Актуальные вопросы применения средств исправления осужденных, отбывающих лишение свободы за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, в условиях реализации системы пробации
Автор: Климчук М.В.
Журнал: Вестник Сибирского юридического института МВД России @vestnik-sibui-mvd
Рубрика: Взгляд. Размышления. Точка зрения
Статья в выпуске: 3 (52), 2023 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается авторское видение перспектив начала функционирования системы пробации в Российской Федерации, раскрываются особенности ресоциализации лиц в современных условиях. Сформулированы и обосновываются предложения по реализации средств исправления осужденных, отбывающих лишение свободы за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, в условиях реализации системы пробации. Сформулированы выводы о необходимости дальнейшего развития системы пробации, которая на данный момент только активно формируется.
Ресоциализация, осужденные, система пробации, лишение свободы
Короткий адрес: https://sciup.org/140301182
IDR: 140301182 | DOI: 10.51980/2542-1735_2023_3_152
Текст научной статьи Актуальные вопросы применения средств исправления осужденных, отбывающих лишение свободы за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, в условиях реализации системы пробации
Современная государственная политика России свидетельствует о предпринимаемых государственными органами действиях, направленных на совершенствование системы правоохранительных органов с целью выработки мер по снижению уровня преступности и обеспечения безопасности граждан. В этих условиях одной из основополагающих общегосударственных задач, требующих принятия первоочередного решения, является создание эффективной системы ресоциализации лиц, входящих в группу риска, путем принятия мер упреждающего воздействия, носящих правовой и социально-экономический характер.
Принятие Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года (далее
– Концепция) ознаменовало новый виток формирования авангардных идей, их критического осмысления и конструктивной материализации. Энергичному научному познанию подверглась вся сфера исполнения и отбывания уголовных наказаний, на поверхность теоретической полемики сублимировались вопросы оптимизации и результативности различных уголовно-исполнительных проектов. Одним из таких проектов выступает создание и развитие системы пробации, которая в Концепции (раздел XVI) отражает одно из основных направлений развития современной уголовно-исполнительной системы (раздел IV). Система пробации ориентирована на создание условий для укрепления и(или) восстановление социальных связей осужденного в период отбывания им уголовного наказания в условиях изоляции от общества, приобретение им навыков жизни в обществе, препятствующих формированию дезадаптивной направленности в поведении личности и совершению повторных преступлений.
Создание системы пробации неоспоримо является значимым событием в развитии уголовно-исполнительной системы Российской Федерации и, на наш взгляд, позволит завершить логическую цепочку воспитательного воздействия в отношении определенной категории граждан, к которой также относятся осужденные за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних.
Разработка системы пробации позволит придать сфере исполнения в первую очередь пенальных уголовных наказаний социально-ориентированный характер, обогатить уголовно-исполнительную политику свежими инструментами исправления и социальной адаптации осужденных, модернизировать организацию деятельности по их ресоциализации и социальной реабилитации, защите прав и законных интересов указанных лиц [6, с. 235].
В Федеральном законе от 6 февраля 2023 г. N 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» (далее – Закон о пробации) указаны цели создания системы пробации, которые находятся в плоскости социального обеспечения, оказания социальной помощи. Именно поэтому стоит говорить о воспитательном воздействии, так как определенные цели и являются элементами данного процесса и направлены на исправление человека, через оказание ему действенной жизненной помощи, которая впоследствии поможет обустроить свою дальнейшую законопослушную жизнь.
Стоит отметить, что в статье 5 Закона о пробации предусмотрено понятие «пробация», под которым определяется «совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, и лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в том числе ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация, защита прав и законных интересов указанных лиц».
Созданная в России служба пробации представляет собой уникальную инновационную систему межотраслевого взаимодействия, учитывающую особенности национального менталитета и регламентирующую выполнение субъектами пробации функций по социальной реабилитации осужденных во время отбывания наказания и после освобождения [2, c. 127].
Говоря о функционировании системы пробации, следует отметить, что отдельные функции службы пробации, исходя из Закона о пробации, в большей мере, по сравнению с другими учреждениями, исполняющими уголовные наказания, реализуют в настоящее время уголовно-исполнительные инспекции. Вместе с тем существенным недостатком такой организации является то, что контрольные функции уголовно-исполнительных инспекций имеют приоритет над социально-реабилитационными задачами, которые органично сочетаются в рамках функционирования системы пробации, представленной в Законе о пробации. Причем приоритет контрольных функций в этой сфере может достаточно логично сочетаться с так называемой камерной моделью общественного кон- троля в уголовно-исполнительной системе [5, с. 79]. Тем не менее, несмотря на существующие пока еще недостатки, мы полагаем, что первоначальные организационные мероприятия функционирования системы пробации целесообразно проводить на базе действующей системы уголовно-исполнительных инспекций.
По теме нашего исследования необходимо разобрать особенности реализации средств исправления осужденных за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних именно в условиях пенитенциарной пробации. Средства исправления осужденных за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних должны функционировать по следующим направлениям [3, c. 296]:
– контрольно-надзорное – организация контроля за отбытием наказания осужденными в рамках определенных судом ограничений и после освобождения от отбывания уголовных наказаний;
– социальное – оказание лицам, отбывающим уголовное наказание, необходимой помощи в целях адаптации к условиям жизни в обществе, содействие в развитии у осужденных навыков социально приемлемого и ответственного поведения в целях дальнейшего предупреждения возможных преступлений;
– психолого-педагогическое – оказание лицам, отбывающим уголовное наказание, содействия в коррекции их поведения, изменении убеждений с криминальных и деструктивных на социально-конструктивные. Важно отметить и признать, что реализация этого направления не будет успешной без включения в функционирование системы пробации всего потенциала исправительных учреждений, обладающих колоссальными знаниями личности осужденных и методологией организации воспитательной работы с осужденными за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних.
Исправление осужденного несомненно находится в тесной взаимосвязи и с целью предупреждения совершения преступлений в отношении несовершеннолетних, и с целью восстановления социальной справедливости. В действующем законодательстве к основным средствам исправления осужденных относятся:
-
– установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим);
-
– воспитательная работа;
-
– общественно полезный труд;
-
– получение общего образования;
-
– профессиональное обучение;
-
– общественное воздействие.
Стоит отметить, что данные средства исправления осужденных в условиях развития системы пробации необходимо совершенствовать и расширять в действующей системе средств исправления осужденных, которая закреплена в УИК РФ, в условиях развития системы пробации.
Формирование у осужденного негативного отношения к преступному поведению через признание ошибочности совершенного им поступка и связанных с ним чувств печали и огорчения в полной мере обеспечивает несовершение новых правонарушений как минимум для умышленных преступлений, а в сочетании с общим повышением правовой культуры – и для неосторожных преступлений, поскольку происходит уничтожение самой мотивации для нарушения закона [4, c. 178].
Наиболее важным проявлением приоритизации исправления осужденного за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних представляется возможность разрешения серьезного сущностного противоречия, вытекающего из утверждения о том, что сама преступность является порождением социальной несправедливости. Смещая фокус с покарания преступника на исправление, государство и общество по сути «возвращает долг» индивиду, нейтрализуя те негативные обстоятельства, которые повлияли на выбор преступного поведения в качестве способа удовлетворения потребностей, и меняя при этом систему ценностей, поддерживающих такое поведение.
Несмотря на то, что лишение свободы способно обеспечивать среду, в которой лицо, совершившее преступление в отношении несовершеннолетних, находится под максимальным контролем со стороны государства и может беспрепятственно испытывать воздействие на свое сознание, учеными отмечалась достаточно низкая эффективность лишения свободы как средства исправления преступников, подчеркивалась необходимость развития воспитательной, образовательной и трудовой деятельности осужденного на уровне, который отвечал бы сегодняшним международным стандартам.
В условиях развития системы пробации целесообразно сделать акцент на таких средствах исправления, как лечение, психологическая и социальная работа.
Представляется правильным описать и дать краткий анализ перечисленным средствам.
Среди всего многообразия исправительных учреждений пенитенциарной системы России, именно в лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждениях содержатся осужденные, которые в первую очередь нуждаются в лечении. Получение лицами, имеющими ряд заболеваний, лечения и медицинской помощи является частью системы средств исправления.
Еще одним средством исправления осужденных является психологическая работа, среди основных направлений которой можно выделить и деятельность сотрудников исправительных учреждений по выявлению лиц, которые склонны к различным видам девиантного, деструктивного поведения, и проведение, в том числе среди таких выявленных лиц, мероприятий, направленных на снижение агрессии, повышение социальной адаптации, ресоциализации, и осуществление различных психодиагностических мероприятий.
Официально также предусмотрено функционирование психологической службы уголовно-исполнительной системы, но ее деятельность предусмотрена лишь на уровне подзаконного нормативного регулирования приказами. Что характерно, основам психологической работы с осужденными за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних не придается большого значения в уголовно-исполнительном законодательстве, она предполагается лишь как некий базис для последующей воспитательной работы в формах и методах, которые чрезвычайно далеки от психологической помощи как таковой [4, c. 182].
С учетом того, что превенция и сдерживание рецидивирующей преступности является важнейшей целью создания системы пробации, нельзя недооценивать значимость института содействия в получении образования и трудоустройстве. Если мы преследуем цель вернуть бывших осужденных в общество как законопослушных полноценных граждан, то нельзя ограничивать их трудовые права, всячески отворачиваться от них и препятствовать их нормальному взаимодействию с обществом, равно как и не иметь развитой правовой базы и специальных программ в области постпенитенциарной ресоциализации. Вряд ли можно достичь успеха посредством только лишь создания службы пробации, важно сформировать заинтересованность всевозможных работодателей к использованию труда бывших осужденных (предоставление новых возможностей для развития, налоговых льгот и т.д.), активизировать деятельность гражданского общества в данном направлении [7, c. 18].
Социальная работа как средство исправления осужденных реализуется специально уполномоченными службами социальной защиты осужденных, создаваемыми в каждом исправительном учреждении и СИЗО. Работники указанных служб осуществляют комплекс мероприятий по социальной адаптации осужденных, реализации их прав и свобод, а также законных интересов в сфере социального, семейного, трудового законодательства и содействуют процессу их исправления. Таким образом, работа, выполняемая сотрудниками служб социальной защиты, на сегодняшний день является очень важной и актуальной. В связи с этим считаем возможным закрепление социальной работы в качестве основного средства исправления осужденных в ст. 9 УИК РФ [1, c. 33].
Таким образом, были сформулированы предложения, связанные с постепенной гуманизацией, повышением открытости и взаимной координации с институтами гражданского общества для обеспечения доступа в исправительные учреждения специалистов, которые помогут организовать медицинское лечение, обучение, психологическую помощь и социальную работу. Уже шла речь об успешном опыте взаимодействия с общественными организациями, существующими на волонтерской основе, которые осуществляют социальную реабилитацию лиц, освобождающихся из мест лишения свободы.
Если судить по заметно большому количеству высказанных предложений и имеющихся методик, проблема реальной достижимости цели исправления исследуемой категорий осужденных заключается вовсе не в нехватке апробированных исследований по этой части, но в нежелании государства на данный момент уделять этой материи достойное внимание. Как известно, полноценное реформирование уголовно-исполнительной системы в рамках повышения эффективности уголовных наказаний требует существенных вложений, связанных не только с привлечением в этот процесс высококвалифицированных кадров, но и с улучшением состояния фондов учреждений.
Может возникнуть вопрос о целесообразности столь затратных в финансовом плане мер, а также издержек, связанных с продолжительностью и сложностью психологического анализа поведения, но необходимость в выборе именно такого подхода объясняется тем, что действительно далеко не всякое внешнее проявление качеств, призванных демонстрировать глубокое уважение к закону, труду и нормам человеческого общежития выражает истинное отношение преступника к данным ценностям [3, c. 295].
Организованное таким образом становление системы пробации на правовой базе уголовно-исполнительных инспекций, осуществляя организационно-методическое взаимодействие с сотрудниками исправительных учреждений, позволит эффективно решать вопросы ресоциализации осужденных за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних еще при нахождении подопечных в местах заключения.
Таким образом можно прийти к выводу, что в ближайшие годы разработка единой стройной системы пробации может стать весьма перспективным направлением для исследования. Но эти предложения будут жизнеспособны только в условиях их активного взаимодействия с новыми средствами исправления осужденных, имеющими отношение к стабилизации социально-экономической ситуации в стране и повышению правовой культуры населения.
Список литературы Актуальные вопросы применения средств исправления осужденных, отбывающих лишение свободы за совершение преступлений в отношении несовершеннолетних, в условиях реализации системы пробации
- Горбань, Д.В. Нормативное совершенствование действующей системы основных средств исправления осужденных / Д.В. Горбань // Вестник Кузбасского института. - 2019. - N 4. - С. 30-34.
- Ерохов, И.С. Служба пробации: отечественная практика / И.С. Ерохов // Вестник магистратуры. - 2017. - N 12-3 (75). - С. 127-129.
- Синькевич, Н.А. Пробация как система альтернативных мер, смягчающих уголовное наказание в Японии / Н.А. Синькевич // Миссия права. Юридическая наука: традиции и инновации: сборник материалов международной научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и преподавателей, В. Новгород, 16-17 апреля 2020 года. В. Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. - 2021. - С. 293-299.
- Скиба, А.П. Законопроект "О пробации в Российской Федерации": некоторые аспекты обсуждения в 2021-2022 годах / П.А. Скиба, Н.С. Малолеткина // Уголовно-исполнительное право. - 2022. - Т. 17(1-4). - N 2. - С. 176-194.
- Тепляшин, П.В. Общественный контроль в пенитенциарной системе: современная организационно-правовая модель / П.В. Тепляшин, И.В. Тепляшин // Вестник Самарского юридического института. - 2020. - N 3 (39). - С. 77-82.
- Тепляшин, П.В. Эффективность пробации: официальная позиция (в контексте проекта федерального закона "О пробации в Российской Федерации") и теоретический дискурс / П.В. Тепляшин // Уголовно-исполнительная система на современном этапе с учетом реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года: сборник тезисов международной научно-практической конференции по проблемам исполнения уголовных наказаний: в 2 т. Т. 1. - Рязань: Академия ФСИН России, 2022. - С. 234-239.
- Тихонов, Я.И. Постпенитенциарная ресоциализация как развивающийся институт российского права / Я.И. Тихонов, К.А. Подобрей // Государственная власть и местное самоуправление. - 2022. - N 8. - С. 16-18.