Феноменология религии и чувство бесконечного

Автор: Самарина Татьяна Сергеевна

Журнал: Logos et Praxis @logos-et-praxis

Рубрика: Философия

Статья в выпуске: 4 т.17, 2018 года.

Бесплатный доступ

В статье рассматривается роль Ф. Шлейермахера в оформлении проекта феноменологии религии. Философская теория исследователя представляет собой сложный сплав лютеранской теологии, нововременной философии и движения романтизма. В его мышлении отразилась пограничная ситуация в интеллектуальной жизни XVIII-XIX вв., что выразилось в создании им нового образа религии, во многом отвечающего духу времени. Шлейермахер противостоит деистическим учениям, показывая, что религия есть неотъемлемая часть жизни человека, она коренится не в рациональном представлении о Боге-творце, а во внутреннем чувстве. Еще до разработок феноменологов он указал на то, что в основе религии находится внутреннее чувство: устранив из религии какие-либо моральные и рациональные аспекты, Шлейермахер заложил базис для известного уравнения нуминозного Р. Отто. Отношение Шлейермахера как к догматической, так и к обрядовой стороне религии, было крайне негативным: поскольку личная религиозность не нуждается во внешней церкви, фактически человек, постигший бесконечное, стоит вне церковных обрядов, ибо он является законодателем своей собственной внутренней религии чувства. Шлейермахер выступает одним из первых теоретиков религиозного плюрализма, оформившим важнейшее положение будущей науки о религии: сравнение религий возможно, поскольку единая для всего человечества религия чувства сделала допустимыми поиск единой основы религии и выстраивание большой системы религиозных явлений, объединенной общими принципами и подразумеваемым либо актуально существующим центром. Религиозный опыт, согласно мысли Шлейермахера, может быть описан также языком искусства, поскольку опыт религиозного и опыт эстетического схожи в своей основе. Лишь опытное переживание чувства бесконечного может дать человеку вкус религиозного, скорее всего, именно в этой идее кроется ключевая для феноменологии религии мысль об эмпатии. Отдельно в статье разбираются некоторые положения теории Шлейермахера, которые не были развиты в трудах феноменологов религии.

Еще

Ф. шлейермахер, феноменология религии, религиозный опыт, эмпатия, плюрализм, нуминозное

Короткий адрес: https://sciup.org/149130380

IDR: 149130380   |   DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2018.4.1

Список литературы Феноменология религии и чувство бесконечного

  • Джеймс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джеймс. - М.: Наука, 1993. - 432 с.
  • Красников, А. Н. Методологические проблемы религиоведения / А. Н. Красников. - М.: Академический проект, 2007. - 239 с.
  • Мосс, М. Общества, обмен, личность: труды по социальной антропологии / М. Мосс. - М.: КДУ, 2011. - 416 c.
  • Отто, Р. Священное / Р. Отто. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 2008. - 272 с.
  • Самарина, Т. С. Феноменология религии и философская феноменология / Т. С. Самарина // Вопросы философии. - 2017.- № 4. - С. 61-71.
  • Шлейермахер, Ф. Д. Речи о религии к образованным людям ее презирающим. Монологи / Ф. Д. Шлейермахер; пер. с нем. С. Л. Франка. СПб.: Алетейя, 1994. - 336 с.
Статья научная