Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе в период пандемии COVID-19
Автор: Логвинец Елена Анатольевна, Каторгина Наталья Петровна
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Педагогика
Статья в выпуске: 8, 2022 года.
Бесплатный доступ
Незапланированный повсеместный переход на онлайн-обучение, спровоцированный пандемией COVID-19, вызвал глобальные преобразования всего образовательного процесса в высшей школе: необходимость незамедлительного освоения современных IT-технологий, новых методов работы в информационной среде, адаптации преподавателей и обучающихся к изменениям в сфере коммуникации. За период дистанционного обучения сформировался ряд факторов, определивших требования к организации образовательного процесса в онлайн-формате, и были выявлены проблемы, нуждающиеся в научном изучении, что обусловило актуальность исследования. Цель данного исследования состоит в анализе современных возможностей дистанционного обучения в период пандемии коронавируса или других форс-мажорных обстоятельств. Для этого использовались различные методы: методы анализа и синтеза применялись при изучении проблем получения высшего образования в дистанционном формате, исторический и сравнительный методы позволили проследить становление и развитие дистанционного образования. Данный методологический инструментарий предоставил возможность осуществить комплексный анализ научной литературы, обобщить и систематизировать мнения ученых, выработать собственную позицию по вопросу дистанционного обучения в условиях пандемии. Проанализирован опыт Белгородского государственного национального исследовательского университета в сфере дистанционного образования. Предложены современные инструменты освоения учебных дисциплин для работы в дистанционном режиме. Проведенное исследование позволило оценить дальнейшие перспективы дистанционного образования в онлайн-формате, что определяет новизну исследования. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями высшей школы.
Высшее образование, онлайн-образование, образовательный процесс, дистанционное обучение, цифровизация образования, информационные технологии, электронные образовательные ресурсы, интернет-пространство
Короткий адрес: https://sciup.org/149140912
IDR: 149140912 | DOI: 10.24158/spp.2022.8.30
Текст научной статьи Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе в период пандемии COVID-19
Пандемия COVID-19 коснулась как отдельных сфер деятельности общества, экономики, образования внутри отдельного государства, так и мирового сообщества в целом. Одним из способов предотвращения быстрого распространения коронавирусной инфекции стала самоизоляция, ограничивающая личные контакты между людьми. Стремительное принятие кардинальных решений в связи с создавшейся ситуацией органами государственной власти, а затем и соответствующими учебными учреждениями привело к тому, что образовательный процесс в высшей школе был переведен в онлайн-формат. Преобразование высшего образования в связи с переходом к дистанционному режиму обучения, обусловленному необходимостью соблюдения карантинных мер, приобрело беспрецедентные масштабы. Трансформация образовательного процесса затронула его организацию, методы обучения, формирование способности получения необходимых практических навыков.
Переход к полному дистанционному обучению стал возможным благодаря накопленному опыту использования образовательных технологий в высших учебных учреждениях. Так, начало дистанционному образованию было положено в 80-х гг. ХХ в. в Соединенных Штатах Америки, где колледжи и университеты стали применять телекоммуникационные сети, а позже перешли на использование возможностей сети Интернет (Kentnor, 2015: 28–29). В 1994 г. частная коммерческая организация создала Международный университет Джонса – первый онлайн-университет, предоставлявший услуги только по дистанционным программам. В 1997 г. образован Университет западных губернаторов – первый некоммерческий онлайн-университет. Когда в 1999 г. Международный университет Джонса прошел региональную аккредитацию, ученые и практики в Соединенных Штатах Америки отрицательно отреагировали на данное решение (Kirp, 2003), но получение региональной аккредитации позволило посмотреть на дистанционное обучение как на альтернативный традиционному образованию способ.
В конце прошлого столетия дистанционное образование широкого распространения не по-лучило1, так как цифровизация образования предполагала наличие дорогостоящего оборудования, программного обеспечения, преподавателей, обладающих знаниями в области компьютерных и информационных технологий (Hall, 1996: 75–89). Как правило, такое образование стоило значительно дороже, чем традиционная очная форма обучения, поскольку предусматривало значительные первоначальные финансовые затраты.
В начале ХХI в. интернет-пространство активно развивалось, соответственно дистанционное образование претерпевало некоторые изменения, в частности стало возможным получать формальное высшее образование в онлайн-формате и неформальное образование с помощью открытых образовательных ресурсов (Yuan, Powell, 2013: 1–7). Данные преобразования повлияли на снижение стоимости за создание и поддержание необходимых для обучения оборудования и программ.
Российская Федерация параллельно с зарубежными странами достаточно давно ведёт планомерную работу по разработке и внедрению в образовательный процесс онлайн-курсов по учебным дисциплинам образовательных организаций и курсов повышения квалификации. В частности, с середины 1990-х гг. наряду с традиционным образованием стали активно применять элементы IT-технологий в процессе освоения знаний и получения навыков на заочной форме обучения. Например, в Белгородском государственном национальном исследовательском университете с 2004 г. используют систему электронного обучения «Пегас». Данная система базируется на основе модульной динамической учебной среды Moodle, которая направлена на взаимодействие между обучающимися и преподавателем, а также предназначена для организации обучения с использованием интернет-технологий. В режиме удаленного обучения доступны рабочие программы, теоретические базы данных в виде лекций, дополнительные учебные материалы, практические, лабораторные и тестовые задания, терминологический словарь и т. д.
Теоретический и практический опыт, полученный системой высшего образования, позволил достаточно быстро переориентироваться на дистанционную форму образования в онлайн-формате. Однако, по заявлению министра науки и высшего образования Российской Федерации В.Н. Фалькова, «одним из последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 станет изменение всей существующей в России системы высшего образования, произойдет переход на “новую нормальность”. <…> Это будет другое образование. <…> …Новая ситуация принципиально изменит требования к преподавателям и подход к работе… Умение пользоваться современными средствами коммуникации, организовать коллективную работу в удаленном режиме становится частью “минимального стандарта” квалификационных требований»1. По мнению министра, «самое сложное – организовать коллективную работу, держать внимание студентов… когда у тебя по существу эмоциональные и интеллектуальные моменты асинхронно идут»2. В результате стало очевидным, что имеющихся навыков работы недостаточно для предоставления качественного высшего образования с использованием дистанционных образовательных технологий. Сложившаяся ситуация требует как от преподавателей при предоставлении услуги, так и от обучающихся при получении образования ответственного и концентрированного подхода.
В результате за период дистанционного обучения сформировался ряд факторов, обусловивших необходимость в пересмотре дистанционного образования в онлайн-формате, к их числу следует отнести:
-
1. Расходование преподавателем значительно большего количества времени как на подготовку к занятию (формулирование целей и задач предстоящего занятия, определение формы контроля и оценки результатов согласно балльно-рейтинговой системе), так и на его проведение, а также последующую проверку выполненного обучающимися задания.
-
2. Отступление обучающихся от традиционной подготовки к занятию. Компьютерные технологии позволяют обучающимся в достаточно короткие сроки найти нужную информацию, что вырабатывает склонность к поиску моментальных ответов в глобальной сети Интернет. В результате теряются навыки работы с большим объемом материала, как следствие, происходит нарушение речи, памяти, внимания, мышления, сообразительности.
-
3. Отсутствие у преподавателя возможности (или ее ограничение) проведения социальновоспитательной работы, в частности пропаганды основных ценностей, проведения профилактических мероприятий по предотвращению противоправных деяний.
-
4. Незнание (или частичное знание) современных возможностей компьютерной техники, системы электронного обучения.
-
5. Отсутствие интернет-соединения (или нестабильная работа каналов связи, сайта вуза), а также устаревшая компьютерная техника, которая не поддерживает современные приложения. В результате документы и презентации не доступны для ознакомления.
-
6. Ухудшение психологического и физического состояния на фоне малоподвижности и нахождения в замкнутом пространстве, а также отсутствие личного общения между педагогом и обучающимся.
Однако следует отметить и положительные моменты онлайн-образования: гибкость в организации учебного процесса, возможность проводить занятия в месте своего нахождения, в короткие сроки получить консультацию квалифицированного специалиста в узкой области знаний, участвовать в различных мероприятиях (конференциях, форумах, симпозиумах, заседаниях кафедры и т. д.).
Нарушение традиционной образовательной деятельности ввиду наступления форс-мажорных обстоятельств акцентирует внимание всего научного сообщества на актуальных аспектах, которые позволят повысить эффективность дистанционного образования в онлайн-формате. В частности, педагоги предлагают вовлекать обучающихся в интерактивную и групповую деятельность, что компенсирует недостаток живого общения между всеми участниками образовательного процесса (De Armas-Rodriguez, Barroso-Osuna, 2020); использовать методы геймификации (Vinichenko et al., 2019), то есть вводить в дистанционный учебный процесс элементы игры, направленные на вовлечение обучающихся и поддержание их мотивации; применять игровой дизайн (Dubreil, 2020), демонстрировать учебные видеоролики и презентации, что позволит обучающимся выработать навыки и умения конструктивного мышления и анализа.
Способами наращивания мотивации обучающихся являются технологии виртуальной реальности (далее – VR). Их положительное значение отражается в самооценке навыков обучающимися, их самоорганизации в период дистанционного обучения. Использование в учебном процессе форумов для обсуждения актуальных вопросов, тренажеров VR (Nguyen, 2019), web-приложений для занятий в реальном времени, интерактивного обучения с помощью обучающей платформы (Gökbulut, 2020) позволяет снизить уровень рутинности в обучении. Внедрение в учебный процесс современных методов обучения дает возможность сформировать у обучающихся практические навыки, что улучшит эффективность образования, получаемого в дистанционном формате. Кроме того, к проведению занятий могут подключиться работодатели, обладающие опытом практической деятельности по направлению/специальности подготовки обучающихся, что, безусловно, только повысит интерес к учебе.
Например, в рамках освоения темы «Тактика осмотра места происшествия» по дисциплине «Криминалистика» обучающимся можно рекомендовать просмотреть учебный видеоролик осмотра места происшествия. После теоретического разбора можно предложить обучающимся решить кейс-задачу, применяя методы интерактивной деятельности. Использование данного метода позволит научиться критически мыслить, определять проблемы на основе анализа имеющейся информации и принимать соответствующие решения, участвовать в дискуссиях, взаимодействовать друг с другом. На завершающем этапе занятия следует рассмотреть возможности современных технических средств обнаружения, фиксации и изъятия значимых для криминалиста объектов и следов, а также проанализировать наиболее типичные ошибки, которые совершают следователи в ходе производства данного следственного действия.
Перспективным методом при изучении учебных дисциплин является применение тренажеров VR. Используют подобные тренажеры с помощью входящих в комплект мультимедийных операционных сред, которые в реальном времени создают иллюзию непосредственного участия. Тренажеры VR активно применяют при подготовке будущих пилотов и военнослужащих, так как с их помощью могут быть спроектированы различные виды ситуаций во время полета или боевых действий. Использование данного метода в ходе освоения дисциплины «Криминалистика» будет направлено на профессиональную подготовку следователей, при этом обучающийся научится анализировать смоделированную ситуацию, а также получит практические навыки обнаружения, фиксации и изъятия криминалистически значимой информации. Технология VR позволит обучающемуся погрузиться в виртуальное пространство производства следственного действия, ощутить себя его непосредственным руководителем.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что ограничения, связанные с пандемией COVID-19, закончатся, а дистанционное обучение в онлайн-формате останется актуальным способом получения образования. Возможности сети Интернет являются востребованным инструментом при предоставлении данной услуги, что предполагает освоение «новой культуры» обучения с использованием современных технологий (Durnali et al., 2019), последовательного и систематического профессионального развития преподавателей. В настоящее время разработано множество платформ для онлайн-обучения и получения соответствующих удостоверяющих сертификатов. Так, в 2016 г. создан проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Фе-дерации»1. Основной целью данного проекта является предоставление свободного доступа к он-лайн-курсам всем категориям граждан и образовательных организаций. Использование онлайн-курсов позволит учиться у лучших преподавателей ведущих вузов, что обеспечит качественное образование независимо от географических либо социокультурных ограничений, которые могут испытывать обучающиеся.
Список литературы Цифровая трансформация образования: вызовы высшей школе в период пандемии COVID-19
- De Armas-Rodriguez N., Barroso-Osuna J. Questionnaire to Diagnose Interactivity in Distance Education from the Students' Perception // LUZ. 2020. Vol. 19, no. 2. P. 3-16.
- Dubreil S. Using Games for Language Learning in the Age of Social Distancing // Foreign Language Annals. 2020. Vol. 53, no. 2. P. 250-259.
- Durnali M., Orakci §., Aktan O. The Smart Learning Potential of Turkey's Education System in the Context of FATIH Project // Cases on Smart Learning Environments. Hershey, PA, 2019. P. 227-243.
- Gokbulut B. Distance Education Students' Opinions on Distance Education // Durnali М., Limon I. (eds) Enriching Teaching and Learning Environments with Contemporary Technologies. Hershey, PA, 2020. Р. 138-152.
- Hall P. Distance Education and Electronic Networking // Information Technology for Development. 1996. Vol. 7, no. 2. P. 75-89.
- Kentnor H. Distance Education and the Evolution of Online Learning in the United States // Curriculum and Teaching Dialogue. 2015. Vol. 17, no. 1-2. P. 21-34.
- Kirp D.L. Shakespeare, Einstein, and the Bottom Line: The Marketing of Higher Education. Cambridge, Mass., 2003. 328 p.
- Nguyen Th.-L. Enhancing Students' Learning Motivation for Better Academic Performance: An Empirical Case in Dong Nai Province, Vietnam // Advanced and Applied Sciences. 2019. Vol. 6, no. 3. P. 17-22.
- Vinichenko M.V., Taridi K. R., Karacsony P., Li N. P., Narrainen G. S., diulanova O.L. The Feasibility and Expediency of Gamification activities in Higher Education // International Journal of Education and Practice. 2019. Vol. 7, no. 4. Р. 459-468.
- Yuan L., Powell S. MOOCs and Disruptive Innovation: Implications for Higher Education // E-Learning Papers. 2013. Vol. 33, no. 2. P. 1-7.