Безопасность дорожного движения: современное содержание и стратегическое планирование
Автор: Числов А.И.
Журнал: Вестник экономики, управления и права @vestnik-urep
Рубрика: Право
Статья в выпуске: 4 т.18, 2025 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматриваются отдельные научные подходы к определению понятия «безопасность дорожного движения» в свете Стратегии повышения безопасности дорожного движения в Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Проведен анализ мнений и подходов российских специалистов, которые внесли вклад в изучение такой категории как «обеспечение безопасности дорожного движения». Учитывая мнение ведущих специалистов в рассматриваемой области (В.В. Головко, В.В. Лукьянова, В.И. Майорова и др.), автор приходит к выводам, что современные подходы к обеспечению безопасности дорожного движения расширяют смысловое наполнение понятия и служит достижению целей эффективного стратегического правового регулирования.
Дорожное движение, безопасность дорожного движения, дорожная инфраструктура, Стратегия участники дорожного движения
Короткий адрес: https://sciup.org/142246832
IDR: 142246832 | УДК: 342.98 | DOI: 10.47475/3034-4247-2025-18-4-64-69
Текст научной статьи Безопасность дорожного движения: современное содержание и стратегическое планирование
Безопасность дорожного движения (далее - БДД) как важная составляющая национальной безопасности направлена на достижение национальных целей развития, в том числе на создание комфортной и безопасной среды1.
Одним из факторов рисков в рамках обеспечения безопасности дорожной инфраструктуры в рамках обеспечения безопасности дорожной инфраструктуры новая стратегия повышения БДД в Российской Федерации выделяет несоответствие дорожной инфраструктуры фактической интенсивности движения и потребностям населения и экономики, а также темпов ее развития содержанию автомобильных дорог.
Описание исследования
Дорожное движение само по себе представляет для участников определенную опасность, поскольку динамичность его природы порождает основное противоречие «время - безопасность» [8, с. 99]. При этом если участники отдают предпочтение первой составляющей, то все стратегические документы - последней, поскольку основным фактором, способствующим дорожнотранспортным происшествиям (далее -ДТП), продолжает оставаться нарушение водителями скоростного режима.
Следовательно, приоритетной формой профилактики таких нарушения является снижение скорости и изменение маршрута движения, соответственно, время передвижения увеличивается.
Следовательно, можно сказать, что необходимость сократить время на перемещение должна быть ограничена очевидным требованием к сохранению жизни и здоровья как самого человека, так и людей, его окружающих, а также материальных ценностей и т.д. Отсюда можно сделать вывод, что в данном случае имеет место конфликт интересов, решить который можно лишь идя по пути совершенствования модели поведения всех, кто является участниками дорожного движения. Кроме того, острота конфликта прямо пропорциональна степени ограничения свободы передвижения [11, с. 58].
Транспортная психология рассматривает безопасность дорожного движения в рамках ситуации, в которой имеет место полное отсутствие опасных условий и поступков, по причине которых происходят дорожно-транспортные происшествия [5, с. 41].
Стоит обратить внимание на тот факт, что обеспечение безопасности для лиц, участвующих в дорожном движении, было важным вопросом начиная с того момента, когда возникли первые транспортные средства. Однако категория «безопасность дорожного движения» возникла значительно позже, только в середине 1970-х годов, и до сих пор нет единого подхода к ее определению [10, с. 20].
В связи с той ролью, что играет обеспечение дорожного движения в современном мире, изучением данной категории занимались и занимаются достаточно много российских специалистов, мнения и подходы которых значительно разнятся.
На установлении границ между содержательной частью данного процесса (структур и функций дорожного движения, нуждающихся в защите), и аспектами, которые имеют связь с методами и средствами обеспечения их безопасности, настаивает В.В. Головко [4, с. 63].
По мнению В.В. Лукьянова, безопасность можно рассматривать в качестве состояния активного дорожного движения, абсолютно исключающего вероятность
ДТП, поскольку всеми участниками дорожного движения обеспечивается неукоснительное следование принятым правилам [6, с. 50].
Не менее комплексный подход к определению данной категории был предложен В.И. Майоровым, который определяет безопасность дорожного движения как «состояние, для которого характерна высокая степень защищенности интересов членов общества, высокая степень удовлетворенности транспортных потребностей общества, высокий уровень здоровья лиц, участвующих в дорожном движении». В свою очередь обеспечение безопасности дорожного движения автор рассматривал в качестве «деятельности, направленной на разработку и реализацию мер по уменьшению возможности совершения ДТП, которые будут иметь тяжелые последствия для участников дорожного движения» [7, с. 290].
При этом, по мнению специалистов, крайне важно прилагать все возможные усилия для того, чтобы разрешить становящийся все более актуальным конфликт между временем, которое тратится на перемещение в рамках дорожного движения, и безопасностью этого дорожного движения. По мнению авторов, полноценное и эффективное решение данного конфликта возможно только в случае, если приоритет будет отдан безопасности участников дорожного движения [1, с. 77].
Однако, как показывает практика, сегодня предпочтение отдается времени - строятся крупные транспортные развязки, предпринимаются усилия по снижению времени, затрачиваемому на дорогу (строительство скоростных магистралей, увеличение количества полос, строительство подземных переходов и т.д.), тогда как о безопасности, к сожалению, на деле думают лишь во вторую очередь.
Проведенный анализ подходов к определению категории «безопасность дорожного движения» позволяет сделать вывод, что большая часть авторов под данной катего- рией понимают состояние защищенности участников дорожного движения.
Обратим внимание на тот факт, что Н.А. Босхамджиева отмечает, что «в настоящее время, несмотря на тот факт, что в России имеет место нормативное закрепление категории, сама дорожно-транспортная сфера находится в постоянном развитии, как следствие, меняется и данная категория, причиной чего является необходимость дальнейшего ее анализа» [3, с. 52].
В настоящее время безопасность дорожного движения представляет собой состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожнотранспортных происшествий и их последствий (ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»2).
Необходимо обратить внимание на тот факт, что большое количество категорий, используемых по отношению к состоянию защищенности и ее обеспечению, с одной стороны, расширяют, обогащают данную сферу, однако, с другой стороны, в некоторых случаях снижают эффективность понимания вопросов, поскольку сама категория «безопасность» может рассматриваться под разными углами, т. к. существует достаточно много ее трактовок [9, с. 20-23].
Стоит отметить, что понимание категории «безопасность дорожного движения» не всегда было одинаковым, поэтому имеют место хронологические особенности данной категории.
Изначально категория разрабатывалась с точки зрения социально-правового аспекта воздействия, который и послужил фундаментом для формирования данной категории в современном ее понимании, который является платформой для современного нормативно-правового закрепления.
Следует обратить внимание на тот факт, что расширение и усложнение категории
«безопасность дорожного движения» произошло по очевидной причине: государство проходило разные исторические процессы развития, в ходе которых изменялись как существующие социально-экономические условия, так и само состояние теоретического понимания данной категории.
Как следствие, с течением времени постоянно появлялась необходимость изменения данной категории на законодательном уровне, только так можно было обеспечить непрерывное совершенствования законодательного регулирования.
Например, по мнению А.А. Бахаева, в категорию «безопасность дорожного движения» было необходимо включить понимание ее как состояния защищенности, сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения и как состояния обеспечения реализации участниками дорожного движения своего права на передвижение.
Только в подобном походе к пониманию данной категории возможно, по мнению А.А. Бахаева, обеспечить решение вопросов, связанных с человеческим фактором, с причинами правонарушений, равно как и с организационно-правовыми аспектами [2, с. 69].
Именно поэтому в настоящее время имеет место тенденция использования различных категорий.
Заключение
Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что безопасность дорожного движения можно причислить к наиболее важным социально-экономическим и демографическим задачам. Решение данных задач крайне важно, ведь в последние десятилетия проблемы аварийности на автомобильном транспорте становятся как никогда актуальными, поскольку зачастую состояние дорожно-транспортной инфраструктуры далеко от идеала и не соответствует запросам общества.
Кроме того, имеют место проблемы, связанные с недостаточно высокой эффективностью работы системы обеспечения бе- зопасности дорожного движения, низкой дисциплиной участников дорожного движения.