Формирование профессиональных и социальных навыков XXI века в трансформирующемся образовании: потенциал социальной практики

Автор: Никитина Галина Викторовна

Журнал: Современная высшая школа: инновационный аспект @journal-rbiu

Рубрика: Инновационные технологии в вузе

Статья в выпуске: 2 (44) т.11, 2019 года.

Бесплатный доступ

Под влиянием технологической революции и перехода к робототехническим и автоматизированным системам в современных зарубежных и отечественных исследованиях получила развитие проблема формирования навыков XXI века. В статье обосновывается идея использования социальной практики для формирования профессиональных и социальных навыков XXI века у студентов. Анализируются зарубежные и российские исследования о содержании и процессе формирования навыков XXI века; аргументируется возможность использования ресурсов социальной практики как одного из вариантов решения рассматриваемой проблемы. Использованы теоретические методы исследования (анализ и синтез научной литературы, определение, классификация) и эмпирические методы (анализ документации). Результаты исследования заключаются в расширении теоретических представлений об особенностях формирования профессиональных и социальных навыков XXI века у студентов, связанных с использованием идеи социальной практики.

Еще

Навыки и компетенции xxi века, профессиональные и социальные навыки, навык коллективного решения сложных задач, социальная практика, трансформирующее образование

Короткий адрес: https://sciup.org/142228981

IDR: 142228981   |   DOI: 10.7442/2071-9620-2019-11-2-87-92

Текст научной статьи Формирование профессиональных и социальных навыков XXI века в трансформирующемся образовании: потенциал социальной практики

Г.В. Никитина

Четвертая технологическая революция бросает серьезный вызов специалистам, конкурентно противопоставляя человека роботизированным и автоматизированным системам. В эпоху постиндустриального общества для того, чтобы оставаться востребованными специалистами, необходимо иметь не только профессиональные навыки, но формировать новые, универсальные.

На мировом форуме образования (2015 г.) международным сообществом обозначены три группы необходимых знаний. К ним относят: 1) грамотность (базовые знания языков, счета, финансов, наук и культур); 2) компетенции (критическое мышление, решение проблем, творческое мышление, сотрудничество); 3) личные качества (любопытство, упорство, инициативность, лидерство) [7]. В рамках Всемирного Экономического Форума (2016 г., г. Давос, Швейцария) международными экспертами был представлен доклад «New Vision for Education», в котором выделены три сферы важных для современного человека навыков: «новая грамотность, компетенции XXI века и личностные характеристики» [9]. Эксперты ЮНЕСКО выделили следующие навыки XXI века: критическое мышление, навык решения проблем, кооперация, лидерство, эффективная коммуникация, любопытство и воображение, инициативность и адаптивность. Первый вице-президент Сбербанка и президент фонда Сбербанка «Вклад в будущее» Ю.Г. Чупина описывает три типа навыков XXI века: профессиональные, «мягкие» и цифровые [3, с. 144]. Этот перечень навыков также дополняют способностью управлять людьми, работать в команде, распознавать эмоции других людей и свои собственные и управлять ими, формировать суждения и принимать решения, ориентироваться на клиента, быстро переключаться с одной задачи на другую, решать комплексные задачи.

Проблема формирования универсальных навыков на мировом уровне была поставлена еще в 2010 г. в рамках реализации крупного международного научного проекта по оценке и преподаванию навыков и компетенций XXI века (ATC21S) [8]. Инициаторами проекта по разработке новой системы образования явились вицепрезиденты трёх крупнейших компаний в области информационных технологий (Microsoft, Cisco, Intel). С их точки зрения, школы и университеты не готовят выпускников, которые бы могли хорошо вписаться в виртуальные рабочие места и новую систему производства.

Международный эксперт в области формирования навыков XXI века, руководитель проекта ATC21S Патрик Гриффин [8], отмечает, что сегодня акценты смещаются в сторону: «умения критически мыслить; способности к взаимодействию и коммуникации; творческого подхода к делу. Навыки критического мышления, решения сложных задач и взаимодействия международные эксперты объединяют в один комплексный – навык коллективного решения сложных задач» [8]. В этот проект входило 6 стран (2010 г.): Австралия, Сингапур, Португалия, Финляндия, Великобритания и США. Проект пополняется новыми странами-участницами, среди которых Латинская Америка (Аргентина, Чили и Колумбия), Китай, Южная Корея и Таиланд. Сегодня в масштабный проект подключилось более 20 стран.

Суть концепции Патрика Гриффина сводится к следующему: всё, чему можно научиться в Интернете, сможет заменить многие из существующих профессий. Грамотность (умение читать, писать и считать) обязательна, но этого уже не достаточно в современном мире. При составлении учебных программ необходимо будет ориентироваться на более широкие профессиональные компетенции – умение находить нестандартные решения задач и проблем, навыки коллективной работы и так далее.

Разработанная Гриффином концепция по формированию навыков XXI века уже находит применение в программах подготовки будущих педагогов таких университетов, как Мельбурнский (Австралия), Университет Йювяскюля (Финляндия), Университет Стелленбос (Южная Африка). По трансформациям в образовании, происходящим в нашей стране, видим, что и Россия тоже не осталась в стороне.

Для инновационного развития нашей страны встает серьезная проблема поиска механизмов, средств и способов эффективного формирования навыков XXI века. В аспекте формирования ключевых компетенций и новой грамотности в России большое внимание данной проблеме уделяют эксперты института образования НИУ Высшей школы экономики (М.С. Добряко-ва, Е. Карданова, Е. Орел др.). Под их руководством реализуется ряд исследовательских проектов: «Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования» (реализован совместно с Благотворительным фондом «Вклад в будущее» Сбербанка), «4К современного мира. Формирование компетенций 21-го века и оценка индивидуального прогресса в их развитии», «Оценка социальных и эмоциональных навыков в школе: ESP».

Исследование вопросов содержания и формирования навыков XXI века рассматривается в ряде работ П. Лукши [1; 3], основателя Global Education Futures, профессора практики Московской школы управления Сколково, и других авторов.

Таким образом, проблеме формированию навыков XXI века сегодня уделяется большое внимание во всем мире. Анализ перечня навыков XXI века показывает, что в их содержании явно прослеживается их социальная составляющая. Это позволяет обозначить их как социальные. Такие навыки принципиально значимы для отдельных категорий профессий, прежде всего, типа «человек-человек», что позволяет их отнести к категории профессиональных.

На государственном уровне нашей стране проблема формирования навыков XXI века находит отражение в федеральных государственных образовательных стандартах. Для примера проанализируем ФГОСы по направлению подготовки «Педагогическое образование», которые определяют ключевые положения процесса и результата подготовки одной из самых «человеческих» профессий – профессии педагога.

В ФГОСы предусматривают отдельные виды компетенций, которые по своему содержанию в той или иной степени отражают содержание профессиональных и социальных навыков XXI века. К тому же в каждом принятом ФГОСе это содержание прослеживается отчетливее. Так, к примеру, ФГОС ВПО (2009 / 2011г.г.) включал общекультурные компетенции (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7)); общепрофессиональные компетенции (владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3); владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5)) и профессиональные компетенции (готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебновоспитательного процесса (ПК-5); способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9)) [4]. Эти компе -тенции отражают навык коммуникации и коллабарации.

В ФГОС ВО (2015 г.) уже предусматривались следующие компетенции: общекультурные (способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языке для решения профессиональных задач (ОК-4); способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия (ОК-5); способность к самоорганизации и самообразованию) и общепрофессиональные (готовность к вза-

Формирование профессиональных и социальных навыков XXI века в трансформирующемся образовании: потенциал социальной практики

Г.В. Никитина

имодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6) [5].

А принятый в 2018 году, ФГОС ВО 3++ включает уже такие группы универсальных компетенций, как системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, коммуникация, межкультурное взаимодействие, самоорганизация и саморазвитие [6]. Таким образом, последняя версия ФГОС ВО (2018 г.) в явном виде предусматривают формирование навыков XXI века через универсальные компетенции.

Формирование навыков XXI века – это проблема комплексная, многоаспектная. Полагаем, что для ее решения необходимо использовать ресурсы не только отдельных дисциплин, а включаться в комплекс модулей/ дисциплин и, прежде всего, практик. При этом такая подготовка, на наш взгляд, не должна ограничиваться условиями формального образования, а иметь продолжение в неформальном образовании.

В этом контексте предлагаем задействовать ресурсы социальной практики как одного из элементов для системного решения проблемы формирования профессиональных и социальных навыков XXI века.

Под социальной практикой мы понимаем социально значимую деятельность, направленную на решение социальных проблем с целью формирования компетенции социального взаимодействия. В процессе подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности социальная практика представляет собой: 1) самостоятельный и специфический вид практики в системе подготовки будущих педагогов; а также 2) вид неформального образования будущего педагога через проявление социальной активности студента в расширенном социально-образовательном пространстве.

Принципами реализации социальной практики являются: интеграция формального и неформального подходов к организации социальной практики; ва- риативности и инвариантности; принцип самостоятельного выбора; принцип успешности. В предыдущих исследованиях нами доказана эффективность использования социальной практики для подготовки студентов к социальной составляющей профессионально-педагогической деятельности [2].

Социальная практика в системе подготовки будущих педагогов является комплексной и имеет триединую структуру, которую образуют три вида социальных практик (активистская, профессионально-ролевая, социально-проектная). Активистская социальная практика представляет собой инициативную деятельность, имеющую социально значимый характер. По характеру она сравнима с волонтерской деятельностью, предусматривает участие студентов в социально значимых мероприятиях и акциях стажировочных площадок. Профессионально-ролевая социальная практика – это деятельность по освоению социально-профессионального репертуара педагога через участие в конкретных подпрограммах данного вида социальной практики. Социальнопроектная практика представляет собой деятельность студентов по разработке социальных проектов профессионально-педагогической направленности, их практическую реализацию и защиту [2].

Каждый вид социальной практики предполагает осуществление коммуникации и коллабарации с субъектами расширенного образовательного пространства, причем с каждым видом практики это происходит на более высоком уровне вовлеченности в этот процесс. Социально-проектная практика в большей степени ориентирует студентов на формирование навыков XXI века. Так, при разработке проекта студент находится в ситуации, когда приходится критически оценивать возможные варианты решения проблемы, а также проявлять креативность для создания собственного продукта проекта. При этом каждый проект выполняется командой, отрабатывая и этот, важный сегодня, навык. Реализа- ция и защита проекта в свою очередь также позволяют студенту отрабатывать навыки XXI века.

Полученные нами данные свидетельствуют о положительном влиянии социальной практики для формирования у студентов социальной активности, социальной адаптивности, коммуникабельности, способности к занятию проектной деятельностью [2].

По многим параметрам социальная составляющая профессиональной деятельности у специалистов разных отраслей пересекается. Это дает основание для рассмотрения социальной практики как универсального элемента в системе профессиональной подготовки для формирования навыков XXI века, а именно навыка коллективного решения сложных задач. Для этого следует оптимально скорректировать содержание социальной практики и процесс ее организации. В этом случае идея использования социальной практики для формирования профессиональных и социальных навыков XXI века может быть эффективна, что позволит внести вклад в решение исследуемой проблемы.

Список литературы Формирование профессиональных и социальных навыков XXI века в трансформирующемся образовании: потенциал социальной практики

  • Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире [Электронный ресурс] // Союз «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». - Режим доступа: https://worldskills.ru/assets/ docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf
  • Никитина Г.В. Результаты исследования подготовки студентов к профессионально-педагогической деятельности средствами социальных практик // Педагогическое образование в России. - 2015. - №10. - С. 65-70.
  • Образование для сложного общества [Электронный ресурс] // Сайт школы №258 г. Санкт-Петербург. - Режим доступа: https://school258.ru/upload/ editor/files/publications/2018-0003.pdf
  • Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования подготовки по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (приказ Минобрнауки РФ от 22.12.2009 № 788) [Электронный ресурс] // Законодательная база Российской Федерации. - Режим доступа: https://zakon- base.ru/content/part/664851
  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2009 г. №788) [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/8/1583
Еще
Статья научная