Джаз как "несовершенное" искусство: импровизация в контексте диалектики прекрасного и безобразного

Бесплатный доступ

В статье исследуется джазовая музыка в целом и джазовая импровизация в частности как проявление эстетической диалектики прекрасного и безобразного. Неочевидная красота, «несовершенство» джаза для воспитанного на классической европейской гармонии слуха анализируется сквозь призму фундаментального эстетического представления о форме и бесформенности. Также рассматривается перманентный дионисийский контекст джаза, связанный с его фольклорными корнями сложного (афроевропейского) генеза. В результате становится очевидным, что джазовое «несовершенство» гармонии, ритма и мелодики является не случайным проявлением безобразного вследствие недостаточности техники, но неотъемлемым эстетическим признаком джаза. А открытость художественного текста джаза поддерживает идею о том, что центральной точкой фокуса при анализе джаза сквозь призму современной эстетической системы должна становиться диалогичная соразмерность прекрасного и безобразного.

Еще

Джаз, импровизация, прекрасное, безобразное, художественный текст

Короткий адрес: https://sciup.org/144160821

IDR: 144160821   |   DOI: 10.24411/1997-0803-2019-10209

Список литературы Джаз как "несовершенное" искусство: импровизация в контексте диалектики прекрасного и безобразного

  • Адорно В. Т. Эстетическая теория = Asthetische Theorie / [пер. с нем. А. В. Дранова]. Москва: Республика, 2001. 526 с.
  • Барбан Е. С. Джазовая импровизация (К проблеме построения теории) // Советский джаз: Проблемы. События. Мастера: [сборник статей] / сост. и ред. А. Медведев, О. Медведева. Москва: Советский композитор, 1987. 591 с.
  • Конен В. Д. Рождение джаза. 2-е издание. Москва: Советский композитор, 1990. 320 с.
  • Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации. Москва: Музыка, 1991. 88 с.
  • Теория джаза. Профессор Энди Xамилтон: «Джаз как классическая музыка» [Электронный ресурс] / пер. с англ. М. С. Резанцевой // Jazz.ru: [веб-сайт]. Электрон. дан. 14.03.2018. URL: http://journal. jazz.ru/2018/03/14/andy-hamilton-jazz-as-classical-music
  • Levine L. W. Black culture and black consciousness: Afro-American folk thought from slavery to freedom. 30th anniversary edition. New York, Oxford University Press, 2007. 522 p.
  • Gioia T. The history of jazz. Second edition. New York, Oxford University Press, 2017. 444 p.
Статья научная