Антонимия как субстанция комического в произведениях Ф.М. Достоевского
Бесплатный доступ
В статье феномен комического в произведениях Ф.М. Достоевского исследуется в отдельно взятом частном аспекте его инструментального обеспечения - как явление, основанное на разнообразных способах и ракурсах контекстной актуализации общеязыковой категории семантической противоположности (лексической антонимии). Комическое в творчестве писателя выступает как антитеза трагическому и в сюжетно-повествовательном взаимодействии с ним. Отмечается особая конструктивная роль антонимии в организации семантического пространства произведений писателя. Показано, что в рамках задачи формирования текста инновационного типа писатель при создании комического отдает предпочтение контекстуальной антонимии и явлениям синтаксической нерегулярности. Обосновывается тезис о комическом как комплексном полифункциональном прагматическом знаке. Раскрывается продуктивная роль языковых коннотаций в комических контекстах, построенных на категории семантической противоположности. Как особый прием структурирования комического демонстрируется возможность антонимического замещения в составе узуальной идиоматической синтаксической группы. Представлена техника генерирования комического на базе антонимии путем организации взаимодействия между вербальной и сюжетно-событийной субстанцией текста в произведениях писателя. В качестве отдельного структурного варианта комического выделяется прием антонимизации актуальной языковой семантики и пресуппозиций. В заключении делается вывод о правомерности и обоснованности выделения и научно-дискурсивной актуализации данного частного аспекта функционирования антонимии в произведениях Ф.М. Достоевского как исследовательской задачи в рамках фундаментальной традиционной проблемы «язык и стиль писателя».
Ф.м. достоевский, антонимы, комическое, комплексный прагматический знак, узуальная и контекстная семантика, коннотации
Короткий адрес: https://sciup.org/148328464
IDR: 148328464 | DOI: 10.37313/2413-9645-2024-26-94-30-39
Список литературы Антонимия как субстанция комического в произведениях Ф.М. Достоевского
- Арнольд, И. В. Стилистика современного английского языка (стилистика декодирования). Изд-е 2-е, перераб. Л.: Просвещение, 1981. - 296 с.
- Бахтин, М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Издательство "Э", 2017. - 640 с. EDN: YXMDRI
- Бродский, И. Власть стихий // Сочинения Иосифа Бродского. Том V. - СПб.: Пушкинский фонд. 2001. - С. 115-119.
- Выготский, Л. С. Психология искусства. - М.: Педагогика, 1987. - 345 c.
- Иванов, В. И. Родное и вселенское. - М.: Республика, 1994. - 428 с.
- Лотман, Ю. М. Структура художественного текста. - М.: Эксмо, 2013. - 448 с.
- Ружицкий, И. В. Языковая игра у Ф.М. Достоевского // Русская речь. - 2014. - № 4. - С. 15-22. EDN: SLJCBD
- Фридлендер, Г. М. Поэтика русского реализма. - Л.: Наука, 1971. - 298 с.
- Шаховский, В. И. Эмоции и коммуникативное игровое пространство языка // Массовая культура на рубеже XX-XXI веков: Человек и его дискурс. - М.: "Азбуковник", 2003. - С. 46-56.