Цифровая среда вуза в предметной подготовке педагогов профессионального обучения: искусственный интеллект и геймификация
Автор: Корнеева Н.Ю.
Рубрика: Цифровая трансформация и искусственный интеллект в образовании
Статья в выпуске: 3 т.16, 2024 года.
Бесплатный доступ
В статье рассматривается проблема применения искусственного интеллекта в обучении будущих педагогов в рамках профессионального образования. Геймификация как одна из технологий искусственного интеллекта применяется в высшем образовании в качестве относительно нового дидактического инструмента. В российской практике данная технология проходит этап апробации, которая требует более детальных исследований преимуществ и ограничений геймификации в практике профессионального обучения будущих педагогов. Цель исследования заключается в обобщении теоретико-методологических подходов к применению геймификации в высшем образовании для обучения будущих педагогов. Задачи исследования состоят в том, чтобы систематизировать основные подходы к использованию ИИ в сфере высшего образования, а также в том, чтобы выявить преимущества и ограничения геймификации в сфере профессионального образования будущих педагогов. Методология исследования состоит в использовании группы общенаучных методов (анализ, синтез, индукция, дедукция), а также специальных методов (историографического анализа научной литературы; фактографического и компаративного анализа). Изучены теоретические основы применения ИИ и геймификации в образовательном процессе педагогического университета. Проанализированы основные подходы к применению искусственного интеллекта и геймификации в предметной подготовке будущих педагогов профессионального обучения. Определены преимущества и недостатки применения ИИ и геймификации в образовательном процессе педагогического университета. Сделан вывод о том, что главные преимущества ИИ и геймификации в сфере высшего образования и конкретно в педагогическом вузе заключаются в реализации индивидуального подхода в ходе предметной подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Основным недостатком применения геймификации в образовательном процессе вуза следует считать отсутствие проработанности этической стороны ИИ-технологий в профессиональном обучении будущих педагогов. Научная новизна исследования заключается в обосновании необходимости пересмотра учебных планов в аспекте включения элементов геймификации как эффективного средства профессиональной подготовки педагога.
Искусственный интеллект, геймификация, предметная подготовка будущих учителей, профессиональное обучение, высшее образование
Короткий адрес: https://sciup.org/147244593
IDR: 147244593 | DOI: 10.14529/ped240308
Список литературы Цифровая среда вуза в предметной подготовке педагогов профессионального обучения: искусственный интеллект и геймификация
- Богатырева, Ю.И. Инновационные подходы к обучению в условиях использования цифровых технологий в образовательных организациях Тульской области / Ю.И. Богатырева, А.М. Николаева // Ученичество. – 2022. – № 2. – С. 6–19.
- Грахова, С.И., Захарова, И.М. Принципы разработки и внедрения цифрового симулятора в подготовку будущего учителя / И.С. Грахова, И.М. Захарова // Проблемы соврем. пед. образования. – 2023. – № 78-3. – С. 65–70.
- Ислямова, Э.А. Определение понятия и структуры предметно-практических компетенций в условиях практического (производственного) обучения будущих педагогов профессионального обучения / Э.А. Исламова // Kant. – 2020. – № 1 (34). – С. 237–241.
- Исследование условий включения элементов геймификации в изучение основ алгоритмизации и программирования для повышения качества образовательных результатов обучающихся / Е.К. Герасимова, Н.В. Гавриловская, Е.В. Соболева, Т.Н. Суворова // ПНиО. – 2021. – № 4 (52). – С. 17–29.
- Катькало, В.С. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет / В.С. Катькало. – М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка». – 2018 – 136 с.
- Комарова, Т.С. Персонализация образования в условиях стандартизации: траектория учителя / Т.С. Комарова // Известия ВГПУ. – 2020. – № 10 (153). – С. 31–38.
- Коровникова, Н.А. Искусственный интеллект в образовательном пространстве: проблемы и перспективы / Н.А. Коровникова // Соц. новации и соц. науки. – М.: ИНИОН РАН. – 2021. – № 2. – С. 98–113.
- Котлярова, И.О. Технологии искусственного интеллекта в образовании / И.О. Котлярова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». – 2022. – № 3. – С. 69–83.
- Паршутин, И.А. Применение технологий искусственного интеллекта студентами вузов в учебной деятельности / И.А. Паршутин, Д.В, Деулин // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. ст. IV Междунар. науч.-практ. конф. 16–17 нояб. 2023 г. / под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. – С. 176–184.
- Пономарева, Е.Ю. Искусственный интеллект и его роль в преподавании психологических дисциплин в вузе / Е.Ю. Пономарева // Проблемы соврем. пед. образования. – 2022. – № 77-2. – С. 288–292.
- Попова, В.Б. Геймификация как способ решения образовательных задач / В.Б. Попова // Педагогическое призвание – 2023: сб. ст. Междунар. проф.-исследоват. конкурса. – 2023. – С. 36–40.
- Рубан, Ю.А. Применение дидактических игр в предметной области педагогики военных институтов / Ю.А. Рубан // Вестник ОГУ. – 2020. – № 2 (225). – С. 61–68.
- Скачкова, Н.В. Использование цифровой дидактики в профессиональном образовании / Н.В. Скачкова // Вестник ТГПУ. – 2022. – № 5 (223). – С. 28–37.
- Тархан, Л.З. Модель формирования предметно-практических компетенций в условиях практического (производственного) обучения будущих педагогов / Л.З. Тархан, Э.А. Ислямова // Kant. – 2019. – № 4 (33). – С. 337–344.
- Тропникова, В.В. Применение технологий геймификации в образовательном процессе в системе среднего профессионального образования / В.В. Тропникова // Концепт. – 2021. – № 3. – С. 86–97.
- ФГОС ВО по направлениям бакалавриата. Образование и педагогические науки: 440301. Педагогическое образование. – https://fgosvo.ru/fgosvo/index/4/94 (дата обращения: 04.04.2024).
- Чагин, С.С. Геймификация профессионального образования: стоит ли игра свеч? / С.С. Чагин // Проф. образование и рынок труда. – 2021. – № 1 (44). – С. 28–35.
- Шумейко, Т.С. К вопросу о развитии предметных компетенций педагога профессионального обучения / Т.С. Шумейко // Соврем. высш. школа: инновац. аспект. – 2011. – № 3. – С. 83–97.
- Arnold, O. Educational Gamification & Artificial Intelligence / O. Arnold, K. Jantke // ADICOM tech report. – 2018. – Vol. 12. – P. 23–49.
- Bezzina, S. Leveraging gamification in education through artificial intelligence / S. Bezzina, A. Dingli, A. Pfeiffer // The 16th Conference: International Technology, Education and Development. – 2022. – P. 23–39.
- Da, Yang Tan. Developing a gamified AI-enabled online learning application to improve students’ perception of university physics / Yang Tan Da, Wei Cheah Chin // Computers and Education: Artificial Intelligence. – 2021. – Vol. 2. – P. 100–132.
- Fachrezy, I. The Influence of Technology in the World of Education / I. Fachrezy, H. Helmi, H. Darwin. – Routledge, 2024. – 384 p.
- Jackson, E.A. The Evolution of Artificial Intelligence: A Theoretical Review of its Impact on Teaching and Learning in the Digital Age / E.A. Jackson. – Oxford University Press. – 2024. – 288 p.