Феномен голоса в малой франкоязычной прозе С. Беккета

Бесплатный доступ

В статье рассматривается специфика репрезентации феномена голоса, а также особенности его функционирования в малой франкоязычной прозе Беккета, а именно - в рассказах «Первая любовь», «Успокоительное» и «Далече птица». Вышеперечисленные тексты позволяют, на наш взгляд, с одной стороны, продемонстрировать генезис авторских художественно-эстетических принципов работы с исследуемым феноменом, впоследствии нашедших свое воплощение в театральных, телевизионных и радиопьесах Беккета, с другой - пролить свет на специфику художественного мира этих текстов. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы. Во всех рассмотренных нами произведениях голос фиксируется в различных формах репрезентации и имеет варьирующуюся (от текста к тексту) функциональность. Так, в «Первой любви» перед нами женский голос, требующий восстановить телесность и индивидуальность своего истока. Парадоксально, однако, что отпечаток конвульсивности, который несет на себе голос героини, имеет своим источником не телесное, а идеальное. В «Успокоительном» же выраженная знаками телесных состояний немощь главного героя удваивается посредством афонии, которая, таким образом, трансцендирует важнейший для творчества Беккета мотив человеческого бессилия. Кроме того, здесь этот мотив обнажает новую смысловую грань, а именно бессилия как «отсрочки» сопряженных с человеческой экзистенцией страданий. И наконец, в рассказе «Далече птица» перед нами персонаж-вентрилок: «Он», благодаря поселившемуся внутри него «Я», обретает сходство с чревовещателями, однако, в отличие от них, его способность к говорению оказывается полностью во власти повествователя.

Еще

Голос, телесность, экзистенциализм, литература на французском языке, беккет

Короткий адрес: https://sciup.org/147229718

IDR: 147229718   |   DOI: 10.17072/2073-6681-2020-4-128-135

Список литературы Феномен голоса в малой франкоязычной прозе С. Беккета

  • Беккет С. Первая любовь // Избранная проза / пер. с фр. М. Дадяна. М.: Текст, 2015. С. 13-130.
  • Беккет С. Трилогия (Моллой, Мэлон умирает, Безымянный) / пер. с англ. и фр. В. Молота. СПб.: Издательство Чернышева, 1994. 464 с.
  • Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / пер. с фр. Д. Кралечкина. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.
  • Доценко Е. Г. Апокалиптические вопросы в классике абсурда С. Беккета («В ожидании Го-до», «Конец игры») // Библия и национальная культура: межвуз. сб. науч. ст. / Перм. ун-т. Пермь, 2005. С. 113-116.
  • Ackerley C. J., Gontarski S. E. The Grove Companion to Samuel Beckett: A Reader's Guide to His Works, Life, and Thought. Grove Press, 2004. 686 p.
  • Adorno T. W. The Curves of the Needle // October. Vol. 55. The MIT Press, 1990. P. 49-55.
  • Adorno T. W. Versuch, das Endspiel zu verstehen // Noten zur Literatur II, Gesammelte Werke II. Frankfurt am Main: Suhrkamp, 1974. S. 300.
  • Beckett S. Nouvelles et Textes pour rien. Paris: Editions de Minuit, 1958. 208 p.
  • Beckett S. Pour finir encore et autres foirades. Editions de Minuit, 2014. 82 p.
  • Beckett S. Premier amour. Paris: Editions de Minuit, 1970. 60 p.
  • Beckett S. The Complete Short Prose, 19291989. New York: Grove Press, 1995. 294 p.
  • Clément B. Samuel Beckett, philosophie du roman. Universidade do Porto, 2008. P. 19-30.
  • Dictionnaire de l'Académie française. URL: https://www.dictionnaire-academie.fr/ (дата обращения: 15.12.2019)
  • Feldman M. Beckett's Books: A Cultural History of Samuel Beckett's Interwar Notes. London: Continuum, 2006.192 p.
  • Graver L., Federman R. Samuel Beckett: The Critical Heritage. London: Routledge & Kegan Paul, 1979. 372 p.
  • Kaelin E. F. The Unhappy Consciousness: The Poetic Plight of Samuel Beckett. An Inquiry at the
  • Intersection of Phenomenology and Literature. Dordrecht: D. Reidel Publishing Company, 1981. 358 p.
  • Knowlson J. Damned to Fame: The Life of Samuel Beckett. London: Bloomsbury, 1996. 871 p.
  • Le site du «Dictionnaire de l'Academie Française». URL: https://www.dictionnaire-academie.fr/ (дата обращения: 20.08.2020).
  • Sass L. A. Madness and Modernism: Insanity in the Light of Modern Art, Literature and Thought. Cambridge, MA & London: Harvard University Press, 1992. 595 p.
  • Weller S. Some Experience of the Schizoid Voice: Samuel Beckett and the Language of Derangement // Forum for Modern Language Studies. Vol. 00, № 0. Oxford University Press, 2008. P. 1-19. URL: https: //www. academia. edu/21148155/Some_Experie nce_of_the_Schizoid_Voice_Samuel_Beckett_and_-the_Language_of_Derangement (дата обращения: 10.12.19) (In Eng.)
Еще
Статья научная