Булгаков как «словесный кино-мастер» (к вопросу о кинематографическом прочтении романа «Мастер и Маргарита»)

Автор: Кольцова Наталья Зиновьевна

Журнал: Вестник Бурятского государственного университета. Философия @vestnik-bsu

Рубрика: Литературоведение

Статья в выпуске: 5, 2016 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается роман М.А. Булгакова с точки зрения его кинематографической природы. Внимание уделяется не столько типологическим перекличкам или генетическим связям между произведением Булгакова и фильмами, которые демонстрировались в кинотеатрах 1920-х гг., сколько кинематографической «предыстории» произведения: исследуется «кинематографическое мышление» писателя, определяющее особенности композиции, принципы введения персонажей в текст, способы создания образа мира. Высказывается предположение, что кино для писателя явилось как источником мотивов и образов, так и образцом построения художественного текста на уровне соотношения пространственно-временных планов изображения, способов создания образов персонажей. Подчеркивается, что особое значение в булгаковском тексте обретает ритм - прежде всего визуальный.

Еще

Монтаж, ритм, кинематограф, кино, кинематографичность

Короткий адрес: https://sciup.org/148183881

IDR: 148183881   |   DOI: 10.18101/1994-0866-2016-5-165-173

Список литературы Булгаков как «словесный кино-мастер» (к вопросу о кинематографическом прочтении романа «Мастер и Маргарита»)

  • Булгаков М.А. Юрий Слезкин//Булгаков М.А. Собр. соч.: в 8 Т.М.: АСТ; Астрель, 2009. Т. 3.
  • Булгакова Е.С. Дневник. 1933-1940//Воспоминания о Михаиле Булгакове: Е.С. Булгакова, Т.Н. Лаппа, Л.Е. Белозерская. М.: АСТ; Астрель, 2006. С. 13-294.
  • Вавулина А.В., Кольцова Н.З. «Мастер и Маргарита»: роман или опера? (к вопросу о музыкальной природе булгаковского романа)//Язык, культура: актуальные проблемы изучения и преподавания. 2013. № 9. С. 235-255.
  • Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы ХХ В.М.: Наука, Восточная литература, 1994. 304 с.
  • Замятин Е. Новая русская проза//Замятин Е. И. Собр. соч.: в 5 т. Т. 5: Трудное мастерство. М.: Республика, 2011. 559 с.
  • Мартьянова И.А. Киновек русского текста: парадокс литературной кинематографичности: монография. СПб.: Сага, 2001. 224 с.
  • Метц К. Зеркала в кино//Киноведческие записки. 1992. № 3.
  • Минц З.Г. Поэтика русского символизма. СПб.: Искусство -СПБ, 2004. 480 с.
  • Петровский М. Мастер и город. Киевские контексты Михаила Булгакова. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2008. 464 c.
  • Эткинд А. Толкование путешествий. Россия и Америка в травелогах и интертекстах. М.: Новое литературное обозрение, 2001. 496 с.
  • Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М.: Языки славянской культуры, 2001. 424 с. (Studia philologica).
Еще
Статья научная