Антимикробная активность экспериментальных образцов средства для сухих ножных ванн
Автор: Тарасова Е.Ю., Потехина Р.М., Хузин Д.А., Тремасова А.М., Саитов В.Р., Гумеров В.Г., Спиридонов Г.Н., Ерошин А.И.
Статья в выпуске: 4 т.256, 2023 года.
Бесплатный доступ
Цель исследования заключалась в определении антимикробной активности экспериментальных образцов средства для групповой профилактики и лечения инфекционных болезней дистального отдела конечностей крупного рогатого скота в отношении тест-микроорганизмов. Антимикробную активность экспериментальных образцов средства для сухих ножных ванн под шифрами «СВ», «СВ1» и «СВ2» в отношении тест-микроорганизмов: E. coli , S. aureus , Salmonella enterica , Cl. perfringens , F. necrophorum определяли согласно Руководству Р 4.2.3676-20 «Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфицирующих средств для оценки их эффективности и безопасности». Результаты экспериментов свидетельствуют, что образец под шифром «СВ» имеет наиболее выраженную антимикробную активность в отношении тест-микроорганизмов по сравнению с образцами «СВ1», «СВ2» и коммерческим препаратом «Любисан Эко» и является перспективным для дальнейших исследований.
Сухая ножная ванна, экспериментальный образец, антимикробная активность, тест-микроорганизм, крупный рогатый скот
Короткий адрес: https://sciup.org/142239419
IDR: 142239419 | DOI: 10.31588/2413_4201_1883_4_256_254
Текст научной статьи Антимикробная активность экспериментальных образцов средства для сухих ножных ванн
Заболевания копытец, наряду с маститами и патологиями органов воспроизводства, являются одной из самых распространенных и трудно решаемых проблем молочного скотоводства [2, 5]. Первые клинические признаки болезней в виде хромоты «опирающейся конечности» могут появляться лишь на 7-30 сутки. В это время из-за развивающегося патологического процесса, животные испытывают дискомфорт, плохо поедают корма, снижаются приросты, молочная продуктивность, увеличивается сервис-период, кратность осеменения, отход телят, развивается бесплодие [6]. Несвоевременная диагностика приводит к накоплению большого количества больных животных, а их запоздалое индивидуальное лечение с «жесткой» фиксацией и применением дорогостоящих антимикробных и противовоспалительных препаратов, из-за которых бракуется молоко, требует больших материальных и временных затрат. В большинстве случаев прогноз лечения неблагоприятный, поэтому высокопродуктивных животных приходится преждевременно выбраковывать, что напрямую влияет на генофонд и доходность отрасли [9].
В неблагополучных сельхозпредприятиях широкое распространение получают различные ассоциации условно-патогенных микроорганизмов (Staphylococcus aureus, Escherichia coli, Fusobacterium necrophorum и др.), значительно повышающих патогенность при пассажах через организм животных, имеющих низкий уровень местной и общей резистености [8].
В настоящее время для групповой профилактики болезней пальцев и копытец широко применяют ножные ванны с различными дезинфицирующими растворами [1, 3, 7]. Однако при низких температурах дезинфицирующие растворы теряют активность, а в типовых коровниках трудно найти места для установки ножных ванн, требующих дополнительного ограждения. Животные обычно боятся влажных ванн, перепрыгивают через них и могут травмироваться. Кроме того, из-за загрязнения мочой и фекалиями, растворы для ванн приходится часто менять, что приводит к повышению трудозатрат и удорожанию их применения.
Сухие ножные ванны имеют ряд преимуществ перед влажными ваннами, такие как: широкий температурный диапазон использования, легкость дозирования (добавление средства по мере его расхода), экономичный расход порошка, отсутствие скольжения, возможность использования даже без установки специальных ванн и с помощью распылительных устройств, а также вместе с подстилочным материалом. Кроме того, сухие ножные ванны будут способствовать снижению влажности напольных покрытий и улучшению микроклимата помещений, что окажет неблагоприятное влияние на развитие условно-патогенной и патогенной микрофлоры.
В связи с этим, разработка средств для сухих ножных ванн, обладающих выраженными антимикробными свойствами и схемы их применения на ранних стадиях развития инфекционного процесса, является весьма актуальной задачей, позволяющей снизить трудозатраты и повысить рентабельность молочного скотоводства.
Цель исследования заключалась в определении антимикробной активности экспериментальных образцов средства для групповой профилактики и лечения инфекционных болезней дистального отдела конечностей крупного рогатого скота в отношении тест-микроорганизмов.
Материал и методы исследований. Исследования проведены в лаборатории ветеринарной санитарии отделения биотехнологии ФГБНУ «ФЦТРБ-ВНИВИ». Объектами исследования являлись разработанные экспериментальные образцы средства для сухих ножных ванн, тест-микроорганизмы ( E. coli М-17, S. aureus 209 Р, S. enterica subsp. enterica serovar Enteritidis ВОЗ, Cl. perfringens АТСС 13124, F. necrophorum 8TS630501).
Изучение антимикробной активности экспериментальных образцов проводили суспензионным методом согласно Руководству Р 4.2.3676-20 [4].
При подборе компонентов для создания экспериментальных образцов средства в форме порошка для групповой профилактики и лечения инфекционных болезней дистального отдела конечностей крупного рогатого скота методом сухих ножных ванн учитывали необходимость соответствия следующим требованиям: наличие адсорбционных, бактерицидных, фунгицидных и противовоспалительных свойств; по степени воздействия на организм относиться к умеренно опасным веществам; укрепление копытцевого рога; сохранение сыпучести; слабокислый или кислый рН; отсутствие коррозионного действия на стойловое оборудование; не требовать для своего применения соблюдения температурного режима; успешно применяться в животноводческих помещениях с повышенной влажностью, не требовать точной дозировки; не создавать опасность скольжения при проходе животных через ванну; не требовать специальной процедуры утилизации; применение должно быть экономически выгодным; обладать возможностью применения даже без использования специальных ванн для обработки копытец, а также в смеси с различными подстилочными материалами, используемыми в животноводческих хозяйствах; обладать возможностью добавления в ванну свежего порошка по мере расхода и использования с помощью распылительных устройств; иметь расход порошка в среднем 120-160 г на корову, чтобы 40-50 кг было достаточно для прохождения 300 животных.
Таким образом, при разработке экспериментальных образцов, в качестве компонентов рассматривали: адсорбенты (бентонит, цеолит, кизельгур, перлит), бензолсульфохлорамид натрия, гидроксид натрия, гипохлорит кальция, оксид и сульфат цинка, медный купорос и дополнительные компоненты, взятые в различных соотношениях.
Все смешиваемые сухие вещества предварительно измельчали до одинаковой степени мелкости с помощью лабораторной зерновой мельницы типа СИ ЛЗМ-1, затем объединяли и механически перемешивали.
Рабочую суспензию микроорганизмов готовили из тест-микроорганизмов, выращенных на плотных питательных средах (МПА (E. сoli, S. aureus, S. enterica), ГКА (Cl. perfringens, F. necrophorum)) при температуре от 37 °C до 38 °C в течение от 18 до 24 ч. Для приготовления бактериальной взвеси каждую культуру смывали с агара стерильной питьевой водой. Полученную взвесь микроорганизмов фильтровали через ватно-марлевый фильтр и разводили стерильной питьевой водой до концентрации 2×109 клеток в 1 см3.
Перед постановкой эксперимента готовили растворы экспериментальных образцов в различных концентрациях (от 0,125 % до 4,0 %) на стерильной водопроводной воде. Далее эти растворы по
4,5 см3 разливали в стерильные пробирки, в которые затем добавляли 0,5 см3 взвеси тест-микроорганизма и тщательно перемешивали. Через определенные интервалы времени по 0,5 см3 взвеси «тест-микроорганизм+экспериментальный образец» добавляли к 4,5 см3
нейтрализатора (стерильной воды), снова тщательно перемешивали и оставляли на 5 мин. Затем по 0,5 см3 вносили в пробирку с 4,5 см3 стерильной питьевой воды, после чего из этой пробы по 0,1 см3 вносили в пробирку с 5 см3 жидкой питательной среды (МПБ, Китта-Тароцци) и на поверхность плотной питательной среды. В контрольных опытах вместо растворов испытываемых экспериментальных образцов использовали стерильную водопроводную воду. Экспозиция была выбрана в связи с критериями активности, указанными в Р 4.2.3676-20.
Температура инкубирования посевов в термостате и сроки учета результатов опыта зависели от вида микроорганизма. Посевы бактерий термостатировали при температуре (37±1) °C. Учет результатов проводили через 2448 ч. Для подтверждения биоцидного действия экспериментальных образцов из пробирок, в которых отсутствовал рост тест-культуры, ежедневно делали пересев по 0,5 см3 в 4,5 см3 новой порции питательной среды. Результаты опыта оценивали по наличию или отсутствию роста микроорганизмов в жидкой и на плотной питательных средах [4]. Сравнение проводили с контролем, которым являлся посев тест- микроорганизмов в питательную среду без добавления экспериментальных образцов.
При наличии роста на МПБ делали подтверждающий посев на плотную среду МПА. При наличии роста на среде Китта-Тароцци делали подтверждающий посев на ГКА (выращивали в вакууме при остаточном давлении от 5 до 6 мм рт. ст.).
Эффективной считали концентрацию экспериментального образца, при которой трижды повторенный опыт при определенном времени воздействия давал отрицательный результат (отсутствие роста микроорганизмов) при наличии типичного роста тест-культуры в контроле.
За минимальную бактерицидную концентрацию (МБК) разработанного экспериментального образца принимали концентрацию полностью предотвращающую формирование колоний. Наименьшая концентрация препарата, подавляющая рост тест-культур, служила для определения минимальной ингибирующей концентрации (МИК).
Проведено изучение антимикробной активности трех экспериментальных образцов под шифрами «СВ», «СВ1» и «СВ2». В качестве препарата сравнения использовали коммерческий препарат «Любисан Эко».
Результат исследований.
Результаты определения антимикробной активности в отношении тест-микроорганизмов представлены в таблице 2.
Параллельно ставились контроли стерильности питательной среды и экспериментальных образцов, которые были отрицательными, контроль роста микроорганизмов – положительным.
Значения МИК и МБК представлены в таблице 2.
Из таблицы 2 видно, что показатели активности коммерческого препарата сравнения («Любисан ЭКО») уступали образцам «СВ» и «СВ1», в составе которых максимальную долю занимает бентонит и цеолит соответственно, и находились на одном уровне с образцом «СВ2», где в качестве наполнителя использовался диатомит.
Наиболее выраженной антимикробной активностью в отношении используемых тест-микроорганизмов обладал образец под шифром «СВ», имеющий в своем составе в качестве одного из активнодействующих веществ большее количество бензолсульфохлорамида натрия по сравнению с «Любисан Эко». Бензолсульфохлорамид натрия относится к группе монохлорзамещенных амидов сульфокислот и обладает способностью легко отщеплять атомы «активного хлора», который проявляет окислительные свойства. Молекула бензолсульфохлорамида натрия является низкомолекулярным органическим соединением и легко проникает через мембрану микроорганизмов за счет использования дефектов жидкокристаллической решетки липидного бислоя. Наличие иона натрия, возможно, также облегчает взаимодействие препарата с клеточной мембраной бактерий за счет образования им ион-проводящих агрегатов, увеличивающих анионную проводимость.
Таблица 1 - Антимикробная активность разработанных экспериментальных образцов (n=3)
Микроорганизм / экспозиция с экспериментальным образцом |
Наименование образца |
Рост на питательной среде |
Концентрация раствора экспериментального образца, % |
|||||
4,0 |
2,0 |
1,0 |
0,5 |
0,25 |
0,125 |
|||
S. aureus / 30 мин |
«СВ» |
МПБ |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
МПА |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
||
«СВ1» |
МПБ |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
|
МПА |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
«СВ2» |
МПБ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
МПА |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Любисан Эко |
МПБ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
МПА |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
E. coli / 30 мин |
«СВ» |
МПБ |
— |
— |
— |
— |
+ |
+ |
МПА |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
||
«СВ1» |
МПБ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
МПА |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
«СВ2» |
МПБ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
МПА |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Любисан Эко |
МПБ |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
МПА |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
S. enterica / 30 мин |
«СВ» |
МПБ |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
МПА |
— |
— |
— |
— |
+ |
+ |
||
«СВ1» |
МПБ |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
|
МПА |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
||
«СВ2» |
МПБ |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
|
МПА |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Любисан Эко |
МПБ |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
|
МПА |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Cl. perfringens / 240 мин |
«СВ» |
Китта-Т ароцци |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
ГКА |
— |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
«СВ1» |
Китта-Т ароцци |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
ГКА |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
«СВ2» |
Китта-Т ароцци |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
ГКА |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
Любисан Эко |
Китта-Т ароцци |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
ГКА |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||
F. necrophorum / 30 мин |
«СВ» |
Китта-Т ароцци |
— |
— |
— |
— |
— |
— |
ГКА |
— |
— |
— |
— |
— |
+ |
||
«СВ1» |
Китта-Т ароцци |
— |
— |
— |
— |
+ |
+ |
|
ГКА |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
||
«СВ2» |
Китта-Т ароцци |
— |
— |
— |
— |
+ |
+ |
|
ГКА |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
||
Любисан Эко |
Китта-Т ароцци |
— |
— |
— |
— |
+ |
+ |
|
ГКА |
— |
— |
— |
+ |
+ |
+ |
||
Примечания: 1 «+» - наличие роста; 2 «-» - отсутствие роста. |
Таблица 2 – Бактериостатическая и бактерицидная активности изучаемых образцов (n=3)
Наименование образца |
S. aureus |
E. coli |
S. enterica |
Cl. perfringens |
F. necrophorum |
|||||
МИК |
МБК |
МИК |
МБК |
МИК |
МБК |
МИК |
МБК |
МИК |
МБК |
|
«СВ» |
10,0 |
10,0 |
5,0 |
10,0 |
2,5 |
5,0 |
40,0 |
40,0 |
<1,25 |
2,5 |
«СВ1» |
10,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
10,0 |
10,0 |
80,0 |
80,0 |
5,0 |
10,0 |
«СВ2» |
20,0 |
40,0 |
20,0 |
40,0 |
10,0 |
20,0 |
80,0 |
80,0 |
5,0 |
10,0 |
Любисан Эко |
20,0 |
40,0 |
20,0 |
40,0 |
10,0 |
20,0 |
80,0 |
80,0 |
5,0 |
10,0 |
Примечание: МИК и МБК выражены в мкг/мл.
Заключение. Таким образом, на основе скрининга in vitro для дальнейшего изучения отобран образец под шифром «СВ», показавший максимальную антимикробную активность. Перспективность комбинации, входящих в его состав компонентов, обусловлена не только синергизмом их механизмов действия (повышающих антимикробную, фунгицидную, противовоспалительную активности), но и наличием у средства сорбционных свойств.
Данные, полученные в результате исследования, могут быть использованы при разработке средства для групповой профилактики и лечения начальных и средних стадий инфекционных болезней дистального отдела конечностей крупного рогатого скота.
Актуальные проблемы ветеринарной медицины, биотехнологии и морфологии: сборник трудов Национальной научно- практической конференции. – Кинель: Самарский ГАУ. – 2021. – С. 168–172.
Резюме
Цель исследования заключалась в определении антимикробной активности экспериментальных образцов средства для групповой профилактики и лечения инфекционных болезней дистального отдела конечностей крупного рогатого скота в отношении тест-микроорганизмов. Антимикробную активность экспериментальных образцов средства для сухих ножных ванн под шифрами «СВ», «СВ1» и «СВ2» в отношении тест-микроорганизмов: E. coli , S. aureus , Salmonella enterica , Cl. perfringens , F. necrophorum определяли согласно Руководству Р 4.2.3676-20 «Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфицирующих средств для оценки их эффективности и безопасности». Результаты экспериментов свидетельствуют, что образец под шифром «СВ» имеет наиболее выраженную антимикробную активность в отношении тест-микроорганизмов по сравнению с образцами «СВ1», «СВ2» и коммерческим препаратом «Любисан Эко» и является перспективным для дальнейших исследований.
Список литературы Антимикробная активность экспериментальных образцов средства для сухих ножных ванн
- Анализ рынка дезинфицирующих средств, используемых в отдельных животноводческих хозяйствах Приволжского федерального округа / Е. Ю. Тарасова, А. М. Тремасова, Д. А. Хузин [и др.] // Ветеринарный врач. - 2022. - № 3. - С. 58-66. EDN: VFVANQ
- Журба, В. А. Лечебно-профилактические мероприятия при гнойно-некротических поражениях в области пальцев у крупного рогатого скота на молочных комплексах: рекомендации / В. А. Журба, И. А. Ковалёв, А. В. Лабкович. - Витебск: ВГАВМ, 2019. - 24 с. EDN: PSEDXV
- Изучение антимикробной активности новых дезинфицирующих средств из группы четвертичных аммониевых соединений / Ф. М. Нехайчик, Д. Н. Мингалеев, Л. Е. Матросова [и др.] // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э. Баумана. - 2020. - Т. 244. - № 4. - С. 134-138. EDN: MXWEUM
- Методы лабораторных исследований и испытаний дезинфекционных средств для оценки их эффективности и безопасности: (4.2.3676-20): официальное издание: утверждено Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации А. Ю. Поповой 18.12.2020. - Москва: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2021. - 492 с.
- Плесневые грибы и пиогенные бактерии - причины болезней пальцев и копытец у коров / Р. М. Потехина, Д. А. Хузин, В. Ю. Титова [и др.] // Ветеринарный врач. - 2021. - № 2. - С. 44-49. EDN: UNTYDP
- Препарат для лечения некробактериоза крупного рогатого скота / А. Л. Воробьев, Н. Н. Воробьев, Г. М. Шилов // Эффективное животноводство. - 2021. - № 2. - С. 51-53. EDN: PCTGTG
- Рекомендации по применению ножных ванн для профилактики и лечения гнойно-некротических поражений копытец у крупного рогатого скота / А. А. Сидорчук, Ю. В. Белкина, А. В. Пчельников. - Москва: ФГБНУ "Росинформагротех", 2022. - 20 с.
- Роль сапрофитных и условно-патогенных микроорганизмов в возникновении и распространении оппортунистических инфекций крупного рогатого скота / Д. А. Хузин, С. А. Юсупов, А. И. Ерошин [и др.] // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н. Э. Баумана. - 2022. - Т. 252. - № 4. - С. 267-272. EDN: FUDWCO
- Эффективность препаратов для ножных ванн при поражениях копытец крупного рогатого скота / А. А. Сидорчук, Ю. В. Белкина, А. В. Пчельников // Актуальные проблемы ветеринарной медицины, биотехнологии и морфологии: сборник трудов Национальной научно-практической конференции. - Кинель: Самарский ГАУ. - 2021. - С. 168-172. EDN: VWDQMO