Цицероновское понятие superbia в римском этико-философском и политико-правовом дискурсе

Автор: Брагова Арина Михайловна

Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 11 (24), 2017 года.

Бесплатный доступ

Целью исследования является анализ понятия superbia и его производных (superbus, superbe) в трудах Цицерона на основе квантитативного метода и метода контент-анализа. Данное понятие и его производные употребляются у Цицерона более 90 раз. Политико-правовое значение понятия превалирует над этико-философским. В политическом значении указанное понятие чаще встречается в обвинительных речах Цицерона, являясь обличительным орудием против политиков, злоупотребляющих властью. Для тех же, обличительных, целей служит использование образа Тарквиния Гордого (Superbus) в рассуждениях Цицерона о несправедливой власти одного человека. Понятие superbia и его производные употребляются в одном синонимическом ряду с adrogantia / arrogantia, insolentia и их производными. Для усиления значения понятия superbia Цицерон сочетает его с отрицательными этико-политическими категориями (crudelitas, contumacia, contumelia, scelus, luxuria/luxuries и др.) и противопоставляет его положительным понятиям этико-философского и политико-правового аппарата сочинений Цицерона (sapientia, liberalitas и др.).

Еще

Цицерон, древний рим, высокомерие, надменность, этический, философский, политический, правовой

Короткий адрес: https://sciup.org/14111335

IDR: 14111335   |   DOI: 10.5281/zenodo.1048710

Список литературы Цицероновское понятие superbia в римском этико-философском и политико-правовом дискурсе

  • Dunkle J. R. The Greek Tyrant and Roman Political Invective of the Late Republic//Transactions and Proceedings of the American Philological Association. 1967. V. 98. P. 151-171 DOI: 10.2307/2935871
  • Wirzsubski Ch. Libertas as a Political Idea at Rome during the Late Republic and Early Principate. Cambridge: Cambridge University Press, 1968. 196 p.
  • Baraz Y. From Vice to Virtue: The Denigration and Rehabilitation of Superbia in Ancient Rome//Sluiter I., Rosen R. M. (eds.) Kakos: Badness and Anti-Value in Classical Antiquity. Leiden and Boston: Brill, 2008. P. 365-397.
  • Arena V. Libertas and the practice of politics in the late Roman Republic. Cambridge: Cambridge University Press, 2012. 336 p.
  • Cicero’s De Provinciis Consularibus Oratio. Introduction and Commentary by Luca Grillo. Oxford: Oxford University Press, 2015. 368 p.
  • Cicero. Philippics 3-9. Edited with Introduction, Translation and Commentary by Gesine Manuwald. Volume 1: Introduction, Text and Translation, References and Indexes. Berlin: Walter de Gruyter, 2007. 1094 p.
  • Devine A. M. A Study of the Aristocratic Ideal and the Theme of Moral Decline in Latin Love Elegy. Thesis for the Degree of Doctor of Philosophy in Classics. Hobart: University of Tasmania, 1978. 404 p.
  • Polk G. C. The Helmsman and the Charioteer//Aeneid: Emblems of Power. A Dissertation for the Degree of Doctor of Philosophy. Athens, Georgia, 2013. 494 p.
  • Vasaly A. The Quality of Mercy in Cicero’s Pro Murena//Rome and Her Monuments. Essays in the City and Literature of Rome in Honor Katherine A. Geffcken. Edited by S.K. Dickison and J.P. Hallett. Wauconda, Illinois: Bolchazy-Carducci Publishers, Inc., 2000. P. 447-464.
  • Van der Blom H. Cicero’s Role Models: The Political Strategy of a Newcomer. Oxford: Oxford University Press, 2010. 420 p.
Еще
Статья научная