Ассирийцы: история с продолжением

Автор: Бирчанская Людмила Альбертовна

Журнал: Вестник Евразии @eavest

Рубрика: Живой голос

Статья в выпуске: 1-2, 1999 года.

Бесплатный доступ

Еще сто лет назад Москва была с некоторыми оговорками чисто русским городом. Это следует из данных переписи населения России, проводившейся в 1897 году. Не обошла она молчанием и «лиц» других национальностей - украинцев, поляков, белорусов, выходцев из Голландии, Англии, Германии. Как не трудно догадаться, их скромная численность картины не меняла. Об инородцах, то есть неславянском населении России, само собой, ни слова. Им запрещалось жить в Москве. Между тем в некоторых барских домах считалось чуть ли не хорошим тоном иметь прислугу «азиатской породы». Хозяев обслуживали прелестные черкешенки, калмычки. Но это так - для пущего форса и забавы. Современная Москва отличается этнической пестротой. Кроме русских, в столице представлены люди более 120 национальностей, на их долю приходится свыше 10% от общего числа москвичей. Вполне понятно, что у каждой этноконфессиальной группы свой уровень культурного развития, свои притязания и своя история появления в Москве. Но есть нечто такое, что стирает различия между общинами, - это стремление к национальному равноправию и идентификации. Оно не всегда проходит безболезненно для общества, ибо у людей, в силу тех или иных причин, не совпадают критерии справедливости, в том числе социальной, они по-своему толкуют такие понятия, как этика, национальная и религиозная терпимость. Между тем от умения членов различных конфессий правильно пользоваться недавно полученной свободой, строить ровные отношения со своими соседями зависит стабильность общества, его психологический и социальный климат. Насколько ясно представляют себе «окружающую среду» с ее очевидными и скрытыми противоречиями российские политики? Не скажу ничего нового, но без продуманной национальной программы и правовых актов власти вряд ли смогут найти общий язык с диаспорами, состоящими из людей, как правило, ранимых и гордых, со своим особым, не всегда понятным и удобным характером и уж тем более создать условия для построения демократического общества. В 1989 году национальные землячества Москвы объединились в Ассоциацию, которую взяла под свое крыло мэрия. Конечно же, они надеются доказать себе и своим детям, что еще не все потеряно для малых народов. Стоит постараться, и вернутся их традиции, обычаи, родной язык, несмотря на тотальную русификацию представителей нерусских национальностей, на тяжелые экономические проблемы в стране. Что думают на этот счет сами люди - московские цыгане, курды, караимы, адыги? Предлагаем вашему вниманию беседу с представителями московской общины ассирийцев, насчитывающей больше пяти тысяч человек 1 (всего в России их проживало, по данным переписи 1989 года, - 9622 человека) 2. В беседе участвуют Марона Арсанис, преподаватель ассирийского языка и старейшина общины, и Сергей Осипов, доктор медицинских наук, профессор.

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/14911711

IDR: 14911711

Список литературы Ассирийцы: история с продолжением

  • Михайлов С. С. Формирование ассирийской общины в Москве в 1918 -начале 1920-х годов//Этнографическое обозрение, 1995. № 4. С. 137.
  • Агранат А. Б., Михайлов С. С., Мищенко Е. В., Титов В. Н. Ассирийцы в Москве (по материалам этносоциологического исследования)//Восток, 1994. № 2. С. 71.
Статья научная