Звук в гносеологической системе древнеиндийской ведической традиции

Автор: Пашинина Ольга Владимировна

Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki

Рубрика: Культурология

Статья в выпуске: 1 (69), 2016 года.

Бесплатный доступ

Статья посвящена анализу одного из основных методов истинного познания древнеиндийской философии, связанного со звуковым восприятием (sabda), который рассматривается в свете особенностей древнеиндийской гносеологической системы, а именно - её укоренённости в онтологических представлениях и сверхчувственном опыте познания. В сравнении с привычным европейским чувственно-рациональным методом познания древнеиндийский метод представляет собой сложную иерархическую систему, включающую и чувства, и разум, и способы внутреннего отождествления с объектом познания. В онтологическом аспекте звук предстаёт как мощная теогоническая и космогоническая сила, которая постепенно входит в проявление и творит мир. Познать истину - значит взойти к изначальному высшему звуку от восприятия грубого внешнего звука, воспринимаемого органами чувств, постичь тонкий неслышимый звук, воспринимаемый душой (буддхи) и малым человеческим духом (атманом). В итоге, шабда - это не просто путь познания истины, но и сам духовный путь древнеиндийского философа-адепта.

Еще

Звук, гносеология, древнеиндийская философия, сверхчувственное познание, шабда, субъект и объект познания

Короткий адрес: https://sciup.org/144160559

IDR: 144160559

Список литературы Звук в гносеологической системе древнеиндийской ведической традиции

  • Андреев И. Л., Есаков В. А., Качаева М. А., Назарова Л. Н. Виртуальная звуковая агрессия и психическое здоровье человека//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). C. 135-140.
  • Воеводина Л. Н. Философия культуры: проблемы и перспективы//Культура и образование. 2014. № 4 (15). С. 25-32.
  • Воеводина Л. Н. Мифологические представления и выделение сакральной сферы в архаической культуре//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 6 (50). С. 31-36.
  • Донец А. М. Учение о верном познании в философии мадхьямики-прасангики/Ин-т монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2006. 250 с.
  • Елизаренкова Т. Я. Язык и стиль ведийских риши: /Российская академия наук, Институт востоковедения. Москва: Наука: Изд. фирма «Восточная литература», 1993. 315 с.
  • Кочергина В. А. Санскритско-русский словарь: Около 30000 слов/под ред. В. И. Кальянова; с прил. «Граммат. очерка санскрита» А. А. Зализняка. 2-е изд., испр. и доп. Москва: Русский язык, 1987. 943 с.
  • Малыгина И. В. Идентификационный ресурс культурной памяти: от «помнящей культуры» к «культуре забвения»//Культура и образование. 2013. № 1 (10). С. 40-47.
  • Радхакришнан С. Индийская философия: в 2 томах. Москва: Иностранная литература, 1957. Т. 2. 394 с.
  • Шохин В. К. Школы индийской философии: период формирования IV в. до н.э. -II в. н.э.: . Москва: Восточная литература, 2004. 415 с.
  • Шри Свами Шивананда Сарасвати. Кундалини Йога/пер. с англ. и ред. А. Очаповского //Библиотека Йоги А. Очаповского. Уфа. 2002. URL: http://www.bezmolvie.ru/index2.php?option=com_ docman&task=doc_view&gid=9&Itemid=2 (дата обращения: 30.05.2015.).
Еще
Статья научная