Актуальные вопросы свидетельского иммунитета в российском гражданском процессе
Автор: Назаренко А.Е.
Журнал: Международный журнал гуманитарных и естественных наук @intjournal
Рубрика: Юридические науки
Статья в выпуске: 12-4 (51), 2020 года.
Бесплатный доступ
В представленной работе рассмотрена актуальная на сегодняшний день тема, посвященная практической реализации свидетельского иммунитета в рамках современного гражданского процесса. Автор достаточно подробно рассматривает сущность и правовое содержание данного процессуального института, изучает его классификацию и отдельно взятые виды, а также анализирует положения различных правоведов. Вместе с этим, в настоящей статье содержатся предложения по совершенствованию института свидетельского иммунитета.
Свидетельский иммунитет, гражданский процесс, судебное разбирательство, стороны процесса
Короткий адрес: https://sciup.org/170187274
IDR: 170187274 | DOI: 10.24411/2500-1000-2020-11485
Текст научной статьи Актуальные вопросы свидетельского иммунитета в российском гражданском процессе
Начиная анализ столь актуальной тематики, обратим внимание на то обстоятельство, что свидетельский иммунитет является разновидностью общего правового иммунитета. Вообще, понятие «иммунитет» по своему правовому содержанию и значению представлено в виде особой привилегии или льготе, которая доступна только определенным лицам.
Что касается смысловой нагрузки термина «иммунитет» в рамках отечественного гражданского процессуального права, то под ним следует понимать своеобразные правоотношения, которые зарождаются между участниками судебного разбирательства, а именно между судом, который представлен в виде обязательного участника процесса, и лицом, участвующим в деле [7]. При этом данные правоотношения регламентируются в особом порядке, так как одному из участников, по сути, предоставляется привилегия, что видоизменяет содержание процессуального статуса данного лица. Следовательно, благодаря процессуальному праву законодатель может усовершенствовать нормативную правовую базу [5].
Развитие законодательства в последующем было направлено также на разработку и закрепление законодательного понятийного аппарата и терминологии [3].
Однако следует обратить внимание на то обстоятельство, что свидетельский им- мунитет обладает собственными специфическими особенностями, которые отличают его от других видов иммунитета. Так, помимо предоставления особой привилегии для участника процесса, представленного в виде свидетеля, данного рода иммунитет влияет на следующие факторы, а именно:
– предупреждение такого явления как лжесвидетельство, распространенное как в уголовном, так и в гражданском процессе;
– предотвращение возникновения недоверия судов к свидетелям, а именно к их показаниям. В данном случае, акцент необходимо сделать на показания потенциально заинтересованных в исходе дела свидетелей;
– возрастание доверия к суду, а также законности и обоснованности принятых им решений [8].
Исходя из всего выше перечисленного можно сделать вывод о том, что институт свидетельского иммунитета представляет собой определенный комплекс правовых предписаний, которые определяют особенное процессуальное положение свидетелей [4]. Особое процессуальное положение – предоставление свидетелю определенного рода льгот и преимуществ. Стоит также сказать о том, что свидетельский иммунитет значительно упрощает рассмотрение гражданского дела в суде.
Современная правовая доктрина предусматривает определенную классификацию свидетельского иммунитета. Законодатель подразделяет его на два больших и самостоятельных подвида, к которым необходимо относить следующее:
– условный свидетельский иммунитет. Его суть заключается в том, что свидетель может и не воспользоваться предписанными ему преимуществами, в том числе и пренебречь ими. Например, свидетель обладает правом дать показания против своего родственника, но может свободно отказаться от дачи показаний;
– безусловный свидетельский иммунитет. Данный вид иммунитета действует вне зависимости от воли свидетеля. Так, лицо не должно допрашиваться в силу предусмотренных законом обстоятельств.
В рамках затронутой тематики, следует сказать о том, что свидетельский иммунитет распространяет свое действие только на конкретно предусмотренный круг сведений. Исключением из этого общего правила выступает свидетельский иммунитет в отношении дипломатического служащего. К примеру, Уполномоченный по правам человека не может допрашиваться в суде как свидетель по тем обстоятельствам, которые он потенциально мог узнать ввиду осуществления своей деятельности. В остальном, данное уполномоченное лицо может быть допрошено, то есть суд вправе узнать те сведения, которые не относятся к его профессиональной деятельности.
То же самое правило распространяется и на других лиц, которые наделены подоб- ными полномочиями, например:
– Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей;
– Уполномоченный по правам человека;
– Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в от- дельном субъекте и иные лица, которые имеют подобное должностное положение.
Стоит обратить свое внимание на то обстоятельство, что представители научного сообщества предлагают расширить перечень данных лиц. То есть, иными словами расширить сферу действия свидетельского иммунитета. Например, в представленный выше перечень лиц можно включить Уполномоченного по правам человека в субъекте РФ [2].
Однако другие правоведы не разделяют подобных идей и говорят о весьма осторожном подходе к расширению сферы свидетельского иммунитета [6]. Это обусловлено тем, что предоставление свидетельского иммунитета большему кругу лиц чревато нарушением стабильности судебного рассмотрения отдельно взятых гражданских дел. Так, предоставление того или иного преимущества либо льготы влечет за собой нарушение такого гражданского процессуального принципа как равенство сторон в процессе судебного разбирательства по делу.
Подводя итоги настоящему исследованию, хотелось бы обратиться к содержанию Концепции единого Гражданского процессуальное кодекса РФ, в которой рассмотрены все наиболее актуальные и злободневные проблемы и вопросы [1]. Интересен тот факт, что законодатель не обратил какого-либо внимания на институт свидетельского иммунитета. Данное обстоятельство позволяет нам делать вывод о том, что в ближайшее время основная концептуальная конструкция свидетельского иммунитета сохранится, а это, в свою очередь, говорит о том, что у научного сообщества еще есть время для формирования действительно эффективного механизма действия данного института.
Список литературы Актуальные вопросы свидетельского иммунитета в российском гражданском процессе
- Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: Решение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству от 9 июня 2014 г. // СПС "Консультант Плюс".
- Волосова Н.Ю. Дуалистическая природа положений свидетельского иммунитета // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - №4. - С. 240-244.
- Гринь Е.А. Исторический процесс возникновения и развития норм о принудительном прекращении прав на земельный участок по российскому законодательству // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 95. - С. 1174-1191.
- Исаенков А.А. Свидетельские иммунитеты в российском гражданском процессе // Вестник СГЮА. - 2015. - №6 (107).
- Коблянский В.С., Шкурова П.Д. К вопросу о соотношении материального и процессуального права в регулировании общественных отношений, в том числе при рассмотрении и разрешении гражданских дел судом Российской Федерации // В сборнике: Наука. Исследования. Практика. сборник избранных статей по материалам Международной научной конференции. - Санкт-Петербург, 2020. С. 123-126.
- Репьев А.Г. Социальная функция института правовых преимуществ // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2014. - №4 (34). - С. 105.
- Смолькова И.В. Актуальные проблемы охраняемых федеральным законом тайн в российском уголовном судопроизводстве. - М: Юрлитинформ, 2014. - 352 с.
- Хромых Ю.В. Понятие и виды свидетельского иммунитета // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. - 2015. - №1 (7).