Духовно-просветительская деятельность Московского Сретенского монастыря при архимандрите Серафиме (Богоявленском) (1884–1890)

Бесплатный доступ

В статье рассматривается духовно- просветительская деятельность настоятеля Московского Сретенского монастыря архимандрита Серафима (Богоявленского). Во второй половине 80-х гг. XIX в. по инициативе отца Серафима в монастыре по воскресным дням с народом проводились собеседования, кроме того, была введена практика всенародного церковного пения. Все это привлекало в обитель сотни прихожан. Архимандрит Серафим, будучи еще настоятелем Воскресенской церкви при Екатерининском богадельном доме, считался основателем практики всенародного пения, которая должна была оживить приходскую жизнь. На рубеже XIX–XX вв. общенародное пение считалось одним из самых эффективных средств борьбы с распространявшимся и набиравшим силу — особенно после принятия Манифеста о веротерпимости в 1905 г. — сектантством. Статья написана с привлечением как неопубликованных, так и опубликованных на страницах московской периодической печати источников.

Еще

Архимандрит Серафим (Богоявленский), генерал- губернатор князь В. А. Долгоруков, Московский Сретенский монастырь, Екатерининский бо- гадельный дом, Балаклавский Георгиевский монастырь, «Московские епархиальные ведомости», общенародное церковное пение, собеседования с народом, духовнопросветительская деятельность

Еще

Короткий адрес: https://sciup.org/140262124

IDR: 140262124   |   DOI: 10.47132/2587-8425_2021_3_178

Список литературы Духовно-просветительская деятельность Московского Сретенского монастыря при архимандрите Серафиме (Богоявленском) (1884–1890)

  • Беседа в Сретенском монастыре // Московские церковные ведомости. 1885. № 8. С. 142.
  • Беседа в Сретенском монастыре // Московские церковные ведомости. 1885. № 9. С. 161.
  • Введенский В. Православные церковные братства, 1864 г. 8 мая — 1914 г. // Прибавления к церковным ведомостям. 1914. № 17. C. 794–798; № 18–19. С. 845–856; № 20. C. 903–913.
  • Возобновление духовно- нравственных бесед и всенародного пения // Московские церковные ведомости. 1886. № 38. С. 564.
  • Иоанн (Лудищев), иером. Архимандрит Серафим (Богоявленский) — настоятель Сретенского монастыря (1884–1890) // Традиции и современность. 2010. № 10. С. 172–189.
  • Иоанн (Лудищев), иером. Материалы к изучению истории Сретенского монастыря // Сретенский сборник. 2010. Вып. 2. С. 244–402.
  • Компанейский Н. Увлечение пением сектантов // Русская музыкальная газета. 1908.№ 10. Стлб. 228–233; № 12. Стлб. 294–298.
  • Копылова Е. А. Духовное просвещение в России в период середины XIX — начала XX в. на примере Общества любителей духовного просвещения: тенденции и основные аспекты // Гуманитарное пространство. 2017. № 3. № С. 544–549.
  • Р[омашков] Д. Открытие собеседований в Сретенском монастыре // Московские церковные ведомости. 1884. № 42. С. 549–550.
  • Ромашков Д. 25-е марта в Сретенском монастыре и нечто о всенародном пении в церкви // Московские церковные ведомости. 1886. № 14. С. 218–219.
  • Смирнов Н., свящ. Общецерковное пение, как средство для возрождения прихода // Московские церковные ведомости. 1912. № 45. С. 986–998.
  • Собеседование с народом в Богоявленском монастыре // Московские церковные ведомости. 1886. № 14. С. 218.
  • Собеседования с народом в Московских приходских церквах // Московские церковные ведомости. 1886. № 14. С. 218.
  • Собеседования с народом в Николо- Перервинском монастыре // Московские церковные ведомости. 1886. № 14. С. 218.
  • Тарасов И. А., свящ. История учреждения в Петербурге Общества распространения религиозно- нравственного просвещения в духе православной церкви // Христианское чтение. 2015. № 5. С. 164–174.
  • ЦИАМ. Ф. 1184. Оп. 1. Д. 272. Ведомости Московского Сретенского монастыря о настоятеле. 1884–1889.
Еще
Статья научная