Деятельность человека и основные особенности природной среды Юго-Восточной Прибалтики в голоцене
Автор: Дружинина О.А.
Журнал: Общество. Среда. Развитие (Terra Humana) @terra-humana
Рубрика: Глобальный экологический кризис: мифы и реальность
Статья в выпуске: 4 (73), 2024 года.
Бесплатный доступ
На основе археологических и палеоэкологических данных юго-восточной Прибалтики (Калининградская область) описаны основные виды деятельности человека на фоне изменений природной среды в голоцене. Установлено, что в течение мезолита климатические параметры менялись от близких к позднеледниковью к условиям климатического оптимума голоцена, когда температура была на несколько градусов выше современной. Мезолитические стратегии жизнеобеспечения основывались на рыболовстве и охоте, наряду с активным освоением лесных растительных ресурсов. Первая часть неолита соответствовала климатическому оптимуму, затем, после 5500 кал.л.н., климат изменился в сторону похолодания и смещения сезонного выпадения осадков: лето стало более влажным, а зима менее снежной. Фиксируются первые признаки производящего хозяйства: в стратегии жизнеобеспечения неолитического населения разведение скота и земледелие начало играть возрастающую роль, приобретя еще большее значение в бронзовом веке - периоде с относительной температурной стабильностью, но значительными колебаниями количества осадков. В интервале 3500-3100 кал.л.н. происходит становление древней металлургии. С началом железного века, 2800 кал.л.н., интенсивность антропогенной деятельности (земледелия, скотоводства и металлургии) в юго-восточной Прибалтике возрастает, с некоторым снижением в период Великого переселения народов, V-VI вв.н.э., и во время завоевания данной территории Тевтонским орденом в XIII-XIV вв.н.э. Согласно проведенным реконструкциям, начиная с железного века, температура и осадки близки современным значениям. Выделяются несколько более «влажных» эпизодов, совпадающих с началом Римского времени, периодом Великого переселения народов и малым ледниковым периодом в эпоху Средневековья.
Антропогенная деятельность, бронзовый век, железный век, мезолит, неолит, палеоклимат, юго-восточная прибалтика
Короткий адрес: https://sciup.org/140308201
IDR: 140308201 | DOI: 10.53115/19975996_2024_04_113_116
Текст научной статьи Деятельность человека и основные особенности природной среды Юго-Восточной Прибалтики в голоцене
Корреляция археологических данных и палеоэкологических архивов предоставляет уникальную возможность наблюдать за сложными взаимодействиями между природными и антропогенными системами в различных климатических режимах и в разных пространственно-временных масштабах [2]. В последние десятилетия на стыке палеоклиматологии и гуманитарных наук, главным образом археологии, сформировалось отдельное направление исследований, посвященное роли основных климатических колебаний в развитии человеческой цивилизации [2; 9]. Так, на-
* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-17-00113, project/22-17-00113.
Среда обитания
Общество. Среда. Развитие № 4’2024
пример, изучается влияние резких климатических изменений на расцвет и упадок древних цивилизаций Ближнего Востока и Средиземноморья в среднем и позднем голоцене [3]; предприняты попытки выявить связь отдельных климатических событий с определенными аспектами развития общества, например, технологии производства кремневых орудий и похолодание 8,2 тыс. лет назад [8]. С развитием направления стали очевидны и основные методические проблемы: прежде всего, это острая нехватка данных на региональном и локальном уровнях, а также отсутствие детальной корреляции данных из разных отраслей науки – археологии, палеоклиматологии, палеогеографии и т.д. [9]. На сегодняшний день отсутствуют региональные обобщающие междисциплинарные исследования с достаточным объемом и разрешением палеоэкологической информации, которые позволили бы однозначно показать влияние палеокли-матических колебаний на культурноэкономическое развитие общества на всех этапах его эволюции в голоцене, особенно, когда речь идет о лесной зоне Евразии и отдельных ее регионах.
В данной статье представлены обобщенные результаты исследования проблемы влияния природных условий на древнюю антропогенную деятельность и развитие общества, проведенного в 2022–2024 гг. на основе имеющихся к настоящему моменту палеоэкологических и археологических данных по юго-восточной Прибалтике. Природная среда этого региона находилась в стадии активного формирования в период последнего оледенения и в голоцене, и ее динамика последовательно отражается в палеоархивах: озерных, болотных, лагунных отложениях [1]. История развития общества на этой территории, расположенной на пересечении нескольких культурных регионов, отражает многие общие исторические процессы, происходившие на обширных пространствах Восточной Европы. В то же время, наличие уникальных запасов янтаря, известных еще с мезолита, сделало юго-восточную Прибалтику региональным центром обмена, торговли и притяжения различных культурных традиций, в том числе, связанных с древними технологиями, обусловливая локальную специфику культурно-экономического развития. Совокупность всех перечисленных факторов определяет особый интерес к изучению проблемы взаимодействия природы и общества в этой части Европы в голоцене.
Материалы и методы
Территория исследования. Территория юго-восточной Прибалтики (Калининградская область) расположена на западе Русской (Восточно-Европейской) равнины. Современный рельеф сформировался в результате непосредственной деятельности ледников последнего Валдайского оледенения, а также лимно- и флювиогляциальных процессов. Территория представлена чередованием обширных равнин и низменностей с несколькими холмисто-грядовыми возвышенностями. Климат региона является переходным от морского климата Западной Европы к умеренно-континентальному климату Восточной Европы. Холодный период года длится от 90 до 105 дней со средней температурой января от –3˚C на побережье до –6,5˚C на востоке. Самый теплый месяц – июль со среднемесячной температурой от +16,5˚C до +18˚C. Влажность воздуха высокая: от 70% летом до 80–90% зимой. Годовое количество осадков составляет 600–700 мм, их распределение по территории и сезонам неравномерно. Область находится в зоне избыточного увлажнения. Вся территория юго-восточной части Балтийского региона относится к лесной зоне, к ландшафтной подзоне смешанных хвойно-лиственных лесов. Структура почвенного покрова основана на смене почв от бурых лесных почв с простым однородным профилем до сложных дерново-подзолистых и дерново-элювиально-глеевых почв [1].
Палеоэкологические и археологические материалы. Данные о динамике растительного покрова и индикаторах антропогенной деятельности, использованные в проведенном исследовании, получены в ходе палинологического изучения озер Камышовое и Чистое и торфяников Цедмар, Утиное Болото, Великое, Целау и Козье, имеющих надежную геохронологическую основу [4–6]. Изучение донных осадков оз. Камышовое включало также геохимический анализ с фокусом на индикаторы почвенной эрозии и древней металлургической деятельности [7]. Палинологические данные этого объекта использовались для палеоклиматических реконструкций методом современных аналогов [4].
Археологические материалы, положенные в основу исследования, получены в ходе разведок и раскопок мезолитических стоянок на оз. Виштынецкое; Цедмарского археологического комплекса и стоянки Утиное Болото; группы стоянок Прибрежное и Уша-ково; городищ Грачевка, Русское и Сальское [4–6]. Археологические работы на большинстве из них дополнялись зооархеологиче-скими и макроботаническими исследовани- ями; орудия, обнаруженные на памятниках Цедмар и Виштынецкое, изучались методом трассологического анализа [4, 5].
Результаты и обсуждение
Полученные на данный момент параметры климатических изменений и данные об эволюции растительного покрова, сопоставленные с археологическими материалами, а также палеоэкологической информацией о геохимических и палеоботанических антропогенных индикаторах, позволили получить первое представление об основных этапах древней антропогенной деятельности на фоне динамики природной среды юго-восточной Прибалтики в голоцене.
Мезолит, 11700 – 6500 кал.л.н. Стратегии жизнеобеспечения основаны на рыболовстве и охоте, а также на активном освоении лесных растительных ресурсов в качестве топлива и для таких повседневных занятий, как изготовление утвари, тканей, плетение корзин и т.д. Климатические условия в этот период менялись от близких к позднеледниковью (t июля +12 °C; t января –13 °C) через интервал более теплого и влажного климата (после ~10000 кал.л.н.) с параметрами, близкими к современным (t июля +16 °C; t января –2 °C), к условиям климатического оптимума (после ~9000 кал.л.н.) с температурными значениями выше современных (t июля +19 °C; t января +1 °C). Березово-сосновые леса доминируют в первой половине периода; после ~10000 кал.л.н. возрастает доля широколиственных пород. Характерен густой лесной покров, но зафиксировано наличие локальных открытых пространств, как признак эксплуатации лесных ресурсов.
Неолит, 6500 – 4000 кал.л.н. Основные занятия – рыболовство, охота, использование растительных ресурсов; в то же время, в стратегии жизнеобеспечения неолитического населения разведение скота и земледелие начинают играть возрастающую роль. Первая часть неолита соответствует климатическому оптимуму; примерно с 5500 кал.л.н. климат меняется в сторону похолодания и смещения сезонного выпадения осадков: лето становится более влажным, а зима менее снежной. Средняя летняя температура снижается с +19 до +14…16 °C. Понижение зимней температуры еще более выражено: с +1 до –5…-7 °C. Переход от неолита к бронзовому веку (4100–4000 кал.л.н.) отмечен интервалом с самыми сухими и холодными зимами на общем фоне повышения влажности. В первой половине неолита распространены лиственные леса умеренного пояса, значение сосны и березы сократилось.
Основными элементами стали дуб, вяз, липа и лещина. Состав растительности начинает меняться 6000–5500 кал.л.н. с окончанием климатического оптимума голоцена и выражается в сокращении лиственных лесов и распространении ели. В неолите в целом появляется больше открытых пространств, увеличивается разнообразие трав, возрастает количество растений сухих пастбищ и влажных лугов.
Бронзовый век, 4000 – 2800 кал.л.н. Земледелие, вероятно, становится одним из основных занятий населения. В этот период, в интервале 3500–3100 кал.л.н., получает развитие металлургия как новый вид деятельности. Характерен относительно стабильный температурный режим: около +15 °C летом и –5 °C зимой. Вероятны резкие и существенные изменения количества осадков; заметный рост сезонных значений. Согласно палеоклиматическим реконструкциям, наибольшее количество летних осадков за весь голоцен реконструировано для времени ~3700 кал.л.н. (120 мм в месяц). После 3500 кал.л.н. начинается тренд на снижение влажности. Происходит восстановление сосны в составе лесов при сохранении значительного присутствия ели, липы и ольхи. Значительны вариации палеоботанических данных; продолжается присутствие растений – индикаторов антропогенной деятельности.
Железный век, 2800–1400 кал.л.н.; период Великого переселения народов и средневековье, 1400–400 кал.л.н. С началом железного века и вплоть до конца средневековья интенсивность антропогенной деятельности (земледелия, скотоводства и металлургии) в юго-восточной Прибалтике возрастает; наблюдаются отдельные значимые пики сельскохозяйственной активности 2800–2600 и 2300–2200 кал.л.н. Некоторое снижение антропогенной деятельности приходится на период Великого переселения народов (V–VI вв.н.э.). Во время завоевания территории Тевтонским орденом в XIII–XIV вв.н.э. отмечается неравномерность распределения хозяйственной активности по территории юго-восточной Прибалтики. Для рассматриваемого периода характерна стабильная температурная тенденция со средней летней температурой +16 °C и зимними значениями –6…-7 °C. Более мягкая зима с температурой –4 °C, вероятно, наблюдалась 2500–2000 кал.л.н. (Римский климатический оптимум). Количество осадков также стабильно и близко современному, за исключением более «влажных» эпизодов, совпадающих с началом Римского времени,
Среда обитания
периодом Великого переселения народов и малым ледниковым периодом в эпоху средневековья. Естественная растительность в значительной степени изменена антропогенной деятельностью. Сокращается количество лесов, среди них увеличивается доля вторичных сосновых. Возрастает доля травянистых и кустарничковых сообществ. Наблюдается непрерывное возделывание сельскохозяйственных культур и увеличение разнообразия злаков.
Наряду с полученной картиной эволюции хозяйственной деятельности и природной среды, проведенные систематизация и анализ археологических и палеоэкологических данных выявили необходимость дальнейшего увеличения их массива для возможности детализации результатов. Информация, имеющаяся в настоящий момент, не позволяет с уверенностью ответить на многие важные вопросы, без чего невозможно понимание всей полноты научной проблемы влияния природных условий на древнюю антропогенную деятельность и развитие общества. В ходе будущих исследований предстоит выяснить, как менялись стратегии жизнеобеспечения мезолитического населения в ответ на неоднократные изменения климата, растительности, ландшафтов в период 11700–6500 кал.л.н.? Какой фактор – благоприятность или неблагоприятность климатических условий – вызывает пик антропогенной нагрузки? Климат или обмен культурными традициями: какой фактор и в какие периоды играл первостепенную роль в эволюции хозяйственной деятельности в исследуемом регионе?
Заключение
В течение мезолита климатические условия в юго-восточной Прибалтике менялись от близких к позднеледниковью к условиям климатического оптимума, когда температура была на несколько градусов выше современной, вызывая существенные перестройки природной среды. Имеющиеся археологические и палеоэкологические данные свидетельствуют о том, что стратегии жизнеобеспечения мезолитического населения были основаны на рыболовстве, охоте и активном освоении лесных растительных ресурсов. В то же время ограниченность археологического материала в настоящий момент не позволяет проследить, как менялись стратегии жизнеобеспечения в ответ на меняющиеся кардинальным образом условия среды в мезолите.
Интенсификация антропогенной нагрузки в неолите и бронзовом веке, зарождение производящего хозяйства, распространение земледелия в исследуемом регионе наблюдаются на фоне понижения температур до современных значений и значительного колебания количества осадков, а также разнона-правленности сезонных трендов (лето становится более влажным, зима менее снежной).
Значительный рост и диверсификация антропогенной нагрузки в связи с развитием металлургии и земледелия в железном веке и средневековье соответствуют периоду относительной климатической стабильности.
Общество. Среда. Развитие № 4’2024
Список литературы Деятельность человека и основные особенности природной среды Юго-Восточной Прибалтики в голоцене
- Географический атлас Калининградской области / Гл.ред. В.В. Орленок. - Калининград: Издательство КГУ, ЦНИТ, 2002. - 276 с.
- Burke A., Peros M., Wren C., Pausata F., Riel-Salvatore J., Moine O., de Vernal A., Kageyama M., Boisard S. The archaeology of climate change: The case for cultural diversity // PNAS. - 2021, vol. 118 (30). - P. e2108537118. - Интернет-ресурс. Режим доступа:. DOI: 10.1073/pnas.2108537118 EDN: RSIPTT
- Chiotis, E. Reconstructing the Environment as a Scenery of Human History and Civilization // Climate changes in the Holocene / Ed.: Chiotis, E. Boca Raton. - CRC Press, Taylor & Francis Group, 2018. - P. 3-41.
- Druzhinina O., Gedminiene L., Skhodnov I., Burko A. Anthropogenic activity in prehistory as seen from archaeological and palaeoenvironmental data in the south-eastern Baltic on the background of the Holocene climate // Вестник Санкт-Петербургского университета. Науки о Земле. - 2025, № 1 (в печати).
- Druzhinina O. Prehistoric farming in the south-eastern Baltic (Kaliningrad Region, Russia): new data and state-of-the-art // Documenta Praehistorica. - 2023, vol. L. -. DOI: 10.4312/dp.50.12 EDN: DJBAXA
- Druzhinina O., Kublitskiy Y., Subetto D., Stančikaitė M., Gedminienė L., Vaikutienė G., Lavrova N. Anthropogenic impact on the landscape of the Vishtynets upland (Kaliningrad region, SE Baltic) in prehistory and middle ages: a multi-proxy palaeoenvironmental study // Quaternary International. - 2023, vol. 644-645. - P. 145-159. EDN: HREMJJ
- Druzhinina O., Gedminienė L., van den Berghe K. Metals in lake sediments as indicators of human activities in prehistory: case study of the southeastern Baltic, Kamyshovoe lake // Minerals. - 2022, vol. 12 (10). - P. 1216. EDN: STKIKS
- Morisaki K., Kunikita D., Sato H. Holocene climatic fluctuation and lithic technological change in northeastern Hokkaido (Japan) // Journal of Archaeological Science: Reports. - 2018, Vol. 17. - P. 1018-1024. EDN: YDMKWL
- Novenko E. Climate change and human-environment interaction from Neolithic to historical times //Quaternary International. - 2019, vol. 516. - P. 1-4. EDN: BQENIO