Ансамбль как семантико-семиотическая система
Автор: Кабурнеева Надежда Олеговна
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 4 (60), 2014 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается ансамбль как семантико-семиотическая система. Автор считает, что в художественном ансамбле, или ансамблевом типе композиции, каждая из частей представляет собой вполне самостоятельное образное целое, то есть отдельную композицию. Следовательно, сутью ансамбля является согласование в пространстве (онтологически) и времени (концептуально в процессе восприятия) разных, часто контрастных форм различного происхождения, строения, стиля. Они могут восприниматься как одновременно, так и последовательно, поочерёдно, не теряя от этого своих художественных качеств. Этим ансамбль принципиально отличается от других типов взаимодействий: связи элементов одной и той же формы между собой (гармонический тип композиции), взаимодействия элементов разных видов искусства в одной композиции либо художественный синтетизм (неразъединимое единство элементов содержания и формы). Автор приходит к выводу, что современный выставочно-экспозиционный ансамбль можно охарактеризовать как объединяющую принципиальные характеристики выставки и экспозиции, искусственно создаваемую интертекстуальную предметно-пространственную структуру, состоящую из памятников истории, культуры и искусства, композиционно организованных в системе научноконцептуального и художественно-пластического построения с целью трансляции значимой культурной и эстетической информации.
Ансамбль, семантико-семиотическая система, теоретико-методологическая база исследования
Короткий адрес: https://sciup.org/14489806
IDR: 14489806
Список литературы Ансамбль как семантико-семиотическая система
- Альберти Л.-Б. Десять книг о зодчестве: в 2 томах. Москва: Изд-во Всесоюзной академии архитектуры, 1935-1936. Т. 1. 185 с.
- Арзамасцев В. П. О семантической структуре музейной экспозиции//Музееведение. На пути к музею XXI века. Москва: НИИК, 1989. 48 с.
- Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: в 10 томах. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2004. Т. 1. 296 с.
- Гильдебранд А. К пониманию художественной связи архитектурных ситуаций//Проблема формы в изобразительном искусстве и собрание статей. Москва: Изд-во МПИ, 1991. С. 146-158.
- Кликс P. P. Художественное проектирование экспозиций. Москва: Высшая школа, 1978. 255 с.
- Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Москва: Наука, 1979. 253 с.
- Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X-XVII веков//Избранные работы: в 3 томах. Ленинград: Художественная литература, 1987. Т. 1. С. 75.
- Лотман Ю. М. Текст в тексте//Избранные статьи: в 3 томах. Таллин: Александра, 1992. [Т. 1]: Статьи по семиотике и типологии культуры. С. 148-160.
- Майстровская М. Музейная экспозиция: тенденции развития//Музейная экспозиция. Москва: РИК, 1997. 7 с.
- Рождественский К. И. Музейная экспозиция//Музейное дело в СССР: актуальные проблемы архитектурно-художественного проектирования экспозиций исторических и краеведческих музеев. Москва: Изд-во Центрального музея революции, 1983. 19 с.
- Рязанцев И. В. Искусство советского выставочного ансамбля. 1917-1970. Москва: Советский художник, 1976. 3 с.