Балет как эстетический феномен: философия танца
Автор: Фаритов В. Т.
Журнал: Вестник Московского государственного университета культуры и искусств @vestnik-mguki
Рубрика: Теория и история культуры
Статья в выпуске: 6 (104), 2021 года.
Бесплатный доступ
Статья посвящена философскому исследованию балетного искусства как эстетического феномена. Обосновывается тезис, что в танце осуществляется перевод музыки как внепространственной художественной формы в сферу пространственного и телесного бытия. Одновременно танец предполагает перевод телесности и пространства в форму музыкального времени. В танце музыка «отелесивается», а тело выступает и в качестве художественного образа и в качестве инструмента создания художественного образа. Музыкальное бытие трактуется в статье как трансгрессивный феномен. Анализируется мифическое и символическое содержание балета как эстетического феномена. Опираясь на анализ концептуально-теоретических разработок Г.В.Ф. Гегеля, Ф. Ницше, Д.С. Мережковского, А.Ф. Лосева, автор предлагает трактовку балета как высшей формы одухотворения телесности в искусстве. Осуществляется анализ философского и символического содержания образа танцующего бога в учении Ф. Ницше.
Танец, балет, тело, время, пространство, трансгрессия, миф, символ
Короткий адрес: https://sciup.org/144162354
IDR: 144162354 | DOI: 10.24412/1997-0803-2021-6104-40-48
Список литературы Балет как эстетический феномен: философия танца
- Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 2 т. Т. II. Санкт-Петербург: Наука, 2007. 604 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы. Москва: Академический Проект, 2010. 415 с.
- Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики // Из ранних произведений. Москва: Правда, 1990. С. 195-393.
- Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Санкт-Петербург: Азбука, 2015. 416 с.
- Мережковский Д.С. Л. Толстой и Достоевский. Москва: Наука, 2000. 589 с.
- Морина Л.П. Мифология и феноменология танца // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Санкт-Петербург: СПбГУ, 2003. 191 с.
- Ницше Ф. Полное собрание сочинений: В 13 томах. Т. 4: Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. Москва: Культурная революция, 2007. 432 с.
- Степанова Н.Ю. Феноменология танца: движение в структуре временности // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Комсомольск-на-Амуре: Комсомольск- на-Амуре государственный технический университет, 2010. 217 с.
- Фаритов В.Т. Трансгрессия и трансценденция в музыке. Онтологический анализ // Вестник Томского государственного университета, 2013. № 370. С. 52-56.
- Nietzsche F. Gesammelte Werke. Köln: Anaconda Verlag GmbH, 2012.