"Цепь убеждений связала нас.. ": Юрий Самарин и Константин Аксаков

Бесплатный доступ

В статье рассматривается характер диалогического общения в славянофильской среде на материале переписки Ю. Ф. Самарина и К. С. Аксакова. Предметом анализа является как общность мировоззренческих, идеологических, эстетических позиций двух ведущих деятелей славянофильства, так и расхождения в понимании тактики предпринимаемой деятельности. Обращается внимание на то, что в позициях современников, которых связывали дружеские отношения, проявляется, в сущности, универсальная оппозиция «дела», предполагающего компромисс («благоразумие», как писал Самарин), - и этической установки, утверждающей «строгость» (понятие, близкое Аксакову), не допускающей каких бы то ни было уклонений от идеологических и религиозных принципов. Особое внимание уделяется личности Самарина, не вполне оцененной до сих пор. Предпринимаемый им поиск единства (или хотя бы взаимодействия) теории и практики по-своему уникален и закладывает некую основу жизнедеятельности славянофилов более поздней поры.

Еще

Славянофилы, западники, к. с. аксаков, ю. ф. самарин, полемика, переписка, эстетика, исторический контекст, цивилизация, просвещение

Короткий адрес: https://sciup.org/140294757

IDR: 140294757   |   DOI: 10.24411/2588-0276-2020-10008

Список литературы "Цепь убеждений связала нас.. ": Юрий Самарин и Константин Аксаков

  • Аксаков К. С. Воспоминание студентства 1832-1835 гг. // Русское общество 30-х годов XIX в. Люди и идеи. Мемуары современников / Под ред. И. А Федосова. М., 1989. С. 213-334.
  • Аксаков К. С. Ты древней славою полна, или Неистовый москвич / Сост., автор вступ. статьи, путеводителя и комментариев Е. Ю. Филькина. М., 2014.
  • Аксаков К. С. Сочинения. T.I / Ред. и примечания Е. А. Ляцкого. Пг., 1915.
  • Анненкова Е. И. Лермонтов в рецепции славянофилов // Мир Лермонтова: Коллективная монография / Под ред. М. Н. Виролайнен и А. А. Карпова. СПб., 2015. С. 620-634.
  • Анненкова Е. И. «Петровский переворот», Петербург и русская литература в концепции К. С. Аксакова // Печать и слово Санкт-Петербурга. Петербургские чтения — 2015. Ч. 2. Литературоведение. Лингвистика. СПб., 2016. С. 55-64).
  • Антонов К. М. Идея догматического развития в полемике славянофилов начала 1840-х годов // Хомяковские чтения. Вып. 1. Тула, 2018. С. 21-27.
  • Антонов К. М. Философия И. В. Киреевского. Антропологический аспект. М., 2006.
  • Батшев М. В., Медведева Т. В. Аксаковы и Свербеевы. Страницы переписки двух семей (1840-1860-е) // Музей-заповедник «Абрамцево». Материалы и исследования. 2015/12. Абрамцево в истории и культуре России. Абрамцево, 2015. С. 30.
  • Гершензон М. О. Учение о природе сознания (Ю. Ф. Самарин) // Гершензон М. О. Избранное. Т. 3. Образы прошлого. М.; Иерусалим, 2000. С. 447-47
  • Гоголь Н.В. Нужно любить Россию. О вере и Государстве Российском / Изд. подготовил В. А. Воропаев. М., 2007.
  • Гоголь Н.В. Полн. собр. соч.: В 14т. Т/УШ.Б. м., 1952.
  • Греков В.Н. На пути времен. Эстетика познания в философских диалогах славянофилов. М., 2019.
  • Ефимова М. Т. Юрий Самарин в его отношении к Лермонтову // Пушкинский сборник. Псков, 1968. С. 40-47.
  • Ефимова М. Т. Ю. Самарин о Гоголе // Уч. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 434. Пушкин и его современники. Псков, 1970. С. 135-147.
  • Захаров Э.В. Ф. И. Тютчев и Ю.Ф. Самарин. Автореферат дисс. на соискание учен степени канд. филол. наук. М., 2000.
  • Зеньковский В. В., прот. История русской философии. Т. I. Ч. 2. Л., 1991.
  • ПоповА.Н. Формирование славянофильских воззрений Ю.Ф.Самарина в 18401844 гг. // Русская философская мысль: на Руси, в России и за рубежом. М., 2013. С. 193-209.
  • Самарин Ю. Ф. Собрание сочинений: в 5 т. Т. I, III. СПб., 2013-2016.
  • Самарин Ю. Ф. Сочинения. Т. VI. М., 1887.
  • Скороходова С. И. Философия истории Ю. Ф. Самарина в контексте русской философской мысли XIX — первой четверти XX веков. М., 2013.
  • ТамаевП.М. «Жизнь духа и дух жизни» в поэзии А.С.Хомякова 1850-х годов // А. С. Хомяков — мыслитель, поэт, публицист. Т. II. М., 2007. С. 324-333.
  • ТесляА.А. Славянофильство как дружеский круг // Дружеский круг как начало соборности и солидарности в России. Материалы международной конференции. М., 2019. С. 43-64.
  • Хомяков А. С. Стихотворения и драмы / Вступ. статья, подготовка текста и прим. Б. Ф. Егорова. Л., 1969.
  • Хомяков А. С. О старом и новом. Статьи и очерки М., 1988.
  • Хондзинский П., прот. «Церковь не есть академия». Русское внеакадемическое богословие XIX века. М., 2016.
  • Цимбаева Е. Н. Становление идей раннего славянофильства (На материале переписки Ю. Ф. Самарина 1840-х гг.) // Хомяковские чтения. Вып. 1. Тула, 2018.
Еще
Статья научная