«Чудный сон живой любви...»: о тайнах оперы глинки «Руслан и Людмила»
Автор: Алкон Елена Мееровна
Журнал: Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке @gisdv
Рубрика: Филология. Культурология. Искусствоведение
Статья в выпуске: 4 (24), 2013 года.
Бесплатный доступ
Опера Глинки «Руслан и Людмила» рассматривается с точки зрения мифопоэтического мышления. Внутреннее напряжение, скрытое за ее символами, снимает вопрос о ее статичности и затянутости. Система «однокоренных мотивов», основанных на «мотиве обольщения», образует интертекстуальные связи оперы с «Вальсом-фантазией» Глинки и поэзией Пушкина. В результате открывается значение пары Ратмир-Горислава.
Ратмир, горислава, мотив обольщения, интертекстуальные связи, "вальс-фантазия"
Короткий адрес: https://sciup.org/170175435
IDR: 170175435
Список литературы «Чудный сон живой любви...»: о тайнах оперы глинки «Руслан и Людмила»
- Абрамович С.Л. Пушкин в 1836 году (предыстория последней дуэли): 2-е изд., доп. Л.: Наука, 1989. 312 с.
- Алкон Е.М. Музыкальное мышление Востока и Запада -континуальное и дискретное. Исследование. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1999. 126 с.
- Алкон Е.М. «Все в жизни контрапункт..» (забытое Скерцо Глинки)//Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2012. № 2. С. 91-97.
- Алкон Е.М. О скрытой программе «Вальса-фантазии» Глинки//Романтизм: истоки и горизонты. М.: РАМ им. Гнесиных, 2012. С.177-186.
- Асафьев Б.В. Славянская литургия Эросу//Асафьев Б.В. Симфонические этюды. Л.: Музыка, 1970. С.15-34.
- Асафьев Б.В. М.И. Глинка. Л.: Музыка, 1978. С. 152-157.
- Берестнев Г.И. Зов несказанного: язык в его отношении к трансцендентальным смыслам//Человек. 1996. № 1. С.135-143.
- Берков В. Из истории создания «Руслана и Людмилы» (первоначальный план оперы) (1950 г.)//Берков В. Избранные статьи и исследования. М.: Сов. композитор, 1977. С. 310-331.
- Васильев Ю.В. «Руслан и Людмила» Глинки. Еще раз о культурно-историческом контексте//М.И. Глинка. К 200-летию со дня рождения. Т. 2. М., 2006. С. 137-156
- Гаспаров Б.М. Пять опер и симфония: Слово и музыка в русской культуре. М.: «Классика-XXI», 2009. 320 c
- Глинка М.И. Записки/подготовил А.С. Розанов. М.: Музыка, 1988. 222 с
- Григорович Д.В. Литературные воспоминания. М.: Художественная литература, 1987. Электронная библиотека Александра Белоусенко URL:http://www.imwerden.info/belousenko/books/grigorovich/grigorovich_memoirs.htm (дата обращения: 09.07.2013)
- 3енкин К.В. «Руслан и Людмила» Глинки -уникальное явление русской оперной сцены//Израиль -XXI век. Музыкальный журнал. 2009. №16. URL: http://www.21israel-music.com/Ruslan.htm (дата обращения: 05.06.2013)
- Златковский Ю. О тайных смыслах в опере М.И. Глинки «Руслан и Людмила». Израил ь-XXI век. Музыкальный журнал. 2010. № 24. URL: http://www.21israel-music. com/Ruslan_podtekst.htm (дата обращения: 05.06.2013)
- Кириллина Л. Орфизм и опера//Музыкальная академия. 1992. № 4. С. 83-94.
- Ларош Г.А. Избранные статьи. Вып.1. М.И. Глинка. Л.: Музыка, 1974. 232 с.
- Левашева О.Е. Михаил Иванович Глинка: в 2-х кн. Кн. 2. М.: Музыка, 1988. 352 с.
- Левашова О., Келдыш Ю., Кандинский А. История русской музыки. Т. 1. Изд. 3-е, доп. М.: Музыка, 1980. 523 с.
- Левашева О.Е. М.И.Глинка//История русской музыки в 10 томах. Т. 5. М.: Музыка,1988.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПБ.: «Искусство-СПБ», 2001. 704 с.
- Лотман Ю.М. Пушкин. СПб.: «Искусство-СПб», 2009. 847 с.
- Михаил Иванович Глинка: Календарь к 150-летию со дня рождения/автор-сост. А.А. Орлова. Л., 1954. 479 с.
- Найдыш В.М. Философия мифологии. От античности до эпохи романтизма. М.: Гардарики, 2002. 554 с.
- Петрушанская Е. Михаил Глинка и Италия. Загадки жизни и творчества. М.: Классика -XXI, 2009. 448 с.
- Тетерина Н. Принципы античного театра в драматургии оперы Глинки «Руслан и Людмила»//Музыкальная академия. 2004. № 2. С. 10-13.
- Цивьян Т.В. Оппозиция мужской/женский и её классифицирующая роль в модели мира//Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991. С.77-91.