Алгоритмизация права и принципы права
Автор: Порываева Наталья Федоровна
Журнал: Общество: политика, экономика, право @society-pel
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 4, 2021 года.
Бесплатный доступ
Алгоритмы, являясь ядром программных продуктов, играют в современном технологическом мире большую роль и проникают во все сферы общественной жизни. В статье отмечена актуальность алгоритмизации различных систем, объектов, явлений и процессов в общественной жизни. Право, следуя за общественными отношениями, развивается вместе с ними. Природа правовых норм, а также технологические и политические факторы современности ведут к тенденции алгоритмизации права. Поскольку алгоритмы обладают собственными признаками и свойствами, процесс алгоритмизации может оказывать системное влияние на право, в том числе на принципы права. Принципы права в результате алгоритмизации могут меняться содержательно, иметь формальное (алгоритмическое) выражение и изменять свое положение в системе правовых принципов.
Алгоритм, свойства алгоритмов, алгоритмизация права, формализация справедливости, принципы права, принцип гласности, принцип свободы воли, принцип справедливости, принцип равенства
Короткий адрес: https://sciup.org/149134340
IDR: 149134340 | DOI: 10.24158/pep.2021.4.12
Текст научной статьи Алгоритмизация права и принципы права
PhD student, Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation
В современном технологическом мире большую роль играют алгоритмы, проникающие во все сферы общественной жизни. В самом общем виде алгоритм – это точное предписание о последовательности действий исполнителя (человека, электронного вычислительного устройства), направленных на достижение поставленных целей. В настоящей статье речь идет об алгоритмах, исполнителем которых являются электронные вычислительные устройства (современные алгоритмы).
Алгоритмы как ядро программных продуктов структурируют процесс и определяют результат. Алгоритмы обладают следующими свойствами:
-
– детерминированность – алгоритм должен содержать набор точных и понятных указаний, не допускающих неоднозначного толкования;
-
– массовость – алгоритм должен быть пригоден для решения всех задач данного типа;
-
– дискретность – разбиение алгоритма на ряд отдельных законченных действий;
-
– эффективность – достижение определенного результата при выполнении любого алгоритма.
Указанные свойства можно отнести к позитивным характеристикам алгоритмов.
К свойствам, определяющим сущность современных алгоритмов, можно отнести следующие:
-
– закрытость (непрозрачность) – алгоритмы являются своеобразным «черным ящиком», затрудняющим интерпретацию получаемых результатов; данное свойство обусловлено, с одной стороны, сложностью алгоритмов и необходимостью наличия специальных знаний для их понимания, с другой – коммерческой тайной;
-
– предвзятость (cмещение) – из-за предвзятости входных данных алгоритмы могут приводить к дискриминационным результатам.
Закрытость и предвзятость можно отнести к негативным свойствам современных алгоритмов.
Актуальность алгоритмизации различных систем, объектов, явлений и процессов в общественной жизни связана с «постоянно возрастающими техническими возможностями, которые регулярно совершенствуются и в “идеале” призваны полностью разгрузить человека от рутинной работы» [1, с. 7844]. Исследователи отмечают, что «мы вступаем в эпоху, когда алгоритмы помогают и фундаментально встроены в важнейшие процессы принятия решений в большинстве секторов общества, включая государственное управление, СМИ, здравоохранение и политику» [2].
Право следует за общественными отношениями и, соответственно, развивается вместе с ними. Природа правовых норм, позволяющая отображать их в алгоритмическом (машиночитаемом) виде, а также технологические факторы (накопление огромного количества доступных данных для обработки, снижение стоимости вычислительных мощностей, возрастающая доступность передачи данных (Интернет)) и политические факторы современности (все больше государств принимают стратегии и программные документы по развитию искусственного интеллекта и внедрению технологических решений, разработанных на его основе, в разные отрасли экономики и сферы общественных отношений) ведут к алгоритмизации права.
Под алгоритмизацией права можно понимать преобразование права путем конвергенции и интеграции права и алгоритмов, результатом чего является алгоритмическое (машиночитаемое) право.
Одним из свойств алгоритмов, как указано ранее, является закрытость (непрозрачность), вследствие которой алгоритмы представляют собой проприетарные, закрытые IT-продукты. Соответственно, логика действия алгоритмизированных (машиночитаемых) норм права будет открытой только для определенного круга лиц. Это противоречит одному из принципов правотворчества – принципу гласности, обеспечивающему информированность граждан о принимаемых и принятых нормативных правовых актах. Принцип гласности является конституционно закрепленным принципом. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации законы подлежат официальному опубликованию. Следует обратить внимание на то, что закрытость как свойство алгоритмов труднопреодолимо. Сделать алгоритмы и основанные на них машиночитаемые нормы права полностью прозрачными и доступными для неограниченного круга лиц – трудноразрешимая задача. Следовательно, необходимо либо разрабатывать механизмы, максимально преодолевающие свойство закрытости алгоритмов, либо уточнять принцип гласности в соответствии с указанным свойством.
Другим принципом права, на который может оказать влияние процесс алгоритмизации права, – принцип свободы воли. Алгоритмы детерминированы, а «право логически проистекает из свободы и по самой своей сути обращено к свободной воле человека, является продуктом этой воли» [6, с. 60]. Свобода воли представляет собой способность человека быть суверенным и автономным началом, производить «из себя» цели, нормативно-ценностные установки, произвольно принимать решения, выбирать линию поведения [7, с. 8]. Т.Я Хабриева отмечает, что от того, какое место в системе ценностей общества, формирующегося под влиянием состоявшегося научно-технологического прорыва, займет принцип свободы воли, являющийся базовым для права, в соотношении с конвергентными технологиями и сохранится ли он в качестве исходного начала в регулировании общественных отношений и поведения людей, зависит характер изменений в системе социальной регуляции [8].
Принцип справедливости – один из нравственно-правовых принципов. В научной литературе отмечается, что справедливость является важнейшим принципом, в соответствие с которым строится вся система права [9]. В настоящее время наблюдается тенденция внедрения математических моделей справедливости (алгоритмической справедливости) в общественную жизнь. Справедливость (социальная, нравственная, юридическая) в традиционном ее выражении с помощью средств, приемов естественного языка вступает в конфронтацию с математическими моделями справедливости (алгоритмической справедливостью) [10, с. 283]. Особенностью математических моделей справедливости (алгоритмической справедливости) является множественность результатов. Можно получить разные результаты, и каждый будет математически обоснован [11, с. 283–284], т. е. справедлив с математической точки зрения. Такая множественность результатов выступает одной из проблем представления справедливости с помощью математических моделей (алгоритмической справедливости). Другую проблему представляет сужение содержательной части справедливости. Исследователями отмечается, что при рассмотрении принципа справедливости в его юридическом смысле (нормативное содержание справедливости) он утрачивает объемность, превращаясь в проекцию на плоскости юриспруденции [12, с. 49]. Следует отметить, что при построении математических моделей справедливости справедливость также утрачивает объемность, превращаясь в проекцию на плоскости математики. Вопрос о том, насколько утрачивает, остается открытым (учитывая множественность результатов). Остаются открытыми для дальнейших исследований и другие вопросы: эквивалентность справедливости в традиционном ее выражении и алгоритмической справедливости; конкуренция традиционных моделей справедливости и ее математических моделей; выбор критериев, ложащихся в основу такой формальной алгоритмической справедливости. И главный вопрос: каким будет право, основанное на формальной алгоритмической справедливости? [13, с. 284–285].
Еще одним нравственно-правовым принципом наряду с принципом справедливости является принцип равенства. В правовой доктрине выделяют три элемента правового равенства: формально-юридическое равенство (равенство в законе), равноправие (равенство перед законом), равная защита законом [14, с. 10]. Э.В. Талапина отмечает: «Смысл юридического равенства не только в том, что все подчинены закону одинаково, но и в том, что общая норма применяется к частному случаю индивидуализировано, т. е. с учетом всевозможных обстоятельств» [15]. Автором высказываются опасения, что алгоритмы не охватят нюансы рассмотрения частных ситуаций с учетом особенностей каждого случая, так как алгоритм обеспечивает скорее всего равенство арифметическое, а не юридическое [16].
Таким образом, на примере рассмотрения принципов гласности, свободы воли, справедливости и равенства сквозь призму алгоритмизации права можно сделать вывод, что принципы права в результате алгоритмизации права могут изменяться содержательно, иметь формальное (алгоритмическое) выражение и менять свое положение в системе правовых принципов.
Ссылки:
Редактор: Тюлюкова Мария Олеговна Переводчик: Ханмамедова Виктория Рамизовна
Список литературы Алгоритмизация права и принципы права
- Русяева Е.Ю. Теория алгоритмов: взгляд с позиций философии // XII Всероссийское совещание по проблемам управления (ВСПУ-2014). М., 2014. С. 7844.
- Gran A.B., Booth P., Bucher T. To Be or Not to Be Algorithm Aware: A Question of a New Digital Divide? // Information, Communication & Society. 2020. March, https://doi.org/10.1080/1369118X.2020.1736124.
- См., например: Берестенников А.Г. Сущность принципов права: теоретические проблемы понимания // Baikal Research Journal. 2016. Т. 7, № 3. С. 25. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2016.7(3).25 ; Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Основные принципы права: понятие и классификация // Вестник Волгоградского государственного университета. Сер. 5: Юриспруденция. 2013. № 1. С. 5-11 ; Смирнов Д.А. О понятии принципов права // Общество и право. 2012. № 4 (41). С. 29-37.
- См.: Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Указ. соч. С. 5.
- См.: Берестенников А.Г. Указ. соч.
- Мережко А.А. Проблема свободы воли в философии права (анализ концепций детерминизма в контексте поиска смысла права) // Проблеми ф™софи права. 2008-2009. Т. VI—VII. С. 60-63.
- Максимов Л.В. Концепт «свобода воли» в этике // Этическая мысль. 2015. Т. 15, № 2. С. 5-19.
- X Международный конгресс сравнительного правоведения. Круглый стол «Идентификация права в современной социальной регуляции» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. 2020. 14 дек. URL: https://izak.ru/institute/events/x-mezhdunarodnyy-kongress-sravnitelnogo-pravovedeniya-kruglyy-stol-identifikatsiya-prava-v-sovremenn (дата обращения: 14.03.2021 ).
- Ревина С.Н., Саменкова С.Е. Место и роль принципа справедливости в системе принципов российского права // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2018. Т. 1, № 2. С. 123-132.
- Порываева Н.Ф. Формализация справедливости в эпоху технологизации // Правовые ценности в свете новых парадигм развития современной цивилизации : сборник научных трудов / под общ. ред. Д.А. Пашенцева. М., 2020. С. 282-286.
- Там же. С. 283-284.
- Пресняков М.В. Принцип справедливости в решениях Конституционного Суда Российской Федерации // Правоведение. 2008. № 6. С. 48-55.
- Порываева Н.Ф. Указ. соч. С. 284-285.
- См.: Вопленко Н.Н., Рудковский В.А. Указ. соч. С. 10.
- Талапина Э.В. Алгоритмы и искусственный интеллект сквозь призму прав человека // Журнал российского права. 2020. № 10. С. 25-39. https://doi.org/10.12737/jrl.2020.118.
- Там же.