Формирование мировоззренческой позиции студентов как общекультурной компетенции

Бесплатный доступ

Проблема и цель. Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования в качестве ведущей общекультурной компетенции указана способность обучающихся использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1)1. Как показывает анализ накопленного педагогического опыта, теоретическое и практическое изучение этой темы на сегодняшний день находится лишь на начальной стадии становления. Цель статьи - отразить авторский подход к раскрытию темы о формировании мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний в рамках общекультурных компетенций, которая в педагогической науке не становилась предметом специального рассмотрения. Методологию исследования составляют изучение и анализ руководящих документов в сфере высшего образования, а также научно-исследовательских работ, посвященных формированию мировоззренческой позиции студентов в образовательном процессе. Результаты. В статье было проанализировано ключевое понятие «мировоззрение», уточнено понятие «мировоззренческая позиция», дана авторская трактовка понятий «мировоззренческая позиция студентов по вопросам о первоначале и пределе мира», «формирование мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний». Названы основополагающие религиоведческие принципы, на основе которых следует строить работу со студентами по формированию их религиозных взглядов. Предложена дидактическая система формирования мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний. Заключение. Массив философских знаний огромен, исчерпать его практически невозможно. Мы обратились к философским знаниям, посвященным коренным, вечным мировоззренческим вопросам о первоначале и пределе мира, поскольку эта тема в полной мере согласуется с внутренней духовной потребностью в ней каждой личности. Предложенная в статье авторская дидактическая система опирается на понимание нами того, что осмысление личностью вопросов о первоначале и пределе мира в полной мере возможно на основе, как научной составляющей, так и тех ответов, которые дает на них религиозная философия. При построении дидактической системы учитывалось, что формирование мировоззренческой позиции студентов по вопросам о первоначале и пределе мира на основе комплекса философских знаний, по сути, сводится к формированию спектра их взглядов (воззрений) на первоначало и предел мира - научных и религиозных, исключительно при соблюдении религиоведческих принципов.

Еще

Общекультурные компетенции, первоначало мира, предел мира, мировоззрение, мировоззренческая позиция, формирование мировоззренческой позиции, религиоведческие принципы, дидактическая система, principles of religiousт studies

Короткий адрес: https://sciup.org/144154521

IDR: 144154521   |   DOI: 10.25146/1995-0861-2017-41-3-03

Список литературы Формирование мировоззренческой позиции студентов как общекультурной компетенции

  • Абросимова Л.Ф. Становление мировоззренческой позиции студента на начальном этапе обучения в вузе//Современное профессиональное образование в сфере физической культуры и спорта: актуальные проблемы и пути совершенствования: труды Всерос. науч.-практ. конф. 2007. С. 60-61.
  • Баранова Т.В. Некоторые аспекты формирования мировоззренческих позиций курсантов и слушателей военных вузов на занятиях по иностранному языку//Высшее образование сегодня. 2008. № 10. С. 85-88.
  • Баркаева И.Л. Формирование индивидуально-психологических новообразований в структуре личности студента -условие становления мировоззренческой позиции//Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2016. № 3 (37). С. 106-108.
  • Введение в философию: учеб. пособие для вузов/авт. кол.: И.Т. Фролов и др. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Республика, 2004. 623 с.
  • Гайдабрус Н.В. Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (обоснование компетенции ФГОС 3+)//Инновационные технологии в современном образовании: сб. тр. по матер. III Междунар. науч.-практ. интернет-конф. 2016. С. 123-126.
  • Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: учебник. М.: Эксмо, 2007. 480 с.
  • Дубнищева Т.Я. Научная компетентность и мировоззренческая позиция участников образовательного процесса технического вуза//Современное образование: практико-ориентированные технологии подготовки инженерных кадров: матер. междунар. науч.-метод. конф. 2015. С. 67-69.
  • Завьялова Т.А. Система становления мировоззренческих позиций будущего учителя музыки//Инновационные подходы в современном художественном образовании: матер. IX Междунар. науч.-практ. конф. 2016. С. 175-179.
  • Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения: учебное пособие. М.: Академический проект, 2007. 239 с.
  • Курбонова С.И. Вопросы формирования мировоззренческих позиций молодежи//Вестник Института языков. 2013. Т. 4, № 4. С. 41-45.
  • Метлик И.В. Религия и образование в светской школе. М.: Планета-2000, ППЦ «Пересвет», 2004. 384 с.
  • Пантелеева В.Ю. Формирование мировоззренческой позиции школьников в рамках ФГОС//Формирование учебных умений: матер. 3 Междунар. науч.-практ. конф. 2014. С. 149-151.
  • Погорелый Д.Н. Формирование мировоззренческих позиций учащихся средних общеобразовательных учреждений в преподавании курса «Основы философии»//Музыка в современном мире: наука, педагогика, исполнительство: тез. II Междунар. науч.-практ. конф. 2006. С. 100-101.
  • Тебиева С.А. Структура преобразования информационного воздействия в мировоззренческие позиции//Вестник Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. 2010. № 4. С. 70-75.
  • Chow A. Eschatology and world christianity//Studies in World Christianity. 2016. № 22 (3). P. 201-215 DOI: 10.3366/swc.2016.0156
  • Hoenen M.J.F.M., Wisnovsky R. Philosophy and theology//The Cambridge History of Medieval Philosophy. 2014. № 1-2. P. 689-706 DOI: 10.1017/CHO9781107446953.061
  • Monferrer-Sala J.P. Al-bah{dot below}r almuh {dot below}it{dot below} wara al-samawat waal-ard{dot below}: Jewish and Christian cosmogonic beliefs in early Islam//Islam and Christian-Muslim Relations. 2011. № 22 (2). Р. 147-160 DOI: 10.1080/09596410.2011.560429
  • Ohler M. Das Bestehen des Kosmos vor dem Hintergrund fruhjudischer und fruhchristlicher Apokalyptik//Kerygma und Dogma. 2016. № 62 (1). P. 3-26. 70.
  • Riley M.T. The earth charter and biodemocracy in the twenty-first century//Zygon. 2014. № 49 (4). P. 904-909 DOI: 10.1111/zygo.12135
  • Shoemaker S.J. «the reign of god has come»: Eschatology and empire in late antiquity and early Islam//Arabica. 2014. № 61 (5). P. 514-558 DOI: 10.1163/15700585-12341312
  • Schooping J. Touching the Mind of God: Patristic Christian Thought on the Nature of Matter//Zygon. 2015. № 50 (3). P. 583-603 DOI: 10.1111/zygo.12188
  • Sy-Tun T. The doctrine of humanity (Ren Sueh)//Voprosy Filosofii. 2012. № 10. Р. 160-16.
Еще
Статья научная