Диакониссы в сиро-яковитской и несторианской церквах

Автор: Постернак Андрей Владимирович

Журнал: Христианское чтение @christian-reading

Рубрика: Исторические науки

Статья в выпуске: 1 (96), 2021 года.

Бесплатный доступ

Служение диаконисс было распространено не только в христианских общинах Кафолической Церкви, но и в Церквах сиро-яковитской и несторианской традиций. О нем известно благодаря разрозненным свидетельствам нехалкидонитских иерархов, канонистов и богословов достаточно позднего времени. Диакониссы в сирийских общинах избирались, по предписанию апостола Павла вдовам (1 Тим 5:3-16), из пожилых дев старше 60 лет, известных воздержной жизнью, именовавшихся «дочерями завета», помогали пресвитерам при совершении крещения взрослых женщин: помазывали их елеем, наставляли в вере, посещали и помазывали маслом больных женщин, могли входить в алтарь, убираться в нем, брать запасные Святые Дары и причащать детей в отсутствие священника, носили диаконский орарь, но не касались престола и потира. Посвящение диаконисс являлось епископским благословением вне алтаря и не являлось рукоположением (хиротесией). С прекращением крещений взрослых женщин диакониссы перестали существовать: это наименование могли носить благочестивые авторитетные монахини. Нехалкидонитская традиция восходит к более ранней жизни неразделенных христианских общин и имела с ней много общего. В Кафолической Церкви служение диаконисс внешне стало сближаться с диаконским, тогда как участие женщин в сирийской церковной службе выразилось лишь в развитии женского монашеского чтения на богослужении и пения текстов, отражавших роль святых жен в жизни Церкви.

Еще

Диакониссы, Сиро-Яковитская и Несторианская Церкви, «дочери завета», не-халкидонитская традиция, служение женщин

Короткий адрес: https://sciup.org/140257028

IDR: 140257028   |   DOI: 10.47132/1814-5574_2021_1_234

Список литературы Диакониссы в сиро-яковитской и несторианской церквах

  • Bar-Hebraeus. Nomokanon. II. 13 // Denziger H. Ritus orientalum coptorum, syrorum et armenorum in administrandis sacramentis. Würzburg: Stahel, 1863. T. 1. P. 23.
  • Bar-Hebraeus. Nomokanon. VII. 7 // Scriptorum veterum nova collectio / Ed. A. Mai. Romae: Typ. Vaticanis, 1838. T. 10. P. 51.
  • Did. — Didascalia // Didascalia et Constitutiones apostolorum / Ed. F. X. Funk. Paderbornae: F. Schoeningh, 1906. Vol. 1. 704 p.; Vol. 2. 208 p.
  • Const. Ap. — Constitutiones Apostolorum // Les Constitutions apostoliques / Éd. par B.M.Metzger. P.: Éditions du Cerf, 1985. Vol.1. 356 p.; 1986. Vol.2. 424 p.; 1987. Vol.3. 360 p. (Sources chrétiennes 320, 329, 336)
  • Ebediesus. Collectio — Ebediesus. Collectio canonum synodicorum. Tractatus VI, can. 1 // Scriptorum veterum nova collectio / Ed. A. Mai. Romae; Typ. Vaticanis, 1838. T. 10. P. 111-112.
  • Euchologion (1647) — Euchologion (Eù^o^oyiov) sive rituale graecorum / Ed. I. Goar. Lutetiae Parisiorum: Simeonem Piget, 1647. P. 262-263.
  • Severus. Epistula 62— The Sixth Book of the Select Letters of Severus, Patriarch of Antioch, in the Syriac Version of Athanasius of Nisibis / Ed. and trans. by E. W. Brooks. London: Williams & Norgate, 1903. Vol. 2. Part 1. P. 194.
  • Testamentum — Testamentum Domini Nostri Jesu Christi / Ed. et lat. redd. Rahmani Ignatius Ephraem II, patriarcha Antiochenus Surorum. Moguntiae: Krichheim, 1899. 231 p.
  • Typicon (1921) — Typicon monasterii Theotoci Bebaias Elpidos. 11; 12; 19 // Deux typica byzantins de l'époque des Paléologues / Éd. H. Delehaye. Bruxelles: Akadémie Royale de Belgique, 1921. P. 18-95.
  • Assemani (1721) — Assemani Bibliotheca orientalis Clementino-Vaticana / Ed. J.-S. Assemani. Roma, 1721. Lib. II. Dissertatio de Monophysitis (sine num. paginarum).
  • Assemani (1778) — Bibliotheca orientalis Clementino-Vaticana / Ed. J.-S. Assemani. Roma, 1778. Lib. III. Pars 2. P. 851.
  • Baumstark (1922) — Baumstark A. Geschichte der syrischen Literatur mit Ausschluß der christlich-palästinensischen Texte. Bonn: Marcus & Weber, 1922. 378 p.
  • Harvey (2005) — Harvey S. Revisiting the Daughters of the Covenant: Women's Choirs and Sacred Song in Ancient Syriac Christianity? // Hugoye:Journal ofSyriac Studies. 2005. Vol. 8. No. 2. P. 125-149.
  • Harvey (2010) — Harvey S. Singing women's stories in Syriac tradition // Internationale kirchliche Zeitschrift: neue Folge der Revue internationale de théologie. 2010. Bd. 100. Heft 3. S. 171-189.
  • Martimort (1982) — Martimort A.-G. Les Diaconesses: Essai historique. Roma: Edizioni liturgiche, 1982. 277 p.
  • Mayer (1938) — Monumenta de viduis, diaconissis virginibusque tractantia / Ed. J. Mayer. Bonnae, 1938 (Florilegium patristicum tam veteris quam medii aevi auctores complectens. Fasc. XLII).
  • Pinius (1868) — Pinius J. Tractatus praeliminaris de ecclesiae diaconissis // Acta Sanctorum Bollandi. Parisiis, Romae, 1868. T. 41 (Septembris. T. 1. § 22).
  • Грацианский (2009) — Грацианский M. В. Иаков Барадей // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. 20. С. 520-525.
  • Зайцев (2010) — ЗайцевД.В. Иоанн бар Курсус // Православная энциклопедия. М., 2010. Т. 23. С. 676-677.
  • Муравьев (2006) — МуравьевА.В. Григорий, Иоанн Абу-ль-Фарадж ибн аль-Ибри // Православная энциклопедия. М., 2006. Т. 12. С. 563-565.
  • Постернак (2015) — Служение женщин в Церкви: Источники / Сост. свящ. А. Постернак. М.: Изд-во ПСТГУ, 2015. 360 с.
  • Постернак (2020) — Постернак А., свящ. Статус вдов в Первом послании апостола Павла к Тимофею (1 Тим 5:3-16) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2020. № 1. (29). С. 13-36. DOI: 10.24411/2224-5391-2020-10101.
Еще
Статья научная