Арлекинадный гротеск в творчестве Сомерсета Моэма
Автор: Косарева Анна Александровна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Зарубежные литературы
Статья в выпуске: 4 (55), 2020 года.
Бесплатный доступ
Данная статья посвящена исследованию особенностей арлекинадного гротеска (приема совмещения эстетики комедии дель арте с трагическим или страшным контекстом описываемых событий) в прозе Сомерсета Моэма: романах «Маг» (1908), «Узорный покров» (1925) и рассказе «Р&O» (1926). Интерес Сомерсета Моэма к «дельартовской» эстетике доказывается на основании: 1) многократного упоминания писателем масок Пьеро, Коломбины, Панталоне, Арлекина и Пульчинеллы в ряде его произведений: романе «Луна и грош» (1919), сборнике рассказов «На китайской ширме» (1922), рассказах «Р&O» (1926) и «Четверо голландцев» (1928); 2) дружбы Сомерсета Моэма с драматургами, воспевшими «дельартовскую» эстетику - Л. Хаусманом, Х.Г. Баркером и К. Маккензи; 3) активной драматургической деятельности самого Сомерсета Моэма, заставшего расцвет эстетики комедии масок в Англии. «Дельартовские» корни ряда образов Моэма (Китти, Уолтера Фейна, Чарли Таунсенда, Оливера Хаддо) выявляются посредством сравнительного анализа, в качестве авторитетных театроведческих источников выступают работы ведущих зарубежных исследователей - Р. Эндрюса, Р. Хенке, Д. Рудлина, П.Л. Дюшартра, М. Санда, М. Грина и Д. Свона. Автор статьи также устанавливает сюжетные параллели между пьесой «Круг» (1921) и романом «Узорный покров» и обозначает проблему влияния Гюстава Флобера, Артура Шницлера и эстетики романтизма на С. Моэма. Проведенный анализ позволяет охарактеризовать арлекинадный гротеск и сформулировать его функции в творчестве Сомерсета Моэма.
Английская литература, европейская литература, моэм, шницлер, флобер, пикассо, романтизм, карнавал, маскарад, роман ужаса, алистер кроули, гротеск, комедия дель арте, коломбина, пьеро, арлекин, доктор, панталоне, пульчинелла, арлекинада, фарс, пантомима, зарубежное литературоведение, театр, драматургия
Короткий адрес: https://sciup.org/149127475
IDR: 149127475 | DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00107
Список литературы Арлекинадный гротеск в творчестве Сомерсета Моэма
- Моэм С. А Кинг. Луна и грош. Дождь. Театр. Рождественские каникулы. М., 2004.
- Моэм С. Вилла на холме. Эшенден, или Британский агент: рассказы. М., 1992.
- Моэм С. Подводя итоги: автобиография. М., 2008.
- Моэм С. Узорный покров: роман. М., 2016.
- Моэм С. Четверо голландцев: рассказ // Электронная библиотека RoyalLib. com. URL:https://royallib.com/read/moem_somerset/chetvero_gollandtsev.html#0 (дата обращения 01.04.2020)
- (a) Моэм C. Маг: роман. М., 2018.
- (b) Моэм C. Эшенден. На китайской ширме: сборник. М., 2018.
- Andrews R. The Commedia Dell'arte of Flaminio Scala: A Translation and Analysis of 30 Scenarios. Lanham, 2008.
- Cotticelli F., Heck A.G., Heck T.F. The Commedia Dell'arte in Naples: English Edition. Lanham, 2001.
- Curtis A., Whitehead J. W. Somerset Maugham. Cornwall, 2013.
- Duchartre P.L. The Italian Comedy. New York, 1966.
- Green M., Swan J. The Triumph of Pierrot: The Commedia dell'Arte and the Modern Imagination. Pennsylvania, 1993.
- Harmon M. Austin Clarke, 1896-1974: A Critical Introduction. Dublin, 1989.
- Hastings S. The Secret Lives of Somerset Maugham. London, 2009.
- Henke R. Performance and Literature in the Commedia Dell'Arte. Cambridge, 2002.
- Maugham W.S. The Magician: A Novel. Auckland, 2009.
- Porter L.M., Gray E.F., Gray E. Gustave Flaubert's Madame Bovary: A Reference Guide. Westport, 2002.
- Rogal S.J. A William Somerset Maugham Encyclopedia. London, 1997.
- Rudlin J. The Commedia dell'arte in the twentieth century. London; New York, 1994.
- Sand M. The History of the Harlequinade. Vol. 1. London, 1915.