Дидактические принципы в образовании взрослых

Автор: Ханин В.Н.

Журнал: Интеграция образования @edumag-mrsu

Рубрика: Непрерывное образование

Статья в выпуске: 3 (44), 2006 года.

Бесплатный доступ

Цель образования взрослых - развитие целостной функциональности личности - предполагает определенные правила построения учебного процесса, которые автором статьи обозначены как дидактические принципы. Автор также раскрывает психологический механизм двух ловушек, которые подстерегают преподавателя, не придерживающегося данных принципов, - «ловушки гуманизма» и «ловушки подарка».

Короткий адрес: https://sciup.org/147136199

IDR: 147136199

Текст обзорной статьи Дидактические принципы в образовании взрослых

Цель образования взрослых — развитие целостной функциональности личности — предполагает определенные правила построения учебного процесса, которые автором статьи обозначены как дидактические принципы. Автор также раскрывает психологический механизм двух ловушек, которые подстерегают преподавателя, не придерживающегося данных принципов, — «ловушки гуманизма» и «ловушки подарка».

Восстановление и развитие целостной функциональности взрослого человека в процессе обучения могут произойти в том случае, если в качестве условия этого процесса выступает учет психологических факторов, особенностей личности как обучающего, так и обучающегося. Достижение цели обучения в рамках эво-лютивно-функционального подхода предъявляет определенные требования к учебному процессу. Как рационально-логический анализ, так и опыт обучения лидеров в Урало-Сибирском институте бизнеса показывают, что педагогический процесс, строящийся в русле эволютив-но-функционального подхода, должен соответствовать дидактическим принципам, суть которых раскрывается ниже.

Эволютивно-функциональный тип педагогического взаимодействия обучающего и обучаемого. С точки зрения профессиональной переподготовки взрослого человека категории «эволюция» и «функциональность» позволяют определить смысл работы как способ самореализации субъекта (в противовес эгоцентрично-инфантильному представлению о работе как средстве заработка и способе выживания). Эволютивно-функциональный подход основывается на антропологической гуманистической методологии, утверждающей системное использование данных всех наук о человеке, их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. Принцип жизни состоит в самодвижении и развитии, и человек как живое существо включен в эту же закономерность. Каким бы многообразием ни отличались философские, литературные, психологические и культурологические определения смысла жизни человека, все они должны быть подвергнуты верификации посредством категории «эволюция»: жить — значит развиваться. Все живое — растение, животное, человек — развивается в соответствии с собственной идентичностью. Отказ от принципа эволюции в случае человека есть нарушение логики природы, переход к механистической организации. Эволюция — не вопрос выбора для индивида; скорее, это директива, определенная природной идентичностью человеческого существа.

Таким образом, для человека хорошо не всякое образование, а лишь то, которое способствует его эволюции, развитию. Это особенно важно подчеркнуть, поскольку в отношении обучения мотивация взрослого субъекта может не включать аспект развития.

Самоактуализация как непрерывное стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей может осуществиться посредством функциональности в социальном и культурном контексте жизни индивида. Функциональность есть способность к расширению территории действия субъекта. В этом смысле функциональность есть возвращение к древнему, освященному культурной традицией, «ремесленному» и народному взгляду на человека: «а ты в этой жизни зачем?», «в чем смысл твоей жизни?», «какова польза, которую ты приносишь жизни и миру?», «чем ты занимаешься в этой жизни?», «какой след оставишь?» Постоянно расширяя зону собственной функциональности, человек осуществляет саморазвитие.

Для обучения взрослых людей в рамках такого подхода необходимо выстраивание особого типа взаимоотношений, основанного на принципе функциональной диады: в настоящее время модель такого взаимодействия разработана преподавателем Урало-Сибирского института бизнеса Е. А. Казанцевой.

Блокирование нефункционального поведения обучающегося. В процессе обучения происходит категорическая девальвация всех инфантильных аспектов проявления личности обучающегося. Преподаватель блокирует любые варианты его нефункционального поведения, проявляя при этом глубинную безусловную любовь к нему. Основная техника блокирования нефункциональной мотивации заключается в том, чтобы любые инфантильные, манипулятивные приемы обучающегося не приносили ему результата, работали вхолостую.

Внешне, по форме, процесс блокирования инфантильных поведенческих стереотипов может выглядеть как строгость, требовательность преподавателя, поэтому необходимо определить последовательность его шагов в этом вопросе. К сожалению, опыт показывает, что лишь немногие преподаватели свободны от профессиональных стереотипов, касающихся последовательности педагогических воздействий и воспитания дисциплинированности студентов.

Эволютивно-функциональный подход, безусловно, ориентируется на гуманистический стиль взаимодействия учителя и ученика. Однако при этом важно, чтобы преподаватель обладал адекватным пониманием гуманизма в процессе обучения. Как и многие руководители (а преподаватель — руководитель учебного процесса), тот, кто обучает взрослых людей, не должен попасть в ловушку ложного понимания гуманизма как принятия обучающегося целиком, каков он есть сейчас, со всеми его слабостями, во всех аспектах его личностной незрелости. Механизм «ловушки гуманизма» в целом выглядит следующим образом:

  • а)    студент, встретившись с трудностью, проблемой, пытается действовать стереотипным образом; его инфантилизм

проявляется как эгоцентрическое стремление получить некий результат, не прилагая усилий, не зарабатывая успех;

  • б)    стремление «получить, но не заплатить» заставляет студента применить стандартные манипулятивные приемы, структурирующие преподавателя и актуализирующие в нем ложный стереотип «гуманности» — студент привлекает внимание, требует поддержки, просит «войти в его положение» и т. д.;

  • в)    ложно понятый стереотип «гуманности» вместе с чувствами вины и страха заставляют преподавателя сделать поблажку;

  • г)    манипулятивный прием студента сработал не вхолостую, принес ему результат и, как следствие, закрепил ком-плексуальную модель поведения;

  • д)    еще более структурированный комплекс в еще большей степени отклоняет вектор самореализации индивида: в конечном счете студент остается не удовлетворен, потому что он ничуть не изменился.

Именно таким образом преподаватель «благими намерениями прокладывает дорогу в ад»: вначале он «ведется» на инфантильную претензию обучающегося, видя себя при этом «хорошим», «гуманным» и т. и., затем, в силу описанного механизма, в проигрыше оказываются оба.

Стереотип «хорошего преподавателя» (как и стереотип «хорошего руководителя») — один из самых трудных с точки зрения преодоления (вплоть до необходимости терапевтической суперви-зии самого педагога). В нашем тренинге для преподавателей МВА его психотерапевтической и методической проработке отведен отдельный блок. Речь идет о психотее (особом психологическом методе работы с бессознательным), в которой участники в шутливом виде разыгрывали процесс обучения в некой биз-нес-школе. Опыт данной психотеи показал, с одной стороны, силу и распространенность «ловушки гуманизма»; а с другой — весь ее механизм. Участники, оказавшиеся в роли учеников, моментально поддались групповой динамике, которая актуализировала в каждом бес- сознательную инфантильную мотивацию («повеселиться», «пошалить», «побороться силами с преподавателем» и т. и.). Участники, выступившие в роли учителей, не смогли заблокировать эту мотивацию и, по сути, оказались структурированы коллективным бессознательным учебной группы. В результате учебные цели не были достигнуты, что, как ни странно, вызвало недовольство, раздражение самих «учащихся». Странного на самом деле ничего нет: ребенок, требуя поддержки, не знает, что таким образом совершается предательство его собственного роста. Впоследствии он не чувствует благодарности к взрослому, который поддержал в нем инфантилизм, именно в силу того что на самом деле в момент поддержки была осуществлена агрессия в отношении его проекта самореализации.

Учителю нужно помнить, что всякий раз, когда он в той или иной форме поощряет инфантильную, незрелую мотивацию (допускает несоблюдение правил обучения, делает поблажки ученикам, «входит в положение» тех или иных претензий и т. д.), он совершает агрессию в отношении того, что в самом ученике является лучшим. Требование любить ученика означает любить его как возможность. Преподаватель обязан любить и уважать ученика в его зрелости, полноте реализации жизненных устремлений, точности и функциональности жиз-нестроительства. И ученик, в конце концов, понимает, что уважение учителя следует заслужить, оно не дается априори.

Работа с ограничениями сознания. Учебный процесс целесообразно строить так, чтобы дать возможность взрослому осознать ограниченность собственных знаний, способностей. Преподаватель, работающий в рамках эволю-тивно-функционального подхода, должен понимать природу критического идеализма как особого ментального стереотипа и в то же время уметь преодолевать проявления критического идеализма обучающихся. Техника преодоления «правоты» очень сложна, она требует специальной методической отработки в рамках «тренинга для тренеров».

Опора на внутреннюю готовность обучающегося. Данный дидактический принцип означает, что ни один элемент функциональной информации не может быть передан ученику без его соответствующей готовности. Применение этого принципа может быть достаточно трудным для преподавателя, получившего опыт в рамках государственного образования: там, где заказчиком педагогического процесса является государство и одной из ключевых целей воспитания выступает социализация подрастающего поколения, функциональным является использование противоположного принципа — искусственного создания и усиления учебной мотивации в целях передачи социализирующего учащихся учебного содержания. Школьник получает учебный материал бесплатно — ив буквальном, и в метафорическом смысле этого слова; от него не требуется ничего взамен. Однако в процессе обучения взрослых требование искусственного поддержания учебной мотивации и стремление «обогатить» обучающегося неким дорогим знанием (мы помним, что «знание — сила») без его внутренней готовности будут полностью искажать структуру учебного процесса и уводить в сторону от функциональной цели образования.

Внутреннюю готовность не следует путать с вербализованным заказом, запросом студента. Преподаватель должен быть в курсе двух типичных несоответствий:

— вербализованный заказ «ниже» внутренней готовности в отношении учебного материала, присутствует внутренний запрос на большее, хотя и сознательно не вербализуемый учащимся, — в этом случае преподаватель ориентируется именно на внутреннюю готовность студента;

— вербализованный заказ «выше» внутренней готовности, студент проявляет неадекватную претензию на знание, которое превышает масштаб его личности; — если преподаватель «поведется» на данную претензию и предложит запрашиваемую информацию, это будет нефункционально для обоих. Стремление

«заинтересовать» обучающегося, обогатить интересной информацией без его соответствующей готовности можно условно назвать «ловушкой подарка». Механизм действия этой ловушки выглядит следующим образом:

  • а)    студент запрашивает информацию, которая, как он считает, разрешит ту или иную проблему его экзистенциальной или профессиональной ситуации;

  • б)    внутренняя экзистенциальная неготовность к этой информации заключается для студента в том, что на бессознательном уровне неразрешимость проблемы является предметом его гордости;

  • в)    преподаватель, не замечающий бессознательной мотивации и внутренней неготовности студента, предлагает ответ на запрос («совершает подарок»);

  • г)    далее следует классическое возражение самого обучающегося по формуле «Да, но... (я так уже пробовал..,, у другого автора сказано не так.. м мне это и так было понятно..,, даже Вы мне не помогли...)», которое показывает, что манипуляция удалась;

  • д)    в итоге студент «засасывает» энергию учебной группы, фрустрирует группу и преподавателя, заставляет их почувствовать свое поражение; удовлетворяется важнейший аспект внутренней незрелости — потребность лишать других удовольствия так, как лишили удовольствия меня самого.

Освобождение от стереотипов. В учебном процессе должна развиваться способность взрослого обучающегося освобождаться от поведенческих и когнитивных стереотипов. Методической основой этого является проверка результатом.

Передача новых инструментов. Технологический аспект процесса обучения заключается в том, что, после того как студент оставил свои нефункциональные стереотипы, он нуждается в новых, функциональных, инструментах построения жизненной и профессиональной практики. Передача новых инструментов, позволяющих достигать результата, в данном случае является адекватной помощью преподавателя обучающемуся, ответом на его реальный запрос. Этот дидактический принцип очень важен с точки зрения профессиональной переподготовки: освоение новых инструментов деятельности — основной момент в формировании профессионального мастерства как свойства личности, приобретаемого в процессе опыта и представляющего собой высший уровень овладения профессиональными знаниями, навыками, умениями и элементами творческой деятельности. Преподавание, ограниченное только аспектами личного развития обучающегося, не может быть названо профессиональным образованием. Последнее предполагает совокупность знаний, практических умений и навыков, необходимых для выполнения работы в определенной области трудовой деятельности.

Новые модели поведения. Обучение должно позволять пробовать и стимулировать пробовать новый опыт, новые модели поведения. Данный принцип дополняет предыдущий личностным аспектом профессионального поведения. Профессионал — это не просто сумма профессиональных действий и навыков. Мастерство в профессии не отделимо от свойств личности. Образование взрослых должно задействовать и актуализировать новые личностные качества обучающегося, которые приобретаются именно в процессе обучения в результате повышения уровня овладения профессиональными знаниями и навыками. Задача преподавателя — создать соответствующую атмосферу, способствующую данному процессу.

Проверка автономности. Данный принцип заключается в создании условий неопределенности, где обучающийся вынужден действовать автономно, а также предполагает проверку результатов обучения и функциональности новой модели поведения обучающегося.

Реализация указанных принципов в конечном счете ведет к становлению профессиональной компетенции обучающегося, включающей в себя как профессиональные, так и личностные аспекты, предполагающей профессиональную подготовленность и способность субъекта к выполнению задач и обязанностей по занимаемой должности.

Поступила 27.10.05.

Статья обзорная