Философское и семиотическое понимание семантики неопределенности
Автор: Дюшекеева Д.Т.
Журнал: Бюллетень науки и практики @bulletennauki
Рубрика: Социальные и гуманитарные науки
Статья в выпуске: 6 т.11, 2025 года.
Бесплатный доступ
Рассматривается история изучения категории определенности/неопределенности в философии и семиотическое понимание самантики неопределенности. Изначально категория определенности/неопределенности считалась объектом изучения философии. В лингвистической науке определенность/неопределенность считалась качеством, свойственным только артиклевым языкам, в которых артикль был внешним маркером определенности/неопределенности. Категория определенности/неопределенности – это универсальная категория, которая свойственна любому языку. Далее в статье рассматриваются знаки в юникоде, а также невербальные знаки, которые передают то или иное значение неопределенности, указывающие на неопределенность. Отмечается связь семантики неопределенности с семантикой опасности, возможности. Неопределенность может иметь не только материальное выражение, но и так называемое нулевое.
Семиотика, неопределенность, определенность, лингвистика
Короткий адрес: https://sciup.org/14132865
IDR: 14132865 | DOI: 10.33619/2414-2948/115/91
Текст научной статьи Философское и семиотическое понимание семантики неопределенности
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №6 2025
УДК 81'362:[811.161.1+811.512.154]
Категория определённости/неопределённости — одна из категорий семантики высказывания. Её функция — актуализация и детерминизация имени, демонстрация его единственности в описываемой ситуации (определённость) либо выражение его отношения к классу подобных ему феноменов [1]. Ее основная задача заключается в том, чтобы указать на уникальность, единичность предмета или явления или на соотнесенность со множеством. Определенность/неопределенность можно рассматривать как лексико-семантические, грамматические, функционально-семантические и скрытые категории. У него есть план выражения и план содержания. Следует отметить, что любой язык мира имеет свои
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 11. №6 2025 показатели определенности/неопределенности, которые зависят от грамматического строя языка и языковой картины мира его носителей. В некоторых языках, например, английском, существуют специальные грамматические показатели определенности — артикли. Такие языки называют артиклевыми, а языки, в которых нет этих грамматических показателей, называют безартиклевыми. В артиклевых языках распространена троичная система: определенный артикль — неопределенный артикль — нулевой артикль. С точки зрения диахронии определенность возникла раньше, чем неопределенность, так как общее направление диахронической типологии идет от конкретного к обобщенному.
Первоначально исследования категории определенности/неопределенности проводились на материалах артиклевых языков, в дальнейшем они расширили их границы, так как уже во второй половине 20 века большинство языковедов пришли к выводу, что артикли являются лишь наименьшей частью языковых средств. Определенность/неопределенность по-разному проявляет себя в разных языках. В безартиклевых языках определенность/неопределенность может быть выражена с помощью порядка слов. Как правило, слово, обозначающее нечто неопределенное находится в конце предложения: Я подарю тебе сумку. Сравните, Сумку я тебе дарю. Одним из показательных средств выражения определенности/неопределенности являются указательные и неопределенные местоимения: Подай мне ту книгу. Какой-то мужчина переходил дорогу . В русском языке есть синтаксическая категория, напрямую связанная определенностью/неопределенностью — это неопределенные-личные и определенно-личные односоставные предложения. Однако, они свидетельствуют об определенности/неопределенности исключительно субъекта, которого мы узнаем по личной форме глагола либо подразумеваем кого-то под этим субъектом: В городе строят небокреб или Скучаю . Советский и российский лингвист Т. М. Николаева говорит о сложности как для артиклевых, так и для безартиклевых языков следующее различение: «…так называемой специфической неопределенности, когда речь идет о конкретном, референтном, т.е. соотносящемся с денотатом имени: Я вчера купила ручку , и неспецифической, не имеющей конкретного референта: Хочется купить ручку » [1]. В этом отношении определенность/неопределенность тесно связывается с контекстом, вне которого невозможно понять референтность предмета или явления.
В рамках высказывания категория определенности/неопределенности связана с актуальным членением предложения, где тема (данное) соотносится с определенностью, рема (новое) с неопределенностью. Также данная категория связана с дейктичностью, притяжательностью, а также с анафоричностью ( Там стоит стакан. Дай этот стакан мне ).
Таким образом, определенность/неопределенность — это одна из категорий семантики высказывания, который указывает на соотнесенность с одним или множеством предметов, на единичность или множественность предмета или явления.
Категория определенности/неопределенности охватывает разнообразные языковые средства, связанные с соотнесенностью между языковыми средствами и внеязыковыми явлениями. Данная понятийная категория попала в первую очередь под исследования философов и логиков, и только потом ее стали изучать и в лингвистике. В философии под определенностью понимается:
-
1) Обозначение определенных предметов материального мира;
-
2) Обозначение определенности мышления.
Впервые наиболее отчетливо представление о определенности/неопределенности находит отражение в учении Анаксимандра. При характеристике единого первоначала, первоисточника всего сущего философ обращается к чему-то неопределенному, от чего возникает все определенное, названное им апейроном. Апейрон, по словам философа, — это нечто, не имеющее конкретных свойств по отношению ко всем возможным его состояниям. Определенность рождается из неопределенности и возвращается в нее, тогда как неопределенность существует сама по себе, не зависит от определенности.
Представления об определённости-неопределённости занимают особое место в философии Платона, у которого эти категории соотносятся с миром идеального и чувственно материального. Идеальный мир, мир сущностей — это мир определённости, а материальный мир — это мир неопределённости. Определённость характеризуется устойчивостью, совершенством, соразмерностью, упорядоченностью идеального мира, тогда как неопределённость олицетворяет изменчивость, несовершенство, хаотичность материального мира. Для Платона эти два понятия являются противоположными.
У Аристотеля исследуемая категория имеет более широкий смысл, чем у Платона. Здесь определенность — суть всякого бытия. Неопределенность же — это лишенность определенного бытия, количества, качества, времени, места и т.д. Необходимые явления характеризуются строгой определённостью, они могут происходить только так, а не иначе. По Аристотелю определенность соответствует форме, а неопределенность — материи. «А под материей я разумею то, что само по себе не обозначается ни как определенное по существу, ни как определенное по количеству, ни как обладающее каким-либо из других свойств, которыми бывает определено сущее» [2]. Однако, материя сама по себе неопределенна, но всегда может стать чем-то определенным. Кусок дерева имеет возможность стать столом, диваном, паркетом, частью какой-нибудь конструкции и др. Если учесть эту идею зародыша в понимании семантики определенности/неопределенности, то появляется связь этой категории с категорией возможности и невозможности.
После Аристотеля проблема категории определенности/неопределенности существенно не исследовалась. Позже, в 16 веке французский философ Рене Декарт упоминает понятие неопределенности в размышлениях о размерах Вселенной: «Мы же относительно того, чему в известном смысле не видим пределов, границ, не станем утверждать, что эти границы бесконечны (infini), но будем лишь считать их неопределенными (indefini). Так, не будучи в состоянии вообразить столь обширного протяжения, чтобы в то же время не мыслить возможности еще большего, мы скажем, что размеры возможных вещей неопределенны» [2].
В 18 веке немецкий философ Гегель в своей работе «Наука логики» описывает самое абстрактное, пустое бытие, лишенное всякой определенности, которое он назвал «чистое бытие». «Бытие — есть неопределенное, непосредственное. Оно свободно от определенности по отношению к сущности, равно как и еще свободно от всякой определенности, которую оно может получить внутри самого себя. Это не имеющее рефлексии бытие есть бытие, как оно есть непосредственно лишь в самом себе» [2]. По Гегелю определенность — это расчлененность, обособленность бытия, наличие границ и различий, а отсутствие этих качеств характеризует неопределенность. Насчет вопроса, что первично — определенность или неопределенность, Гегель также, как Аристотель считает, что определенность возникает из неопределенности и этот переход совершается в результате движения.
Если до 19 века определенность/неопределенность рассматривались как противоположности, то после, в философии К. Маркса и Ф. Энгельса эти категории считаются единством. Так, любое определенное число обладает множественностью свойств. «Число 9 — это не только суммирование девяти единиц, но и основание для 90, 99, 81, 3*3 и т.д. <…> Даже нуль являясь отрицанием всякого определенного количества, обладает одновременно и вполне определенным содержанием» [3]. У К. Маркса и Ф. Энгельса категория определенности/неопределенности служит не только средством раскрытия свойств исследуемых явлений и процессов, но одновременно выступают в роли логических понятий, указывающих общий теоретический путь познания.
В 20 веке в книге «Диалектика определенности и неопределенности» А. Д. Урсул и П. И. Визир утверждают, что категория определенности/неопределенности носит общенаучный характер, т.е. если до этого данная категория считалась философским понятием, то теперь это совершенно новые категории, возрожденные и развивающиеся на почве многих отраслей современной науки, что всякая наука в той или иной мере использует категорию определенности/неопределенности, но каждый по-своему. Но все толкования так или иначе связаны с философскими категориями общего/частного, конкретного/абстрактного.
Таким образом в философии определенность и неопределенность соотносятся друг с другом как космос и хаос. Хаос первичен — космос — вторичен: неопределенность — первична, определенность — вторична. Неопределенность — это свобода, независимость, неустойчивость, отсутствие всяких качественных свойств, границ, количества. Определенность — это устойчивость, порядок, что-то имеющее место, количество, форму, границы.
Семиотическое понимание категории неопределенности — тема сложная и требует рассмотрения этой семантики на фоне понятия определенность. Если понимать под знаком «некий материальный объект, который для субъекта (интерпретатора) выступает в качестве представителя какого-то другого предмета (материальной или идеальной сущности)» [4], то в рамках неопределенности слабо определены границы предмета, представителем которого является знак. Например, местоимение «кто-то» имеет план выражения, т.е. графический и акустический образ, имеет план содержания в значении «какой-то человек», но не определяет точно объект обозначения (какой именно человек?).
В юникоде (стандарте кодирования символов, включающем знаки почти всех письменных языков мира) в разделе «Разные символы и стрелки» в качестве знака неопределенности взят знак вопроса «?». В какой-то мере значение неопределенности может нести знак «примерно» «≈». А в квантовой физике есть знак определенности ∄, добавив х можно получить значение неопределенности (∄x). Возникает вопрос: Может ли отсутствие материального знака обозначать неопределенность? Думаем, что да. «Значимое отсутствие знака (нулевой знак) тоже несет информацию, отличную от материализованного, видимого знака» [4]. Дорожный знак «пешеходного перехода» информирует участников дорожного движения о том, что в этом участке могут переходить дорогу пешеходы. Но если этот знак отсутствует, это не означает, что пешеходы не могут переходить дорогу по какой-либо случайности или чрезвычайной ситуации, это лишь говорит о том, что пешеходам не рекомендуется переходить дорогу в данном участке. Говоря о дорожных обозначениях, следует отметить, что в числе дорожных знаков Европы и Америки есть знак “UNSERTAINTY AHEAD”, буквально обозначающий «неопределенность впереди». Как дорожный знак, думаем, он может нести в себе значение «опасность». Ведь с психологической точки зрения неопределенность всегда вызывает у человека чувство тревоги. Также прослеживается связь неопределенности с семантикой неизвестности и возможности.
В невербальной семиотике значение неопределенности может выражать жест «пожимания плечами».
Ср. словесное описание жеста в художественной литературе: «Кто их знает? — пожал плечами хозяин квартиры. — Только днем их даже специалисты никогда не видели» (А. Иванов. Загадка .
Но эта жестовая фразема, по словам Г. Е. Крейдлина может одновременно с неопределенностью выражать и «безразличие», «недоумение», «пренебрежение», «презрение», «незнание» и, возможно, еще многое другое» [5]. Причем, жест пожимания плечами актуален только как реактивное сообщение. Т.е., разговор не может начинаться с этого жеста, он может быть только ответом на вопрос или фразу.
С точки зрения жестов, значение неопределенности так же, как и в других отраслях, может нести отсутствие жестов: «Даже неисполнение жеста, например когда человек сдерживает проявление не лице своих подлинных чувств радости или горя — мы часто говорим в подобных случаях, что по лицу человека ничего не видно или что у него непроницаемое лицо, — может оказаться столь же значимым, сколь смех и слезы» [5].
Также неопределенной можно считать фразу «сделать жест по отношению к кому-то или в сторону кого-либо» ведь она не обозначает какого-либо конкретного жеста: «Замбия сделала дружественный жест в сторону Зимбабве — наконец-то послала туда своего посла» [5]. Ср. «Это был вообще человек без жестов. Он садился в машину, выходил из нее, закуривал сигарету, надевал пальто — ни неловко, ни изящно — никак <…> мне казалось, что рядом со мной манекен или калека».
Таким образом, если конкретный жест имеет конкретное значение, то отсутствие жеста тоже имеет значение, и это значение неопределенно по отношению к кому-то или к чему-то.
В этом смысле молчание как противоположность передачи информации речевым способом или нулевой акт коммуникации [7] тоже может выступать в роли маркера семантики неопределенности: «Я выходил из себя. Жена молчала. Молчание — огромная сила. Надо его запретить как бактериологическое оружие» (С. Довлатов). Говоря о молчании с точки зрения философии И. В. Шугайло говорит: «Оно (молчание) предоставляет человеку свободу, тогда как, по заключению лингвистов и философов, язык выступает как средство подавления и насилия» [6]. Напомним, что в разделе «Философское понимание семантики неопределенности» мы упоминали связь неопределенности со значением свободы. Семиотическое понимание семантики неопределенности выходит за рамки привычного описания других категорий, имеет более широкие возможности в плане выражения, так как может выражаться не только материальными знаками, но и нулевыми, а том числе и молчанием.
Таким образом, размышления о категории определенности/неопределенности можно найти у философов Анаксимандра, Аристотеля, Платона, Гегеля, Декарта. До 19 века эта категория считалась чисто логической и философской, то позже ее начали рассматривать как общенаучную категорию. В философии под неопределенностью понимают свободу, независимость, неустойчивость, отсутствие всяких качественных свойств, границ, количества, а определенность — это устойчивость, порядок, что-то имеющее место, количество, форму, границы, причем неопределенность первичен по отношению к определенности. Также динамика философского понимания этих категорий с течением времени изменялось с рассмотрения этих категорий как чисто противоположных понятий к пониманию их единства. С точки зрения знака, категория неопределенности — тема немного непонятная, так как в дескрипции знака с точки зрения неопределенности не хватает одного из составляющих знака — предмета, на который ссылается говорящий, т.е. графический и акустический образ неопределенности существует, а означаемое может пониматься расплывчато (местоимение кто-то). Также отсутствие знака может обозначать неопределенность, в этом плане значение неопределенности в речи может выражать молчание.