Модель мифа Р. Вагнера и Ф. Ницше в оперном либретто Гуго фон Гофмансталя «Египетская Елена»
Автор: Цветков Юрий Леонидович
Журнал: Ученые записки Петрозаводского государственного университета @uchzap-petrsu
Рубрика: Филология
Статья в выпуске: 7 (152), 2015 года.
Бесплатный доступ
Исследование принципов построения и структуры мифа в оперных либретто Р. Вагнера, философско-эстетических трудах Ф. Ницше и либретто оперы Гофмансталя привело к выводу о создании новой модели мифа, основной чертой которой является деконструкция традиционных подходов к нему. В оперных либретто Р. Вагнера германские мифы серьезно модернизировались с позиций романтизма, опирались на античную мифологию и впервые характеризовались авторским игровым началом. Ф. Ницше создает свою символистскую модель мифа на подчинении идей творца игре мировой воли, которая объединяет, смешивает и комбинирует элементы разных мифологических систем, лишая миф национальных корней и какого-либо логического объяснения. Впервые в отечественном литературоведении либретто «Египетской Елены» Гофмансталя обнаруживает основные составляющие модели мифа Вагнера и Ницше: заимствования персонажей, сюжетных линий и отдельных деталей из европейской и восточной мифологии, подчинение интриги авторской логике и современная психологизация поведения персонажей. Игровая в своей основе модель мифа Гофмансталя позволяет рассматривать либретто «Египетской Елены» с точки зрения постмодернистских литературоведческих стратегий.
Миф, новая мифология, игра, деконструкция, романтизм, символизм, постмодернизм
Короткий адрес: https://sciup.org/14750984
IDR: 14750984
Список литературы Модель мифа Р. Вагнера и Ф. Ницше в оперном либретто Гуго фон Гофмансталя «Египетская Елена»
- Вагнер Р. Искусство и революция//Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. С. 107-141.
- Вагнер Р. Произведение искусства будущего//Вагнер Р Избранные работы. М.: Искусство, 1978. С. 142-261.
- Голосовкер Я. Э. Логика античного мифа//Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. С. 8-76.
- Дудкин В. В. Дегуманизация мифа (От Вагнера к Ницше)//Литература и мифология. Л.: Изд-во Ленинградского пед. ин-та, 1975. С. 41-55.
- История музыкальной эстетики/Сост. С. А. Маркус: В 2 т. Т. 2. Романтизм и борьба эстетических направлений. М.: Музгиз, 1968. 687 с.
- Краузе Э. Рихард Штраус: Образ и творчество. М.: Музгиз, 1961.J511 с.
- Лейбель Е. Ницше: образы и мифотворчество. СПб.: ПЕТРОНИИ, 2008. 240 с.
- Мириманов В. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М.: Согласие, 1997. 328 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки//Стихотворения. Философская проза. СПб.: Художественная литература, 1993. С. 130-249.
- Пиотровский М. Б. Дауд//Мифологический словарь/Под. ред. Е. М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 174.
- Тахо-Годи А. А. Артемида//Мифологический словарь/Под. ред. Е. М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 64.
- Хюбнер К. Истина мифа. М.: Республика, 1996. 448 с.
- Цветков Ю. Л. Литература венского модерна. Постмодернистский потенциал. М.; Иваново: МИК, 2003. 432 с.
- Ярхо В. Н. Елена//Мифологический словарь/Под. ред. Е. М. Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 205.
- Borchmeyer D. Der Mythos als Oper: Hugo von Hofmannsthal und Richard Wagner//Hofmannsthal-Forschungen. 1983. № 7. S. 5-49.
- Hofmannsthal H. von. Die Ägyptische Helena. Oper in zwei Aufzügen//Hofmannsthal H. von. Gesammelte Werke. Dramen V. Operndichtungen. Frankfurt am Main: S. Fischer, 1986. S. 425-490.
- Hofmannsthal H. von. Die Ägyptische Helena: Essay//Hofmannsthal H. von. Gesammelte Werke. Dramen V. Operndichtungen. Frankfurt am Main: S. Fischer, 1986. S. 498-512.
- Strauß R. -Hofmannsthal H. v o n. Briefwechsel. Zürich: Atlantis Musikbuch-Verlag, 1978. 622 s.