Цифровое образование, этика данных и будущее гражданского общества

Автор: Шляпников В.В.

Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana

Рубрика: Педагогический опыт

Статья в выпуске: 1 (70), 2024 года.

Бесплатный доступ

Цифровая трансформация оказывает значительное влияние на сферу образования. В статье утверждается, что цифровое образование не должно сводиться к техническим инновациям в образовательных учреждениях (например, использованию планшетов и смарт-досок) или к индивидуальной технической цифровой грамотности. Скорее, цифровое образование следует понимать как способность к цифровому самоконтролю. Дополняет определенные технические навыки целостное изучение идентичности (основанное на вопросе: кто я в цифровом мире?) и цифровая компетентность. Помимо этого индивидуального измерения, цифровое образование также должно способствовать развитию гражданского общества и формированию осознанного подхода к вопросам этики данных.

Еще

Гражданское общество, цифровая трансформация, цифровое образование, этика данных

Короткий адрес: https://sciup.org/140304459

IDR: 140304459   |   DOI: 10.53115/19975996_2024_01_125_128

Текст научной статьи Цифровое образование, этика данных и будущее гражданского общества

Важность цифровой трансформации в сфере образования изначально в значительной степени недооценивалась. Поскольку никто не мог точно представить, как это повлияет на повседневную жизнь, с педагогической точки зрения это казалось актуальным лишь немногим. В какой-то момент преобладал своего рода катастрофический дискурс, который разделился на две части: одни были обеспокоены отсутствием цифровой инфраструктуры в учебных заведениях, другие опасались связанного с цифровизацией снижения общего уровня образования и даже развития «цифровой деменции» [9]. С появлением ChatGPT и других приложений на базе искусственного интеллекта поднялась новая волна оптимистических и пессимистических ожиданий [1]. Будет ли это связано с облегчением повседневной жизни или с серьезной потерей контроля, в настоящее время остается открытым вопросом. В любом случае, очевидно, что это широкий социальный процесс обучения и поиска, который вновь поднял такие вопросы, как автономия личности, роль государства и влияние цифровых транснациональных компаний.

Цифровая трансформация в образовании

На первом этапе базовая доступность цифровых технологий в образовании была открытым и спорным вопросом. Однако сегодня это уже не самый актуальный вопрос, когда речь заходит о цифровом образовании, потому что цифровые технологии настолько глубоко проникли в повседневную жизнь почти всех людей, что стали «второй кожей», которая теперь кажется нам совершенно естественной [10]. Точно так же, как мы привыкли носить одежду, изготовленную с применением высоких технологий, мы привыкли к сочетанию цифрового и реального миров.

Однако цифровое образование не может ограничиваться технической цифровой грамотностью. Уже давно минимальный уровень цифровой компетентности стал социальной необходимостью, в противном случае человек может не иметь доступа к определенным услугам или испытывать трудности с выполнением своих гражданских обязанностей. В профессиональном мире цифровые процессы уже давно стали общепринятой частью повседневной жизни практически во всех сферах деятельности.

Общество

Общество. Среда. Развитие № 1’2024

Следовательно, цифровое образование включает в себя минимум функциональных аспектов, таких как способность использовать цифровые устройства и программы. При этом в последние годы пользовательские интерфейсы становятся всё более «интуитивно понятными», т.е. более адаптированными к когнитивным привычкам человека, что снижает «технический» барьер на пути к цифровому миру. Это особенно верно в отношении социальных сетей, т.е. программ социального обмена, сопровождающих повседневную жизнь, в которых нетрудно создать профиль и общаться с другими людьми.

Создание учетной записи в социальных сетях не входит в учебные программы. Тот минимальный уровень технической цифровой грамотности, которого требует наша повседневная жизнь, похоже, уже давно оказался в сфере неформального обучения. Очевидно, что сегодня образовательные проблемы в цифровом пространстве заключаются не столько в техническом доступе, сколько в личном контроле.

Поэтому цифровое образование всё больше понимается как способность к цифровому самоконтролю. Однако эту цель легче сформулировать, чем реализовать, потому что она включает в себя определенные навыки личностного развития, а также конкретные цифровые навыки. Ведь сначала важно понять, как устроен цифровой мир, чтобы грамотно ориентироваться в нем. Цифровой мир имеет как преимущества, так и недостатки по сравнению с физическим миром: мы получаем возможность обмениваться информацией в режиме реального времени, но в определенной степени теряем непосредственность, многослойную контекстуальность и многогранную сенсорику физического мира.

Однако феноменология цифрового мира включает в себя и другие существенные аспекты социальной и технической реальности, потому что техническое взаимодействие в цифровом мире является также социальным и политическим взаимодействием. В результате каждое цифровое взаимодействие по своей сути оказывается в пространстве власти и бессилия, открытых и скрытых интересов, истины и множества форм неправды. Поэтому взаимодействие с цифровым миром никогда не является индивидуальным, но всегда и постоянно является коллективным, политическим и социальным процессом. Следовательно, в условиях постоянно растущего распространения фейковых новостей и дипфейков (т. е. создания визуальных искажений, которые могут показаться невероятно реальными) [4], не только индивидуальный подход к цифровым предложениям, но и осознание социальных и политических последствий цифровой трансформации должны формировать образовательные процессы.

Самоконтроль в целом, а также цифровой самоконтроль требуют подходящих процессов для обучения. Эта форма самоконтроля по-прежнему отличает людей от всех известных форм искусственного интеллекта просто потому, что мы, люди, способны справляться с противоречиями и потому, что, выражая нашу свободу, мы также можем переопределить наши собственные цели в середине процесса. Эта неотъемлемая свобода личности является частью человеческого существа, несмотря на все социальные и технические ограничения, поэтому цифровое образование как способность к цифровому самоопределению всегда является воспитанием личной свободы.

В образовательном пространстве также следует учитывать социальную и эмоциональную стороны цифрового образования. Сегодня мы различаем синхронное и асинхронное обучение, например, с использованием обучающих видеороликов или учебных материалов, которые можно скачать. Интересна возможность расширения участия даже для людей с ограниченными возможностями или трудностями в обучении. Это связано, в том числе, с тем, что учебный материал можно повторять сколь угодно часто и обрабатывать его с той скоростью, которая подходит конкретному человеку. Эта форма «педагогической индивидуализации», несомненно, является результатом цифровизации образовательного ландшафта.

В различных дискуссиях редко учитывается, насколько глобальными стали темы цифрового образования. Мы живем в эпоху глобальной цифровой коммуникации. Это означает возможность установить прямую личную и институциональную связь с другими людьми в любой точке мира посредством изображений и текстов, посредством языкового или визуального обмена в режиме реального времени. Таким образом, глобализация информации и коммуникаций является частью мирового развития, в том числе в сфере образования. Учебные заведения в настоящее время сотрудничают и конкурируют по всему миру. Образование – одна из главных тем визуального предложения в Интернете: от массовых открытых онлайн-курсов до простых обучающих видеороликов на YouTube, от структурированных до случайных форм электронного обучения и многого другого.

Цифровое образование и этика данных

Когда дело доходит до критических заявлений в отношении цифровых технологий, часто упускают из виду, что цифровой мир также высвобождает эмоции. Даже в цифровом мире мы остаемся людьми со своими специфическими эмоциональными, социальными, коммуникативными и когнитивными потребностями, поэтому решающее значение имеет поиск «личного баланса» между цифровым и реальным миром.

Это приводит нас к проблеме целостного личностного образования и развития. В частности, ошеломляющее разнообразие цифровых предложений требует от нас сознательного выбора действий, которые мы хотим осуществлять в цифровом формате. Мы можем учиться в цифровом формате, искать развлечения в фильмах и музыке, собирать информацию, а также совершать покупки, продвигать продукты, идеи и организации, вести политическую пропаганду и многое другое.

Новым является необходимость осознанного подхода к вопросам этики данных [5]. Тема этики данных также относится к сфере интенсивного поиска и обучения, особенно с учетом быстро развивающихся приложений искусственного интеллекта. Речь идет не только об индивидуальной цифровой этике, т. е. о поведении отдельных людей в цифровом пространстве. Скорее, речь идет также о цифровой социальной этике, т. е. ответственности организаций, в частности компаний. Именно здесь может проявить себя цель «цифровой ответственности» [2] и «цифровой справедливости» [3], потому что когда компания или организация действует таким образом, что окружающие приписывают ей понятия «ответственность» и «справедливость», это постепенно приводит к реализации «гуманистического императива» в цифровом мире.

Этика данных имеет и политические последствия, связанные с разработкой законодательства, касающегося цифровой трансформации. Представляется, что и в обязанности учебных заведений также входит решение вопросов этики данных: от информационного самоопределения до защиты от фейковых новостей и разжигания ненависти, от простой защиты данных до новых требований, касающихся искусственного интеллекта.

Поскольку этика данных становится всё более важной, образовательная миссия учебных заведений заключается в том, чтобы уделять особое внимание формированию ценностей в цифровом пространстве, например, ценности правдивости. Перед лицом фейковых новостей, киберзапугивания и многих других сомнительных форм борьбы с правдой, очевидно, что цифровой мир сталкивается с теми же проблемами, что и реальный мир. Мы не всегда знаем, что является правдой, а что – преувеличением или даже откровенной ложью и клеветой. Кроме того, цифровой мир имеет публичный характер, с которым нам сначала нужно научиться иметь дело. Фотография человека годами остается в Интернете, даже после того, как рассматриваемый момент уже давно прошел. Научиться справляться с этим – это индивидуальная, а также и социальная задача обучения. Аналогичным образом, с учетом более широких этических ценностей, можно задать вопросы об изображении насилия, справедливом обращении с меньшинствами, гендерном равенстве.

Чтобы обеспечить этическое сопровождение навигации в цифровом пространстве, необходимо разрабатывать «этический компас в цифровом мире», который мог бы быть основан на двух ключевых вопросах: «Кто я в цифровом мире?», «Как мне действовать в цифровом мире?» Подход этого этического компаса не обязательно должен иметь индивидуально-этический характер, но может предлагать возможность для рефлексивного взаимодействия с требованиями современного цифрового образования и быть открытым для расширения в рамках социальной этики и цифровой политики.

Цифровая трансформация в образовании и будущее гражданского общества

Всё чаще звучит фраза: «То, чего нет в интернете, отсутствует и в мире». Сужение взгляда на реальность, созданную и отображенную в цифровом виде, не учитывает тот факт, что мир и жизнь существуют и за пределами цифрового пространства. И это цифровое пространство всегда является выражением культурной, экономической и политической власти. Любой, кто сегодня активно занимается наукой, тщательно подумает, стоит ли вообще публиковаться на русском языке, поскольку в результате такие публикации не будут восприняты в научном мире, где доминирует английский язык. Любой, кто экономически неспособен рекламировать свои продукты и услуги в цифровом формате, останется позади. Наконец, следует отметить «пузырь политических фильтров», который привел к расцвету государственного контроля над онлайн-контентом в некоторых странах.

Образование никогда не происходит в вакууме и вне социокультурного контекста. В связи с этим цифровая трансформа-

Общество

ция в образовании должна соответствовать конкретным требованиям, возникающим в результате быстрого технологического развития цифрового мира.

Цифровая трансформация ставит новые вопросы, и в то же время ведет в пространство ранее невообразимой цифровой сложности. Мы уже сегодня можем видеть различные социальные формы цифровой трансформации. Например, в США преобладает коммерческая модель цифровизации, что привело к появлению такого феномена как «надзорный капитализм» [11]. В Европе речь идет, прежде всего, о приоритете отдельного человека, т.е. о принципе личного цифрового суверенитета. Поэтому ЕС активнее других действует в направлении защиты прав отдельных лиц, начиная с Общего регламента защиты персональных данных [8] и заканчивая регулированием искусственного интеллекта [7].

В Китае с помощью цифровых технологий осуществляется детальный контроль граждан со стороны государства, что приводит к «социальному рейтингу» – начислению баллов за социальное поведение [6]. Каждый гражданин получает первоначальный балл, который снижается по мере «социальных ошибок». Это может включать незаконную парковку и просрочку налоговых платежей, а также критику правительства. Если оценка падает ниже определенного порога, следует относительно жесткое вмешательство. Такому человеку может быть отказано, например, в билетах на самолет или поездках на поезде, и у него могут возникнуть трудности с поиском жилья или работы.

Во всех этих моделях цифровой трансформации, как, собственно, и в российской модели, идет интенсивный поиск путей обеспечения разумного баланса интересов личности, компаний, общества, государства.

Заключение

Таким образом, цифровое образование следует понимать как способность к цифровому самоконтролю, что включает в себя цифровую компетентность и целостное изучение идентичности в контексте цифровой трансформации. При правильном понимании цифровое образование может способствовать не только индивидуальному самоконтролю человека, но и переосмыслению представления о человеке, обществе и мире в целом. Люди не только могут и должны сами определять свои цели, но они также должны быть уверены в том, что смогут реализовать и в своей собственной жизни и в жизни общества наилучшие возможные формы свободы. Люди не выступают только в роли цифровых пользователей. Люди – это не машины. У людей есть своя история и свой жизненный путь, у них есть уверенность в себе и способность не только ошибаться, но и учиться на ошибках.

Кроме того, именно цифровая трансформация в сфере образования и в других сферах может способствовать формированию осознанного подхода к вопросам этики данных и развитию гражданского общества, в том числе и в мировом масштабе, поскольку мы можем эффективно преодолевать пространство и время, используя цифровые формы коммуникации.

Общество. Среда. Развитие № 1’2024

Список литературы Цифровое образование, этика данных и будущее гражданского общества

  • Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. Т. 32. – 2023, № 4. – С. 9–22.
  • Измайлова М.А. Цифровая трансформация и социальная ответственность: прагматизм или поиск баланса // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). Т. 13. – 2022, № 4. – С. 575–591.
  • Карчагин Е.В. Справедливость в информационной области: этический аспект Big Data // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. – 2016, № 1. – С. 50–58.
  • Фалалеев М.А., Ситдикова Н.А., Нечай Е.Е. Дипфейк как феномен политической коммуникации // Вестник Забайкальского государственного университета. Т. 27. – 2021, № 6. – С. 101–106.
  • Шляпников В.В. Некоторые проблемы этики данных и этики социальных сетей // Вестник Санкт-Петербургского университета. Философия и конфликтология. Т. 39. – 2023, № 3. – С. 504–513.
  • Creemers R. China’s Social Credit System: An Evolving Practice of Control. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://ssrn.com/abstract=3175792
  • Ethics Guidelines for Trustworthy AI. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://digital-strategy.ec.europa.eu/en/library/ethics-guidelines-trustworthy-ai
  • General Data Protection Regulation. – Интернет-ресурс. Режим доступа: https://gdpr-info.eu/
  • Manwell L., Tadros M., Ciccarelli T., Eikelboom R. Digital Dementia in the Internet Generation: Excessive Screen Time During Brain Development Will Increase the Risk of Alzheimer’s Disease and Related Dementias in Adulthood // Journal of Integrative Neuroscience. – 2022. – Vol. 21, iss. 1. – P. 28.
  • Shibuya K. Digital Transformation of Identity in the Age of Artificial Intelligence. – Singapore: Springer Nature, 2020. – 286 p.
  • Zuboff S. The Age of Surveillance Capitalism: The Fight for a Human Future at the New Frontier of Power. – New York: Public Affairs, 2019. – 704 p.
Еще
Статья научная