Ценности как ресурс психологической безопасности пользователей социальных сетей
Автор: Калинина Наталья Валентиновна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 10, 2022 года.
Бесплатный доступ
В статье анализируется проблема психологической безопасности личности пользователей социальных сетей. В качестве важного ресурса ее обеспечения рассмотрена аксиологическая сфера индивида. Проанализированы субъективные оценки безопасности и особенности проявления ценностей у пользователей с различной степенью чувства защищенности. В исследовании приняли участие 65 студентов. Выявлено, что молодые люди осознают наличие угроз при использовании социальных сетей, но по -разному оценивают уровень своей психологической безопасности, определяемый их отношением к информационной составляющей виртуальной коммуникации. Открытыми, по мнению участников исследования, могут являться данные, связанные с увлечениями человека, занятиями в свободное время, с направлениями саморазвития и обучения. Закрытой должна оставаться информация о семье и личных взаимоотношениях. В зависимости от субъективной оценки уровня психологической защищенности разнятся и аксиологические характеристики активных пользователей социальных сетей. Стремление к ценностям всеобщего блага, универсализма, следования традициям демонстрируют пользователи, оценивающие свою безопасность в социальных сетях как достаточную. Для тех, что не считает приемлемым ее уровень, характерна ориентация на реализацию ценностей гедонизма и контроля.
Интернет-риски и угрозы, безопасность, защищенность, ценности, пользователи социальных сетей, молодежь
Короткий адрес: https://sciup.org/149141178
IDR: 149141178 | DOI: 10.24158/spp.2022.10.13
Текст научной статьи Ценности как ресурс психологической безопасности пользователей социальных сетей
The Kosygin State University of Russia (Technologies. Design. Art), Moscow, Russia, ,
Сегодня проблеме защищенности личности в виртуальной цифровой среде вообще и в социальных сетях в частности уделяется значительное внимание в научных кругах. Ряд исследований посвящен анализу интернет-рисков и угроз, их типологии (Lee, 2009; Солдатова и др., 2015; Плешаков, 2016; Айсина, 2019). При этом список угроз остается открытым и постоянно пополняется. Активно исследуются причины и факторы распространения рисков безопасности в интернете. С одной стороны, их связывают с особенностями организации пространства социальных сетей (Солдатова и др., 2017), где можно общаться анонимно, скрывать свою личность, выдавать себя за кого-то другого, самовыражаться в любых формах, включая агрессию, направленную на прочих участников коммуникации, при этом оставаясь безнаказанным. К тому же скандальность общения зачастую приводит к росту количества просмотров профиля и его оценок со стороны сторонних пользователей, что и является целью агрессора.
С другой стороны, зарубежные исследователи отмечают, что онлайн-угрозам чаще подвергаются люди, обладающие специфическими когнитивными способностями, сниженной избирательностью в общении и недостаточной критичностью мышления, а также определенным набором личностных характеристик, включая неадекватную самооценку, неуверенность в себе, любопытство. Значимую роль играют и неблагоприятные обстоятельства, в которых находятся пользователи в реальной жизни (Brand et al., 2016).
В развиваемых отечественных концепциях психологической безопасности личности акцент делается на балансе внутреннего потенциала и внешних угроз, на способности к преодолению трудностей и неблагоприятных обстоятельств жизни с использованием личностных и средовых ресурсов. Защищенность индивида определяется соотношением оценки степени угроз, с которыми сталкивается личность в ситуации цифрового общения, и доступности ресурсов для их преодоления – личностных возможностей, социальной компетентности и внешнего потенциала (Баева, Баев, 2013; Грачев, 2004). В качестве наиболее значимых ресурсов ученые выделяют характеристики ценностно-смысловой сферы личности (Леонтьев, 2016).
Применительно к интернет-среде исследования ресурсов психологической безопасности индивидов представлены слабо. В большей степени изучены когнитивные ресурсы ее обеспечения при столкновении с интернет-рисками в подростковой и молодежной среде. Так, например, исследование, предпринятое А.В. Ларионовой, О.Ю. Горчаковой и А.П. Фахретдиновой, показало, что для защищенности имеет значение осознание реальности и степени поступающих угроз при использовании интернета. Если риски не воспринимаются как реальные, то возможность их негативного воздействия возрастает. Недостаточная осознанность серьезности угроз и легкомысленное отношение к потенциалу их разрушительного воздействия приводят к неконструктивным стратегиям поведения в случае проблемной ситуации (Ларионова и др., 2021).
Попытка выделить внутренние ресурсы безопасности в интернет-коммуникации была предпринята Р.Н. Хакимзяновым (2019) на основе анализа включенности подростков в интернет-коммуникацию и изучения личностных характеристик участников исследования. Было обнаружено, что у подростков с высокими показателями погружения в сетевое общение более выражено непринятие и непонимание другого человека, эмоциональный канал эмпатии, свои интересы они ставят выше интересов других людей. У респондентов с низким уровнем включенности в интернет-коммуникацию наблюдается склонность к анализу обнаруживаемых противоречий, они используют критерии оценки качества, практикуют планирование, демонстрируют способность к самоуправлению и самоконтролю.
Высокая практическая востребованность знаний о ресурсах психологической безопасности в интернет-коммуникации и явная их недостаточность в современном исследовательском поле определили актуальность изучения проблемы защищенности активных пользователей социальных сетей и особенностей их аксиологической сферы.
Методы и методики исследования . В исследовании приняли участие 65 студентов организаций высшего профессионального образования (42 девушки и 23 юноши). Субъективная оценка ими собственной психологической защищенности в интернет-пространстве изучалась на основе авторской анкеты, включающей вопросы, требующие определить общий уровень своей безопасности в социальных сетях, частоту и объем размещения на личных страницах информации о различных сферах своей жизни (об образовании, профессиональной сфере, семье, общественной жизни, увлечениях), оценив их по 7-балльной шкале, где 0 – «не чувствую безопасности, совсем не размещаю информацию в Сети», а 7 – «полное чувство безопасности, часто представляю такую информацию в Сети». Кроме того, участников просили охарактеризовать степень своей защищенности как в большей степени достаточную или как в большей степени недостаточную. В анкете уточнялись также формы, в которых пользователями размещается информация в социальных сетях: фотографии, посты, обсуждения, ссылки на источники (на основе выбора вариантов ответа из предложенных), и ее содержание (на основе открытого вопроса). Ценности изучались с использованием методики «Ценностный опросник Ш. Шварца». Результаты обрабатывались при помощи U-критерия Манна – Уитни.
Результаты исследования и их обсуждение . Субъективные оценки уровней защищенности в социальных сетях у участников исследования распределились следующим образом: 55 % опрошенных оценивают свою защищенность на среднем уровне, ответы остальных респондентов позволяют говорить примерно о равной степени представленности низкого и высокого уровня психологической безопасности в выборке. Очевидно, что молодые люди осознают наличие угроз при использовании социальных сетей, однако свою защищенность от них реально ощущают менее четверти опрошенных.
Важным показателем психологической безопасности коммуникации в социальных сетях является степень открытости информации молодых людей о себе и различных сферах своей жизни (рис. 1).

■ Низкий ■ Средний ■ Высокий
Рисунок 1 – Количество респондентов с различной степенью открытости информации по сферам жизни (в % от общего количества)
Наиболее открытой для участников исследования являются сферы увлечений, образования и общественной жизни. Информацией такого рода пользователи легко делятся с цифровым окружением: размещают фотографии, сообщают о достижениях, ищут и находят единомышленников для воплощения новых планов. Чаще всего распространяется информация о таких увлечениях, как путешествия, создание творческих продуктов. Второе место по открытости занимают сведения об образовании и профессиональных успехах. Здесь также наблюдается размещение фотографий, постов с описаниями ситуаций и свидетельств о достижениях в этих сферах. Общественная жизнь освещается с позиций участия в социально значимых проектах, благотворительности, волонтерстве. Активность и открытость в указанных сферах связана с желанием и осознанием возможности создать в Сети положительный образ себя, заинтересовать аудиторию, приобрести популярность. А вот личную информацию о своей семье и взаимоотношениях с близкими людьми выставлять на всеобщее обозрение готовы далеко не все пользователи. Порядка 50 % участников исследования продемонстрировали закрытость в этом отношении. Они, как правило, делятся информацией в виде фотографий с праздников, совместных мероприятий. Обсуждения, касающиеся вопросов семьи и личных взаимоотношений, ведутся только в закрытых группах и профилях, доступных лишь для друзей. Это свидетельствует об осознании участниками исследования своей уязвимости в сфере интимно-личностного общения.
Анализ ценностей проводился на основе сравнения их значимости в двух группах участников исследования, выделенных на основе данных ими субъективных оценок степени своей защищенности в социальных сетях: группа, склонная оценивать свою защищенность как достаточную, и группа, считающая себя уязвимой перед интернет-средой. Для сравнения итогов опроса использовался U-критерий Манна – Уитни. Результаты представлены в таблице 1 (значимые различия выделены шрифтом, p ≤ 0,05).
Таблица 1 – Средние показатели выраженности типов ценностей в группах с различными субъективными оценками защищенности в социальных сетях
Типы ценностей |
Выраженность ценностей на уровне нормативных идеалов |
Выраженность ценностей на уровне индивидуальных приоритетов |
||
группа с достаточной защищенностью |
группа с недостаточной защищенностью |
группа с достаточной защищенностью |
группа с недостаточной защищенностью |
|
Власть |
2,96 |
4,98 |
3,08 |
4,77 |
Достижение |
3,77 |
4,75 |
2,05 |
4,05 |
Гедонизм |
2,98 |
4,98 |
3,06 |
3,66 |
Стимуляция |
3,05 |
2,55 |
3,04 |
3,44 |
Самостоятельность |
5,78 |
4,08 |
3,96 |
4,96 |
Универсализм |
4,88 |
2,18 |
3,09 |
3,9 |
Доброта |
4,06 |
4,6 |
4,5 |
3,45 |
Традиция |
5,09 |
3,49 |
4,55 |
4,15 |
Конформность |
4,57 |
3,57 |
4,04 |
4,54 |
Безопасность |
3,02 |
3,62 |
5,98 |
3,08 |
Молодые люди с субъективными оценками собственной защищенности в социальных сетях как достаточной имеют значимо более выраженные ценности универсализма, безопасности и традиции на уровне индивидуальных приоритетов и нормативных идеалов по сравнению с молодыми людьми, оценивающими свою защищенность как недостаточную. То есть для подростков с ощущением цифрового благополучия важными ориентирами в жизни являются защита и процветание всех людей, уважение и следование традициям, групповая солидарность. Ориентация на других, коллективные ценности помогают таким пользователям социальных сетей чувствовать себя более защищенными в интернет-пространстве.
Молодые люди, склонные оценивать свою безопасность как недостаточную, в большей степени считают, что есть смысл стремиться в жизни к реализации ценностей власти и гедонизма. Для них значимо получение удовольствия от событий, достижение высокого социального статуса, приобретение уважения, осуществление престижных видов деятельности, лидерство и управление другими людьми. Именно эти ценности определяют их стремление к размещению в социальных сетях информации о себе, позволяющей показать себя, свой статус, свои достижения, реализовать потребность быть на виду и занимать значимое место. Эти действия приводят к более низкому чувству безопасности.
Выводы . Изучение субъективных оценок защищенности молодых людей – пользователей социальных сетей показал, что они осознают угрозы безопасности, которые имеют место в интер-нет-пространстве. Высокий уровень защищенности характерен менее чем для четверти участников исследования. Ощущение безопасности у молодых людей в большей степени связано со сферами увлечений, образования и профессиональной жизни. Именно такая информация является открытой и представляется в различных формах: фотографиях, описаниях, обсуждениях. Сфера, связанная с интимно-личностным общением, с семьей и частной жизнью для большинства является закрытой и осознается как уязвимая для различных рисков и угроз, исходящих от цифрового контента.
Типы ценностей, которые пользователи социальных сетей определяют в качестве нормативных идеалов для себя, значимо дифференцируются у молодых людей с различными субъективными оценками собственной защищенности. Психологическая безопасности в большей степени реализована у пользователей, для которых имеют значение ценности благополучия других людей, традиций и групповой солидарности, по сравнению с индивидами, стремящимися к власти и удовольствиям.
Полученные результаты показывают, что в практической психологической деятельности для повышения чувства защищенности пользователей социальных сетей ресурсным является обращение к их ценностной сфере.
Список литературы Ценности как ресурс психологической безопасности пользователей социальных сетей
- Aйсина Р.М. Психологическая безопасность взрослых интернет-пользователей: анализ современных исследований // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2019. № 1. С. 28-3S.
- Баева ИА, Баев H.H. Психологические ресурсы защищенности студентов как показатель психологической безопасности личности // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 21-30.
- Грачев Г.В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. М., 2004. 335 с.
- Калинина КВ., Калинин И.В. Мода как фактор социальной адаптации современной молодежи // Психология моды. М., 2019. С. 131-159.
- Ларионова Ab., Горчакова О.Ю., Фахретдинова АП. Особенности активности студенческой молодежи в сети Интернет: опыт деструктивной коммуникации и вопросы безопасности // Социодинамика. 2021. № 3. С. 12-22. https://doi.org/10.25136/2409-7144.2021.3.35227.
- Леонтьев ДА Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал // Сибирский психологический журнал. 2016. № 62. С. 18-37. https://doi.org/1 G.17223/17267080/62/3.
- Плешаков ВА Слово главного редактора: О киберсоциализации человека и ее организации на интернет-портале «Homo Cyberus» // Homo Cyberus. 2016. № 1 (1). С. 4-26.
- Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., №стик ТА Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М., 2017. 375 с.
- Солдатова Г.У., Шляпников В.Н, Журина МА Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» // Консультативная психология и психотерапия. 2015. № 3 (87). С. 50-66. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230304.
- Хакимзянов Р.Н Внутренние ресурсы психологической безопасности личности подростков в условиях интернет-коммуникации // Казанский педагогический журнал. 2019. № 3 (134). С. 77-83.
- Brand M., Young K.S., Laier Ch., Wölfling K., Potenza M.N. Integrating Psychological and Neurobiological Considerations Regarding the Development and Maintenance of Specific Internet-Use Disorders: An Interaction of Person-Affect-Cognition-Execution (I-Pace) Model // Neuroscience & Biobehavioral Reviews. 2016. Vol. 71. P. 252-266. https://doi.org/10.1016/j.neubiorev.2016.08.033.
- Lee C.Y. Understanding Security Threats in Virtual Worlds // Proceedings of the 15th Americas Conference on Information Systems, AMCIS 2009. California, 2009. Р. 466.