Звук в пространстве культуры: объективные и субъективные параметры

Бесплатный доступ

Объектом исследования данной работы является сущностный смысл понятия «звук», который рассматривается с точки зрения различных сфер культуры: естественных наук (акустики и психоакустики), искусства, духовно-религиозной традиции. Предметом становятся противоречия или двойственности в определениях данного понятия в вышеперечисленных сферах, в свете которых звук одновременно предстаёт как объективное и субъективное, феноменальное и ноуменальное, реальное и трансцендентальное явление. На этом основании рождается задача поиска единой субстанциальной основы звука, которой оказывается его вибрационная природа, по-разному раскрывающаяся в различных сферах культурного бытия, в соответствии с определёнными функциями звука (онтологической, гносеологической, эстетической, репрезентативной, коммуникативной, праксиологической). Методология исследования основана на выявлении противоречий в трактовках понятия «звук» в различных сферах культуры методом сравнительного анализа и на попытке дать единое определение звука методом выявления субстанциональных основ исследуемого объекта и абстрагирования от частностей. Основным результатом работы является построение единой картины осмысления понятия «звук» в различных сферах культуры, соотнесение трактовок и выявление противоречий, а также попытка дать единое универсальное определение того, что есть звук.

Еще

Субстанциональная природа звука, параметры звука, функции звука, акустика, психоакустика, музыкальный звук, восприятие звука, метафизика звука, вибрация

Короткий адрес: https://sciup.org/144160602

IDR: 144160602

Список литературы Звук в пространстве культуры: объективные и субъективные параметры

  • Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика: учебник для высших учебных заведений. Санкт-Петербург: Композитор, 2009. 719 с. ил., табл.
  • Андреев И. Л., Есаков В. А., Качаева М. А., Назарова Л. Н. Виртуальная звуковая агрессия и психическое здоровье человека // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (60). C. 135-140.
  • Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: Современное написание: в 4 томах. Москва: АСТ, 2002. Т. 1. 1158 с.
  • Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. Москва: Музыка, 1988. 254 с.
  • Пашинина О. В. Звук в гносеологической системе древнеиндийской ведической традиции // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2016. № 1 (69). С. 112-118.
  • Птолемей Клавдий. Гармоника в трёх книгах / Клавдий Птоломей. Комментарий к «Гармонике» Птолемея / Порфирий ; издание [пер.] и подгот. В. Г. Цыпин ; Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, Научно-исследовательский центр методологии исторического музыкознания, Проблемная научно-исследовательская лаборатория музыки и музыкального образования. Москва : Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2013. 455 с. ил.
  • Тынянов Ю. Н. Поэтика. История литературы. Кино / [предисл. В. Каверина; АН СССР, Отд-ние литературы и яз., Комис. по истории филол. наук, Науч. совет по истории мировой культуры]. Москва: Наука, 1977. 574 с.
Еще
Статья научная