Динамика психологического благополучия и толерантности личности к неопределенности в период пандемии COVID-19
Автор: Юлия Ивановна Попова, Елена Николаевна Фоменко
Журнал: Общество: социология, психология, педагогика @society-spp
Рубрика: Психология
Статья в выпуске: 12, 2021 года.
Бесплатный доступ
Изменение взаимосвязи личностной активности с окружающей действительностью в период пандемии COVID-19 ставит вопрос об оценке адаптивного потенциала личности, в особенности для лиц, ориентированных на оценку происходящего в связи с профессиональным выбором и позицией, в чью задачу входят сохранение психологической устойчивости и помощь другим людям в ее нахождении и поддержании. В качестве комплекса личностных качеств, обеспечивающих решение этой задачи, рассматриваются психологическое благополучие и толерантность к неопределенности, которые оценивались на начальном этапе пандемии и спустя год после ее возникновения. Произведены сбор данных и анализ динамики показателей психологического благополучия у респондентов с разным уровнем толерантности к неопределенности во время пандемии. Исследование позволило выделить ряд особенностей саморегуляции лиц с различной выраженностью толерантности к неопределенности. Установлено, что снижение возможности воспринимать события собственной жизни как доступные для контроля вызывает ограничение автономии, направленности к людям, способности к доверительному общению и целеполаганию. В значительной степени данная особенность обусловлена высокой интолерантностью к неопределенности
Толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, психологическое благополучие, статистический анализ, адаптивность, пандемия, COVID-19
Короткий адрес: https://sciup.org/149138776
IDR: 149138776 | DOI: 10.24158/spp.2021.12.29
Текст научной статьи Динамика психологического благополучия и толерантности личности к неопределенности в период пандемии COVID-19
Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях пандемии и неопределенности затрудняется способность адаптироваться к ситуации и использовать имеющиеся адаптивно-регуляционные возможности – совокупность восприятия неоднозначных ситуаций и психологической защиты психики от чрезмерного напряжения. Критерием достаточности работы адаптивных механизмов психики в условиях неопределенности выступает ощущение психологического благополучия, однако оценке влияния пандемии на психологическое здоровье и благополучие посвящено ограниченное количество исследований (Пережить локдаун…, 2021), а дефиниция психологического благополучия является размытой. Его рассматривают как адаптивную способность, дополняющую формирование личностной диспозиции относительно ситуации неопределенности привычными и устоявшимися неосознаваемыми компенсаторными реакциями, соответствующими психическому складу личности и не требующими сознательной регуляции, в результате чего субъект испытывает уверенность в собственной способности адекватно реагировать на события реальности (Скорынин, 2020). Психологическое благополучие личности в ситуации пандемии тесно связано со способностью воспринимать ситуацию неопределенности, что актуализируется в толерантности к неопределенности – сложном, многокомпонентном личностном феномене, который обусловливает умение сохранять устойчивость в неясных условиях, как показано в обзоре А.Ш. Гусейнова (2018).
Перечисленные качества в системе психологических категорий находятся на стыке сфер рефлексии и саморегуляции. Таким образом, в данном исследовании рассматривается конструкт: толерантность к неопределенности / ощущение психологического благополучия. Динамика обозначенных показателей отражает реакцию на пандемию респондентов, которые, согласно профессиональным склонностям, обладают развитой чувствительностью к ситуации и рефлексией, помогающей регулировать позиционирование относительно непредсказуемых и неуправляемых характеристик внешней реальности (Манько и др., 2013; Похорукова, 2020).
Сочетание качеств, отвечающих за психологический баланс, и толерантности к неопределенности, позволяющей рационально и аналитически рассмотреть происходящее и успешнее адаптироваться, формирует конструкт, который находится на рубеже осознаваемых и неосознаваемых проявлений психики. Он может стать регуляционным механизмом, способствующим за счет осознаваемых компонентов восприятия конструированию такого образа ситуации, который в достаточной степени будет соотноситься с мировоззрением личности, чтобы не вызывать чрезмерного напряжения из-за неопределенности. Конструкт толерантности к неопределенности рассматривается в контексте анализа, представленного А. Фурнемом, Дж. Марксом и другими исследователями (Furnham, Marks, 2013).
Таким образом, целью исследования стал анализ динамики показателей психологического благополучия у лиц с различной толерантностью к неопределенности, что позволяет проследить формирование адаптивного восприятия пандемии как примера ситуации неопределенности. Задачи включали изучение современного состояния проблемы влияния пандемии COVID-19 на регуляционные качества личности, подбор психодиагностических методик для оценки параметров толерантности к неопределенности и психологического благополучия, сбор показателей и оценку их динамики.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении представлений о взаимосвязи психологического благополучия личности и толерантности к неопределенности в ситуации выстраивания адаптивных взаимоотношений со средой. Практическая значимость состоит в необходимости выработки психологических рекомендаций относительно содержательных особенностей поддержания психологического благополучия в связи с выраженностью толерантности к неопределенности в условиях продолжающейся пандемии.
Методологической и теоретической основой исследования явились ключевые подходы к определению психологического благополучия личности и толерантности к неопределенности, представленные в работах и обзорах А.Ш. Гусейнова (2018), А.А. Скорынина (2020), А.Б. Салиховой (2020), В.С. Пановой (2021).
Методы, методики и выборка . Для реализации поставленной цели мы использовали опросник С. Баднера для оценки выраженности толерантности/интолерантности к неопределенности, методику оценки защитных механизмов психики (авторы Р. Плутчик, Г. Келлерман, Х. Конте), методику оценки выраженности психологического благополучия личности (автор К. Рифф). Измерение указанных показателей производилось дважды: в октябре 2020 г. и ноябре 2021 г. на выборке из 62 студенток магистратуры психолого-педагогического направления КубГУ (Краснодар) в возрасте 23–25 лет.
Для оценки значимости динамики измеренных показателей использовали Т-критерий Вил-коксона. Достоверность различий между подгруппами определяли с помощью U-критерия Манна – Уитни.
Результаты . Анализ толерантности к неопределенности на первом и втором этапах исследования (таблица 1) позволил установить выраженность и динамику изменения отношения к непредсказуемым событиям, в которых допускается неоднозначная трактовка и сложно установить детерминанты и последствия. На основе полученных после первого измерения результатов выборка была разделена на две подгруппы: респонденты с показателями выше среднего (40 человек, 65 % выборки) и на уровне средних значений (22 человека, 35 %). При повторном измерении показателей обучающиеся, попавшие на первом этапе в подгруппы с высокой и средней выраженностью параметров в них, остались в тех же подгруппах, в некоторых случаях незначительно изменились отдельные показатели.
Таблица 1 – Показатели толерантности/интолерантности к неопределенности на первом и втором этапах исследования, %
Подгруппа респондентов |
Толерантность к неопределенности |
Интолерантность к неопределенности |
||
Первый этап сбора данных |
Второй этап сбора данных |
Первый этап сбора данных* |
Второй этап сбора данных* |
|
Толерантность/ интолерантность средняя |
22 |
22 |
55 |
56 |
Толерантность/ интолерантность выше среднего |
33 |
30 |
78 |
88 |
Здесь и далее звездочкой отмечены статистически достоверные различия измеренных показателей.
Согласно полученным данным, наиболее выраженный показатель в обеих подгруппах – интолерантность к неопределенности, причем существуют статистически достоверные различия между подгруппами со средней и высокой выраженностью интолерантности (U эмп = 112 при р ≤ 0,05 на первом этапе, U эмп = 128 при р ≤ 0,01 на втором). Респондентов с выраженной толерантностью к неопределенности в выборке нет. Результаты показывают, что у опрошенных наблюдается высокая тревожность в отношении ситуации в целом, нет возможности увидеть перспективы позитивных изменений или благополучных решений, что усиливает психологическое напряжение и приводит к попыткам жесткой регламентации наиболее важных жизненных направлений. В связи с высоким психологическим напряжением страх неопределенности не может быть преодолен путем поиска адаптивных стратегий, на что указывает увеличение параметра интоле-рантности к неопределенности на втором этапе сбора данных, которое является статистически значимым (Т эмп = 3,12 при р = 0,05). За истекший период не произошло достаточной адаптации к ситуации пандемии и не удалось применить привычные стратегии понимания и анализа. Этот вывод также подкрепляет снижение уровня толерантности к неопределенности, которое, однако, не является статистически значимым. В подгруппе участников исследования со средней выраженностью показателя толерантности/интолерантности сдвиг статистически незначим.
Таким образом, при общей умеренной реакции на ситуацию неопределенности, которая позволяет не воспринимать ее как чрезмерно стрессогенную, показатель толерантности/интолерант-ности к неопределенности в период пандемии не изменяется значимо даже в условиях продолжения существования угрозы и неопределенности. Однако восприятие ситуации как выраженно стрессогенной, неопределенной, угрожающей, при котором оказывается превышен пороговый уровень толерантности, отражает неспособность адаптироваться, дальнейшее увеличение переносимости неопределенности на втором этапе исследования до высокого уровня в 80 %, невозможность принятия ситуации. В свою очередь, это может указывать, с одной стороны, на высокую психологическую чувствительность, с другой – на ригидность механизмов психической адаптации.
Динамика параметров психологического благополучия представлена в таблице 2. Анализ на первом и втором этапах исследования показал, что в подгруппе респондентов со средней выраженностью интолерантности показатель психологического благополучия при повторном измерении не изменился, остался средневысоким. Также не изменился показатель автономии, остался выше среднего. Снизились параметры позитивного отношения к людям, что указывает на ослабление ориентации на принятие, доверие, установление близких отношений (различия статистически достоверны, Тэмп = –3,92 при р = 0,01). Уменьшился показатель управления средой, что свидетельствует об ограничении возможностей контролировать обстоятельства для удовлетворения важных потребностей (различия статистически достоверны, Тэмп = –2,20 при р = 0,03). Несущественно снизились показатели понимания жизненных целей и осмысленности жизни, что отражает достаточную стабильность смысложизненных ориентаций (различия статистически недостоверны). Возрос уровень ориентации на личностный рост, приблизившись к границе высоких значений, что указывает на открытость новому и способность развиваться (различия статистически достоверны, Тэмп = 2,21 при р = 0,02); и самопринятия, отражающего гармоничное и устойчиво положительное отношение к себе (различия статистически достоверны, Тэмп = 4,12 при р = 0,04). Незначительно увеличились показатели баланса аффекта, оставшись в диапазоне средних цифр, что демонстрирует дисбаланс самооценки при общей позитивной оценке собственных личностных качеств. Слабо повысилась способность интегрировать различные части своего жизненного опыта, что в условиях пандемии мы рассматриваем как адаптивное проявление (различия статистически недостоверны).
Таблица 2 – Показатели психологического благополучия у респондентов со средней интолерантностью к неопределенности и интолерантностью выше среднего, %
Подгруппа |
ф ° s £ § О Е 5 Р о m £ ” о ю с |
X ф 3 о X н о ф X со о С |
X О X о н < |
о ф о ф X X ф > |
н о о. >х 3 X н о о X X с; |
X X со X m X Ф ZT |
Ф X н к X X с о 2 о |
<0 ф X ш |
X X со X % л н о X X ф о 3 о |
н 3 та О 5 Ф ^ X ф v о Ф Т |
Первый этап сбора данных |
||||||||||
Толерантность/интолерантность средняя |
73 |
87 |
58 |
74 |
64 |
82 |
70 |
46 |
81 |
79 |
Толерантность/интолерантность выше среднего |
79 |
73 |
74 |
86 |
79 |
82 |
81 |
44 |
84 |
83 |
Второй этап сбора данных |
||||||||||
Толерантность/интолерантность средняя |
73 |
75* |
58 |
65* |
76* |
80 |
82* |
49 |
77 |
80 |
Толерантность/интолерантность выше среднего |
75 |
70 |
55* |
60* |
77 |
70* |
70* |
50 |
70* |
73* |
Таким образом, у респондентов со средней интолерантностью к неопределенности в условиях продолжающейся пандемии, которую можно рассматривать как длительный кризис, с точки зрения психологического благополучия можно отметить положительную динамику сампоприня-тия, позитивного отношения к себе и адаптивную оценку своих возможностей. Одновременно наблюдается ослабление направленности на взаимодействие, доверительные отношения, а также способности в нужной степени контролировать обстоятельства.
В подгруппе респондентов с высокой интолерантностью к неопределенности отмечено снижение всех критериев психологического благополучия, за исключением баланса аффекта, который отражает способность принимать себя во всей полноте личностных качеств, включая недостатки. Существенно уменьшились показатели автономии, с высоких до средних значений (различия статистически достоверны, Т эмп = –2,92 при р = 0,03); управления средой, также с высоких до средних величин (различия статистически достоверны, Т эмп = –3,00 при р = 0,02); целеполагания (различия статистически достоверны, Т эмп = –4,22 при р = 0,04); осмысленности жизни (различия статистически достоверны, Т эмп = –3,48 при р = 0,03); самопринятия (различия статистически достоверны, Т эмп = –3,42 при р = 0,04); реалистичности восприятия опыта и открытости новому (различия статистически достоверны, Т эмп = –3,74 при р = 0,04) – эти параметры даже при отрицательной динамике остались высокими. Слабо снизились общий показатель психологического благополучия, направленность на позитивные, доверительные отношения; показатель личностного роста (различия статистически недостоверны).
Таким образом, респонденты с высокой интолерантностью к неопределенности в условиях продолжающейся пандемии все меньше понимают, как сохранить независимость взглядов и суждений; возникает ощущение неспособности контролировать свою жизнь и события в ней, появляются сложности в организации повседневной деятельности; снижаются возможности ставить значимые жизненные цели и определять критерии их отбора; формируется беспокойство по поводу собственных качеств и их позитивной оценки. При этом общее ощущение психологического благополучия и самоотношение остаются стабильными, негативно изменяются характеристики, связанные со способностью контролировать свою жизнь в существующих обстоятельствах, т. е. элементы саморегуляции.
Анализ факторов психологического благополучия респондентов с разным уровнем интоле-рантности позволил выявить достоверные различия направленности на позитивные отношения с окружающими на первом этапе исследования (U эмп = 74,20 при р = 0,04). Данный показатель выше у опрошенных со средней интолерантностью и находится в диапазоне высоких значений. Участники исследования с высокой интолерантностью в большей степени, чем студенты со средней интолерантностью, стремятся к автономии (U эмп = 44,31 при р = 0,03), управлению жизненными обстоятельствами (U эмп = 39,00 при р = 0,05), личностному росту (U эмп = 45,70 при р = 0,04) и самопринятию (U эмп = 61,20 при р = 0,04).
На втором этапе исследования эти различия не отмечены, зато появились достоверные различия показателей способности к целеполаганию (U эмп = 52,00 при р = 0,04) и самопринятия (U эмп = 46,10 при р = 0,03), которые выше у респондентов со средней интолерантностью. Это может указывать на ослабление у опрошенных с высокой интолерантностью адаптивных компонентов способности строить собственную жизненную перспективу в условиях неопределенности, что подрывает их веру в себя и направленность в будущее из-за ригидности мировоззренческих и субъектных установок.
Вывод . Значимая отрицательная динамика показателей психологического благополучия отмечена у респондентов с высокой интолерантностью к неопределенности по сравнению с таковой у опрошенных со средней интолерантностью. Это позволяет сделать вывод, что комплекс качеств психологического благополучия дает возможность качественно рассмотреть разные уровни проявления интолерантности к неопределенности. Выраженная интолерантность не является препятствием к формированию и сохранению устойчивого ощущения психологического благополучия, но ригидность подобных позиций в отношении непредсказуемых и трудно контролируемых обстоятельств ставит респондентов в уязвимую позицию. Это свидетельствует о снижении способности контролировать жизненные обстоятельства в достаточной степени, сохранять необходимую автономию и веру в себя, а также об ослаблении направленности личности на качественное и полноценное взаимодействие с социумом и способность его поддерживать.
Список литературы Динамика психологического благополучия и толерантности личности к неопределенности в период пандемии COVID-19
- Гусейнов А.Ш. Толерантность к неопределенности как регулятор субъектной активности личности // Общество: социология, психология, педагогика. 2018. № 12 (56). С. 127–130. https://doi.org/10.24158/spp.2018.12.21.
- Манько О.М., Морозов А.В., Измайлова Г.Х. Роль профессионально важных качеств психолога в сохранении его профессионального здоровья // Вестник восстановительной медицины. 2013. № 1 (53). С. 7–9.
- Панова В.С. Взаимосвязь толерантности к неопределенности со смысложизненными и ценностными ориентациями // Психологические проблемы смысла жизни и акме : сб. материалов XXVI Междунар. симп. / отв. ред.: Г.А. Вайзер, Т.А. По-пова, Н.В. Кисельникова. М., 2021. С. 292–297.
- Пережить локдаун: изменения в занятости и психологическое благополучие населения в эпоху пандемии / К.Ю. Ерицян, М.М. Русакова, А.А. Александрова, Н.М. Усачева // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 3. С. 250–270. https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.3.1893.
- Похорукова М.Ю. Организация профессионального самоопределения в условиях пандемии // Социология. 2020. № 6. С. 31–36.
- Салихова А.Б. Ценностные основания толерантности личности к неопределенности // Вестник ВятГУ. 2020. № 2 (136). С. 132–141. https://doi.org/10.25730/VSU.7606.20.032.
- Скорынин А.А. К вопросу о структуре психологического благополучия личности // Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 90–97. https://doi.org/10.24411/2712-827X-2020-10210.
- Furnham A., Marks J. Tolerance of ambiguity: A review of the recent literature // Psychology. 2013. Vol. 4, no. 9. P. 717–728. https://doi.org/10.4236/psych.2013.49102.