Традиции комедии Дель Арте, Теофиля Готье и Виктора Гюго в романе Гюстава Флобера "Госпожа Бовари"
Автор: Косарева Анна Александровна
Журнал: Новый филологический вестник @slovorggu
Рубрика: Зарубежные литературы
Статья в выпуске: 1 (52), 2020 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена выявлению влияния традиций комедии дель арте (комедии масок, итальянской народной комедии), творчества Теофиля Готье и Виктора Гюго на особенности системы персонажей и сюжет романа Гюстава Флобера «Госпожа Бовари» (1856). В качестве доказательства влияния эстетики комедии дель арте на Флобера выступают фрагменты из писем писателя к возлюбленной, Луизе Коле, а также факты его биографии - драматургический опыт и, в частности, совместная с Луи Буйле работа над пьесой «Пьеро в серале» (1847). Анализ образов главных героев через призму эстетики комедии дель арте проводится с опорой на ставшие классическими в зарубежном литературоведении монографии Мориса Санда и Винифред Смит - «История арлекинады» и «Комедия дель арте: исследование итальянской народной комедии». Автор статьи раскрывает происхождение образов Шарля, Эммы, Оме, Лере, Леона и Родольфа и сопоставляет собственные выводы с гипотезами генезиса персонажей, выдвинутыми Розмари Ллойд и Франциско Гонсалесом. Кроме того, в статье вводится понятие «арлекинадного гротеска» и определяется функция фарсового начала в романе «Госпожа Бовари». Также в работе анализируются присутствующие в тексте романа аллюзии на новеллу Т. Готье «Эта и та, или Молодые французы, обуреваемые страстями» (1833) и роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери» (1831). Выявленные сюжетные параллели позволяют говорить о традиции «арлекинадного гротеска» во французской романтической литературе и роли творчества Готье и Гюго в формировании авторского почерка Гюстава Флобера.
Литература французского реализма, гюстав флобер, литература французского романтизма, виктор гюго, теофиль готье, гротеск, комедия дель арте, арлекинада, пантомима, фарс, зарубежное литературоведение, театр, драматургия, луиза коле, луи буйле
Короткий адрес: https://sciup.org/149127244
IDR: 149127244 | DOI: 10.24411/2072-9316-2020-00017
Список литературы Традиции комедии Дель Арте, Теофиля Готье и Виктора Гюго в романе Гюстава Флобера "Госпожа Бовари"
- Зенкин С.Н. Серьезность легкомыслия (О прозе Теофиля Готье). М., 1991.
- González F. La scène originaire de Madame Bovary. Asturias, 1999. 6. Lloyd R. Madame Bovary (Routledge Revivals). London, 2014.
- Madou J.-P. Ironie socratique, ironie romanesque, ironie poétique // French Literature Series. Vol. XVl. Irony and Satire in French Literature. Columbia, 1987. P. 62-73.
- Olds Marshall C. From Theater towards the Novel: Flaubert and La Tentation de saint Antoine // Novel Stages: Drama and the Novel in Nineteenth-century France / ed. by P. Prasad, S. McCready. Newark, 2007. P. 47.
- Sand M. The History of the Harlequinade. Vol. 1. London, 1915.
- Smith W. The commedia dell'arte: a study in Italian popular comedy. New York, NY, 1912.