年工作。 北京 2020年。 483页。= Ли Л. Образование для 1,3 миллиардов: экс-вице-премьер КНР Ли Ланьцин о десятилетней работе по реформированию и развитию китайского образования. Пекин, 2020. 483 с. (на кит. яз.).
- Wang J. The Development of Modern Chinese Education System Since 1949 and the Key Factors That Impact It // Journal of Education, Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 17. P. 215-219. DOI: 10.54097/ehss.v17i.10496 EDN: XUTOEV