Цивилизационная парадигма и платформа университетского образования как фактор преодоления мирового кризиса
Автор: Анисимов Олег Сергеевич
Журнал: Вестник Международной академии наук (Русская секция) @vestnik-rsias
Рубрика: Гуманитарные науки, проблемы образования
Статья в выпуске: 1, 2025 года.
Бесплатный доступ
Обсуждаются проблемы и путь качественного развития университетского образования, опираясь на критериальную базу культуры, духовности, высшей мыслительной деятельности. Обосновывается необходимость учета специфического опыта отечественной методологии, на основании чего предлагается «эскиз» образа университета будущего.
Аналитика, мышление, критерии, рефлексия, идея, идеал, культура, логика, мирокартина
Короткий адрес: https://sciup.org/143184541
IDR: 143184541
Текст научной статьи Цивилизационная парадигма и платформа университетского образования как фактор преодоления мирового кризиса
Динамика мирового кризиса сопровождается аналитическими комментариями, реконструкциями прошлого, характеристиками настоящего, прогнозами будущего, созданием образов будущего, соотнесением мнений, выработкой версий интегральных картин и разработкой проблемных ландшафтов. При этом вовлеченной оказывается основная масса профессионально подготовленных экспертов и лидеров научной мысли. Предпринимаются большие усилия в подготовке аналитических, научных кадров, многие университеты обладают повышенными притязаниями на достижение содержательных результатов, а некоторые направлены на обладание приоритетом мнения «лидера». Имеющиеся ситуационные центры и «фабрики мысли», оснащаясь все более высоким арсеналом информационно-технических средств, применяют самые современные формы математического и логического моделирования.
Все это составляет момент очевидности общего состояния аналитического «сервиса» планеты. Разрабатываются теории, создаются модели, образцы раскрытия материла событий, учитываются разработки предшественников и т. д. Однако менее масштабно рассматривается то, что составляет внутренний механизм аналитической работы, не только свойственное «индустрии» интеллектуальной работы, насыщенности отчужденными средствами, но и неотчужденности субъективного фактора, творческого самопроявления, источника инновационности и нестандартности поисковой мысли, прихода к глубинным прозрениям [2].
Подготовка профессиональных аналитических кадров: вызовы и пути решения
В любом виде деятельности его качество тесно связано с наличием у решающего поставленную задачу субъекта профессиональных способностей, то есть тех субъективных качеств, которые предопределяют успешность и неслучайность в получении требуемых результатов, в достижении целей, выполнении нормативных требований. Интенсивное совершенствование аналитической деятельности и быстрый рост масштабов аналитических усилий, их насыщение интеллектуально значимыми средствами, информационной инженерией и т. п. повлияло на рост сложности интеллектуального труда и общей ответственности за его результаты.
В то же время, всевозможные затруднения указанного характера вызывают потребность в их раскрытии, опознавании причин, создании технологий и моделей иного уровня надежности. Это отражается и на изменении отношения к подготовке кадров аналитики. Меняется и характер заимствования технологий, моделей, понятийных средств из опыта науки, способов научного обеспечения созидания знаний. Однако аналитическая позиция более близка к проблемным ситуациям в сложной практике, более непосредственно реагирует на потребности лиц, принимающих решения.
Если обратиться к вопросам качества решения аналитических проблем и задач, то рассмотрение качества ведет к необходимости раскрытия самого механизма мышления в рефлексивной позиции. Именно это присуще специфическим разработкам в методологии, которые, как правило, отождествляются с рядом процедур в научных исследованиях, тогда как опыт современной методологии, возникшей в СССР в начале 50-х гг. ХХ в., показавший сущностные черты именно в аналитическом пространстве, остаются почти неизвестными в широких кругах участников аналитического процесса.
С другой стороны, оценивая динамику цивилизационного процесса, роли науки в нем, динамику качества научных и иных разработок в стране, подготовки научных и управленческих кадров Н. Н. Моисеев, выдающийся ученый и мыслитель, отмечал ослабление роли научных школ в брежневский и затем постперестроечный период, а такие школы являются национальным достоянием страны, их сохранение и развитие — основная задача государства и народа [13]. В послевоенные годы проблемы образования занимали почетное место в стратегии государства. Сейчас, отмечал Н. Н. Моисеев, пришло время спасать высшую школу. Интеллектуальный потенциал сокращается. Надо выделить университеты с наиболее квалифицированными преподавателями, присвоить статус, отбирать лучших абитуриентов, как это было на физтехе. Следует организовать условия, чтобы избегать перекачки интеллекта из нашей страны. Необходимо разработать общую стратегию развития государства и опираться на порыв народа, устремиться к прорыву в будущее. Академик Н. Н. Моисеев призывал к объединению всех творческих сил планеты для преодоления мирового цивилизационного кризиса [14].
Являясь участником методологических разработок с начала 70-х гг. прошлого века, мы опирались сначала на интересы научного познания, особенно в позиции теоретика, а затем, осознав новизну мыслительных технологий и особого соотнесения с полемической практикой, ее самыми обостренными формами, осуществили профессиональное самоопределение. Это оформилось и благодаря работе Академии госслужбы России при Президенте РФ с 1994 г. на кафедре акмеологии и психологии профессиональной деятельности, на которой в 1994 г. была защищена докторская диссертация, посвященная высшим уровням профессионализма педагогов высшей школы, внесению в качестве основных факторов мастерства и успешности культуры мышления, результатов методологических разработок.
На кафедре было защищено большое количество кандидатских и докторских диссертаций, посвященных проблемам повышения уровня управленческого профес- сионализма, созданию теории, моделей роста качества и уровня разработки и реализации решений. Различались «низкие», «средние», «высокие» уровни профессиональных управленческих компетенций, разрабатывались соответствующие атрибуты, критерии оценки по уровням, рекомендации. Однако членение уровней на базе таких формализмов приносит ограниченную научную и практическую пользу, также и учебно-педагогическую пользу. Издавна было известно, что критерии лучше находить, опираясь на культуру мышления, мотивации, самоорганизации, а культура раскрывается на базе не столько научных методов, сколько философских, подлинно логических и онтологических уровней содержательности.
В то же время, именно этот слой критериев привлекался менее всего и на поверхностном уровне. Сами термины из парадигматики культуры не совмещались с содержанием соответствующих понятий и категорий на фоне незначительного знакомства с подлинными результатами великих предшественников, интерес к которым был прежде всего «ритуальным».
Метод Гегеля и оригинальные техники «разумной» методологии
Более серьезное использование творческих прозрений прошлого при устремленности к продолжению подобных форм поисков наблюдалось в узких кругах приверженцев классической мысли и современной методологии. Но даже там приоритет был за традиционно «понятными» авторами, а не за теми, кто выражал самые глубокие прозрения в сути явлений.
Придя к осознанию еще в конце 60-х гг. к выводу о необходимости полноценного использования результатов Гегеля, раскрытия особенностей метода мышления, механизма мышления, опираясь именно на потенциал «разума» [10], осознавая всю трудоемкость постижения взглядов великого предшественника, нам удалось понять основы метода Гегеля и, обладая опытом применения своего специального метода работы с текстами, в конце 70-х гг. оформить его семиотически, разработав базисные схемы, «схематические изображения» в качестве средств мышления о мышлении. В 1978 г. нами была создана «фракция» разумной методологии. Эта версия была проверена и в обучении управленцев на кафедре методологии в конце 80-х гг., до развала СССР, а затем и в иных образовательных методологических проектах [4].
Вектор трансформации университетского образования в подготовке аналитиков-методологов
Усиливая понятийный и технологический потенциал методологической парадигмы, применяя его с 1999 г. для моделирования стратегического мышления, в 2006 г. нами было разработано понятие «цивилизация», затем в 2017 г. парадигма цивилизационного подхода, опираясь на потенциал метода Гегеля, используя в моделировании принятия цивилизационных решений [6, 7, 9].
В 2022 г. мы использовали дискуссию между Римским клубом и МГУ (под руководством В. В. Садовничева) для соответствующей оценки преимуществ позиции России в отношении будущего мирового сообщества [11]. Но рассудочный подход к мышлению хотя и привел лидеров российской группы, например, С. Ю. Малкова, к достаточно очевидной версии проекта на базе ключевого понятия «Организм», «Мир-организм», с опорой на математическое моделирование, но сущностное раскрытие базисных утверждений не было достигнуто. Не опознавалась ограниченная полезность методов, опирающихся на математику, что было подчеркнуто и Гегелем. Сказывалась общая недостаточность потенциала современной гуманитарной науки, незнание воззрений Гегеля, которые я считаю достаточными для раскрытия сущности цивилизации как организмического объекта [5, 8]. В основу разработок нами было использование методов «онтологического моделирования», в том числе и при анализе перехода цивилизационных отношений от конфронтационного состояния к гармонизированным.