Факторы трансформации профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации
Бесплатный доступ
В статье представлено исследование, посвященное определению факторов трансформации профессиональной деятельности педагога в условиях цифровизации. Выборку составили педагоги школ, колледжей и вузов Свердловской области (N = 127) технического, гуманитарного, естественно-научного, творческого и других направлений. Возраст участников 20–67 лет. Использованные методы и методики: авторская анкета, включающая вопросы о социально-демографическом статусе; опросник «Трансформации трудового поведения педагогов в цифровой информационной среде» Э.В. Патракова; методика «Индекс технологической готовности» (TRI, Parasuraman, Colby, в адаптации Е.В. Забелиной); факторный анализ. Полученные результаты позволили сделать вывод о наличии связи между позитивным отношением к технологиям и ростом мотивации, воспринимаемой возможностью реализации творческого подхода, тогда как дискомфорт и недоверие связаны с ощущением профессиональных потерь. Факторный анализ позволил дифференцировать общую структуру трансформации, выделив независимые факторы. Наиболее значимым фактором оказался ресурс профессионального развития. При этом выявленное разделение общего технологического оптимизма и отношения к цифровизации в профессиональной деятельности указывает на специфичность последнего. Определены векторы дальнейших исследований поиска латентных факторов, которые могут включать коммуникативные, мотивационные и ценностные аспекты профессиональной деятельности в цифровой среде.
Социономические профессии, профессиональная деятельность педагога, цифровизация, цифровая образовательная среда, отношение к технологиям, технологическая готовность
Короткий адрес: https://sciup.org/148332609
IDR: 148332609 | УДК: 37.015.3 | DOI: 10.18137/RNU.V925X.25.04.P.136
Текст научной статьи Факторы трансформации профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации
На текущем этапе развития информационного общества преобразование профессиональной деятельности становится все более стремительным, образуя множество неопределенных переменных, что актуализирует необходимость анализа изменений характеристик профессиональной деятельности.
Наиболее противоречивым представляется преобразование профессиональной деятельности в профессиях социономи-ческого типа, что обусловлено объектом труда – им является человек во всем многообразии своих проявлений. По мнению исследователей, технологическое развитие, с одной стороны, расширяет ресурсы личности для коммуникации, развития (себя и других), с другой – приводит к психологическим потерям, в том числе к отчуждению морального выбора [1, с. 20]. Позиции в исследованиях относительно трансформации педагогической деятельности можно разделить на определенно положительные, негативные и интегральные.
Сторонники оптимистичного взгляда подчеркивают, что информационное общество само по себе является ресурсом повышения качества образования, предоставляя субъекту беспрецедентный доступ к обширным массивам научных и образовательных материалов, а также открывая возможность выстраивать дистанционную коммуникацию с педагогами из разных областей [2, с. 47]. Применение цифровых технологий стимулирует у обучающихся поисковую активность, воспитывает самостоятельность и формирует критическое мышление, необходимое для анализа информации. Важным положительным следствием цифровизации называют и сокращение социально-психологической дистанции между учителем и учеником, что способствует реализации субъект-субъектной парадигмы образовательного процесса [3, с. 37].
Определенно негативные оценки в значительной степени обусловливаются нехваткой ресурсов цифровой среды для обеспечения качественного образовательного процесса: дефицит «живого» межлич-
Вестник Российского нового университетаСерия: Человек в современном мире. 2025. № 4
ностного общения; негативный опыт вынужденного и тотального перехода в онлайн, полученный в период пандемии; технические ограничения для быстрого и эффективного освоения цифровых инструментов [4, с. 62]. Ряд исследователей полагают, что в цифровой образовательной среде взаимодействие с педагогом сводится к минимуму. В результате студенты значительную часть времени работают в изоляции перед экраном, что, в свою очередь, ведет к обеднению их словарного запаса и утрате коммуникативных навыков [5, с. 68]. Кроме того, угрозу для развивающего потенциала образования представляет корыстное применение систем искусственного интеллекта как «воспроизводящих определенные функции человеческого мышления» [6, с. 281]. Вышеперечисленные факторы могут являться факторами опасений педагогов при внедрении цифровых технологий в профессиональную деятельность.
При этом существует и третья, интегральная позиция, сторонники которой утверждают, что использование цифровых образовательных сред (ЦОС) имеет как неоспоримые преимущества, так и неизбежные недостатки [7–9].
Цифровая среда наследует некоторые характеристики доцифровых сред. При этом цели и функции, присущие доциф-ровому пространству, переносятся в цифровую среду, где реализуются с помощью новых технологий. Перенос требует новых компетенций, а также наличия высокого метакогнитивного потенциала как осознаваемой, произвольной регуляции профессиональной деятельности [10, с. 133], сформированность которой у педагогов представляется неоднозначной. Исследования указывают на трудности прямого переноса успешных педагогических практик, таких как чтение лекций, из аудитории в онлайн-формат [11; 12].
Таким образом, для представителей со-циономических профессий, чья деятельность связана с интенсивными взаимодействиями, переход в цифровую среду не может быть однозначно квалифицирован как регрессивный или развивающий. Итоговый эффект обусловлен интегральными показателями, такими как «способ решения проблем», «отношение к личности» и «межличностные отношения», которые демонстрируют позитивную динамику лишь в тех случаях, когда процесс цифровизации не провоцирует профессиональное выгорание [13, с. 120]. Несмотря на достаточную определенность некоторых переменных изменений профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации, данные существующих исследований представляются разрозненными и требуют обобщения.
Цель исследования – определить факторы трансформации профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации.
Гипотезы исследования:
-
1) положительное отношение к технологическим изменениям, а также стремление к инновациям связаны с восприятием цифровой среды как ресурса. Негативное отношение связано с дискомфортом и недоверием;
-
2) отношение педагогов к изменениям профессиональной деятельности в условиях цифровизации и показатели технологической готовности (оптимизм, инновационность, дискомфорт, отсутствие безопасности) могут быть объединены в фактор профессионального развития.
Выборка
Исследование было организовано во второй половине 2025 года. Выборку составили 127 педагогов из школ, колледжей
Факторы трансформации профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации
и вузов Свердловской области. По направлениям профессиональной деятельности состав респондентов включал специалистов технического (52 чел.), гуманитарного (35 чел.), естественно-научного (20 чел.) и творческого (11 чел.) профиля, а также других направлений (25 чел.). Выборка имеет примерно равное распределение по полу (57 мужчин и 69 женщин). Возраст участников – от 20 до 67 лет.
Была проведена процедура очистки. В первую очередь были исключены записи, где хотя бы в одной из шкал было пропущено значение. Исключены статистические выбросы: удалены от медианного значения выборки больше, чем на 1.5 межквартильных интервала. Также были исключены наблюдения с высокой вероятностью недостоверности ответов (см. Таблицу 1).
Таким образом, значительную часть выборки составляют респонденты технического направления. Кроме того, выборка представлена специалистами, имеющими существенный педагогический стаж.
Методы исследования
Для подтверждения гипотезы исследования использованы следующие методы и методики:
-
1) авторская анкета, включающая вопросы о социально-демографическом статусе (возраст, пол, общий стаж трудовой деятельности);
-
2) переработанный и дополненный опросник «Трансформации трудового поведения педагогов в цифровой информационной среде» Э.В. Патракова [14], который был дополнен диагностически значимыми вопросами из опросника «Потери и приобретения ресурсов» для специалистов соци-ономических профессий» [15];
-
3) индекс технологической готовности (TRI, Parasuraman, Colby, в адаптации Е.В. Забелиной) [16].
-
4) факторный анализ с использованием метода выделения главных компонент.
Результаты исследования
По результатам проведенного исследования определено, что социально-демографические факторы не связаны с показателями изменений профессиональной деятельности, отношением к этим изменениям и технологической готовностью.
С помощью корреляционного анализа определена взаимосвязь между технологической готовностью и психологическими по-терями/приобретениями в профессиональной деятельности педагогов (см. Таблицу 2).
Мы видим, с одной стороны, что положительное отношение к технологическим изменениям обусловлено приобретением новых ресурсов во взаимодействии с цифровыми средами. Одновременно с этим воспринимаемые изменения в контексте потерь отражают негативное отношение к технологиям.
Таблица 1
Основные показатели выборки
|
Основные показатели выборки |
М |
SD |
|
Возраст |
40 |
11 |
|
Общий стаж работы |
15,14 |
10,46 |
|
N = 127 |
Источник: таблица составлена автором.
Вестник Российского нового университетаСерия: Человек в современном мире. 2025. № 4
Таблица 2
Значимые корреляции трансформации профессиональной деятельности в условиях цифровизации
|
Методика «Трансформации трудового поведения педагогов в цифровой информационной среде» |
Методика «Индекс технологической готовности» |
|||
|
Оптимизм |
Инновационность |
Дискомфорт |
Отсутствие безопасности |
|
|
Мотивация к педагогической деятельности |
0,360** |
0,334** |
0,245** |
0,207** |
|
Интерес к проведению занятий, обучению |
0,407** |
0,334** |
0,238* |
0,225* |
|
Возможность проявлять свой творческий подход в педагогической деятельности |
0,312** |
0,245* |
0,220* |
0,233* |
|
Возможность эффективного мониторинга (оценки) обучающихся |
0,406** |
0,450** |
0,475** |
0,443** |
|
Возможность самостоятельно разрабатывать учебные материалы в соответствии с требованиями новых условий |
0,314** |
0,332** |
0,347** |
0,294* |
|
Признание моих профессиональных достижений со стороны значимых для меня людей |
0,249* |
0,331** |
0,404** |
0,379** |
|
Профессиональная помощь, которую оказываете коллегам |
0,279* |
0,327** |
0,355** |
0,325** |
|
Обмен опытом и профессиональная поддержка в коллективе |
0,279* |
0,235* |
0,280* |
0,320** |
|
Применение цифровых программ при выборе решения в сложных морально-этических ситуациях |
0,257* |
0,349** |
0,467** |
0,458** |
|
Общее доверие цифровым программам, которые помогают выполнять педагогические задачи |
0,237* |
0,280* |
0,337** |
0,296* |
* Корреляция значима на уровне 0,05.
** Корреляция значима на уровне 0,01.
Источник: таблица составлена автором.
Также чем выше стремление к технологическим инновациям, тем более изменения профессиональной деятельности воспринимаются как новые приобретения. С другой стороны, наблюдается недоверие (отсутствие безопасности), дискомфорт как чувство подавленности (отсутствие контроля за технологиями), связанное с психологическими потерями. Можно сказать, что недоверие и дискомфорт вызваны отсутствием ресурсов цифровой среды для обеспечения профессиональной деятельности педагогов.
Для подтверждения гипотезы исследования использован факторный анализ по методу выделения главных компонент.
Количество факторов определено с использованием критерия Кайзера (8 факторов).
Построенная модель объясняет 61 % дисперсий, что может говорить о наличии латентных факторов, не учтенных в представленном исследовании.
В первый фактор , объясняющий 23 % дисперсии, вошли переменные, касающиеся исключительно отношения к изменениям профессиональной деятельности. Среди них обозначены следующие аспекты: отношение к условиям для профессионального развития (,791); обмену опытом и профессиональной поддержке в коллективе (,783); профессиональной помощи, которую полу-
Факторы трансформации профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации
чают от коллег (,735); возможности обеспечивать наглядность учебного материала для обучающихся (,734); возможности проявлять свой творческий подход в педагогической деятельности (,717); возможности видеть ошибки других коллег для повышения личного профессионального опыта (,526).
Таким образом, первый фактор объединяет ресурсы профессионального развития педагога в цифровой среде, включающие взаимодействие как с обучающимися, так и с коллегами.
Во второй фактор , объясняющий 11 % дисперсии, вошли переменные, отражающие изменения характеристик профессиональной деятельности: возможность видеть ошибки других коллег для повышения личного профессионального опыта (,791); возможность заимствовать используемые другими методы обучения (,752); возможность проявлять свой творческий подход в педагогической деятельности (,732); возможность эффективного стимулирования обучающихся к учебе (,704); возможность эффективного мониторинга (оценки) обучающихся (,666); возможность самостоятельно разрабатывать учебные материалы в соответствии с требованиями новых (цифровых) условий (,569).
Второй фактор включает воспринимаемые потери и приобретения в профессиональной деятельности в условиях цифровизации. В этой связи изменения характеристик профессиональной деятельности в условиях цифровизации и отношение к этим изменениям не являются тождественными переменными и обоснованно разделяются автором методики.
В третий фактор , объясняющий 8 % дисперсии, вошли интегральные показатели отношения к технологиям: инновационность (,930); дискомфорт (,914); отсутствие безопасности (,857); оптимизм (,856).
Переменные индекса технологической готовности не вошли в первый фактор, несмотря на наличие значимых корреляций. Это может быть связано с различиями в содержании вопросов. Так, вопросы «Трансформации трудового поведения педагогов в цифровой информационной среде» обращены к профессиональной деятельности педагогов. Можно сделать вывод, что отношение к цифровизации отличается в профессиональной деятельности и в жизнедеятельности в целом .
В четвертый фактор , объясняющий 6 % дисперсии, вошли переменные отношения к изменениям профессиональной деятельности в условиях цифровизации: отношение к возможности эффективного стимулирования обучающихся к учебе (,675); возможности самостоятельно разрабатывать учебные материалы в соответствии с требованиями новых условий (,656); общему доверию цифровым программам, которые помогают выполнять педагогические задачи (,633); мотивации к педагогической деятельности (,620); изменению интереса к проведению занятий, обучению (,565); изменению профессиональной помощи, которую оказывали коллегам (,556); возможности эффективного мониторинга (оценки) обучающихся (,537); возможности заимствовать используемые другими методы обучения (,410).
В пятый фактор , объясняющий 4 % дисперсии, вошли переменные изменений характеристик профессиональной деятельности: профессиональная помощь, которую получаете от коллег (,757); обмен опытом в коллективе (,751); профессиональная помощь, которую оказываете коллегам (,675); признание профессиональных достижений со стороны значимых людей (,620).
В шестой фактор , объясняющий 4 % дисперсии, вошли переменные изменений характеристик профессиональной деятель-
Вестник Российского нового университетаСерия: Человек в современном мире. 2025. № 4
ности: мотивация к педагогической деятельности (,720); интерес к проведению занятий, обучению (,602); возможность обеспечивать наглядность учебного материала для обучающихся (,591); условия для профессионального развития (,543).
Седьмой фактор объясняет 4 % дисперсии, в него вошли социально-демографические показатели возраста (,913) и общего трудового стажа (,906).
Объединение возраста и трудового стажа достаточно понятно. Вместе с тем социально-демографические показатели не представляют диагностической значимости для изменений профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации.
Восьмой фактор объясняет 3 % дисперсии. В него вошла переменная изменения характеристик профессиональной деятельности: применение цифровых программ при выборе решения в сложных морально-этических ситуациях (,662), а также аспекты отношения к изменениям профессиональной деятельности: отношение к применению цифровых программ при выборе решения в сложных морально-этических ситуациях (,689); признанию профессиональных достижений со стороны значимых людей (,472); изменению общего доверия цифровым программам, которые помогают выполнять педагогические задачи (,342).
Не вошедшие в модель 39 % дисперсии связаны с другими переменными трансформации профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации. Исходя из полученных данных можно сказать, что латентными факторами могут являться содержательные аспекты профессиональной деятельности педагогов в цифровой среде: характеристики коммуникаций, мотивы, ценности, что представляется нам векторами дальнейших исследований.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что трансформация профессиональной деятельности педагогов в условиях цифровизации является сложным и неоднозначным процессом, исход которого определяется комплексом факторов. Характеристики социально-демографического статуса, такие как пол, возраст, общий трудовой стаж, не имеют диагностической значимости в отношении изменений профессиональной деятельности в условиях цифровизации.
Гипотезы исследования частично подтвердились. Позитивное отношение к технологиям коррелирует с ростом мотивации и творческого подхода, тогда как дискомфорт и недоверие связаны с ощущением профессиональных потерь. Факторный анализ позволил дифференцировать общую структуру трансформации, выделить независимые факторы, наиболее значимым из которых оказался ресурс профессионального развития. В начале исследования существовало предположение, что показатели технологической готовности и отношения к изменениям объединяются в одном или нескольких факторах, однако оно не нашло подтверждения. При этом выявленное разделение общего технологического оптимизма и отношения к цифровизации в профессиональной деятельности указывает на специфичность последнего. Значительная доля необъясненной дисперсии свидетельствует о наличии латентных, неучтенных в данном исследовании переменных, таких как коммуникативные, мотивационные и ценностные аспекты профессиональной деятельности в цифровой среде, что задает перспективу для дальнейших исследований.
Факторы трансформации профессиональной деятельности педагогов 143 в условиях цифровизации 143