Человек как проводник божественной идеи всеединства в природный мир
Автор: Переход С.О.
Журнал: Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология @fsf-vestnik
Рубрика: Философия
Статья в выпуске: 1 (57), 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается вопрос о смысле бытия как процесса восстановления всеединства мира и роли человека в этом процессе. Миссия человека, по мысли русских религиозных философов «серебряного века», заключается в организации жизни таким образом, чтобы обеспечить собирание мира в единую, цельную социальную систему. Именно человек является проводником идеи всеединства в природном мире. Такое духовное преобразование мира под руководством человека должно достигаться в результате органического субъектно-объективного или духовно-материального единения всего миропорядка. В статье рассмотрен закон всеединства как единство всего сущего, особая модель построения мира. Всеединство есть принцип тождества двух миров (божественного и природного). Воплощение Божества в человечество входит в общий план мироздания. Цивилизационный процесс направлен на достижение всеединства. Показаны этапы исторического развития. Исторический процесс рассматривается как процесс теогонический. Для восстановления внутреннего единства человек должен пройти все этапы религиозного развития, которые представляют три эпохи теогонического процесса, соответствующие трем эпохам мирового процесса. Иерархическая структура человека отражает все ступени космического бытия. Человек представляет микрокосмос, связанный с макрокосмосом. Трансцендентное средоточение человеческого бытия есть Бог, таким образом, человек творит историю, реализуя замысел Бога. Методом достижения всеединства во всех сферах деятельности человек является устремленность к достижению высшего нравственного состояния человека и общества.
Бог, всеединство, человек, иерархия, бытие, история, цивилизация
Короткий адрес: https://sciup.org/147243433
IDR: 147243433 | DOI: 10.17072/2078-7898/2024-1-16-23
Список литературы Человек как проводник божественной идеи всеединства в природный мир
- Бердяев Н.А. Смысл истории. М.: Мысль, 1990. 176 с.
- Булгаков С.Н. Агнец Божий. О Богочеловечестве. Ч. 1. М.: Общедоступный православный унт, 2000. 464 с.
- Булгаков С.Н. Свет невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. 415 с.
- Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии // Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. М.: Республика, 1994. С. 153-324.
- Ильин И.А. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 2: Наши задачи: статьи 1948-1954 гг. М.: Русская книга, 1993. Кн. 1. 496 с.
- Карсавин Л.П. Философия истории. СПб.: Комплект, 1993. 350 с.
- Переход С.О. Идея всеединства в русской философии и духовной культуре. Симферополь: Изд-во КФУ им. В.И. Вернадского, 2023. 166 с.
- Переход С.О. Метафизический аспект культурной идентификации русской цивилизации. Симферополь: Изд-во КФУ им. В.И. Вернадского, 2022. 202 с.
- Русские философы: конец XIX - середина XX века: в 3 вып. / сост. А.Л. Доброхотов и др. М.: Кн. палата, 1993-1996. 357 с., 423 с., 325 с.
- Соловьев В.С. Красота в природе // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 6. С. 33-74.
- Соловьев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 8. С. 3-516.
- Соловьев В. С. Философские начала цельного знания // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 1. С. 25-407.
- Соловьев В.С. Чтения о богочеловечестве // Соловьев В.С. Собрание сочинений: в 12 т. Брюссель: Жизнь с Богом, 1966. Т. 3. С. 3-185.
- Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории // Трубецкой С.Н. Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 43-480.
- Франк С.Л. Реальность и человек: Метафизика человеческого бытия // Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997. С. 207-431.
- Франк С.Л. Непостижимое // Франк С.Л. Сочинения. М.: Правда, 1990. С. 181-559.
- Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб.: Алетейя, 1994. 448 с.